Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 10:33, курсовая работа
В связи свыше изложенным, целью данной работы является охарактеризовать роль групповой работы с младшими школьниками, в частности на уроках математики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
дать теоретический анализ роли групповой формы работы;
исследовать эффективность использования групповой формы работы;
Введение ………………………………………………………………..
3
Глава I. Психолого – педагогические основы групповой работы младших школьников………………………………………
Понятие о формах организации обучения и их классификации……………………………………………………..
Организация групповой учебной работы младших школьников………………………………………………………...
Условия для совместной деятельности детей в группах…
1.4. Краткие выводы по Главе I………………………………....
6
6
13
20
22
Глава II. Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе……………………………
Групповая характеристика класса…………………………..
Итоги первого констатирующего этапа исследования……
Применение групповых форм работы на уроке математики…………………………………………………………
2.4. Итоги заключительного этапа исследования………………
23
23
25
27
36
Заключение……………………………………………………………...
39
Список используемой литературы…………………………………….
В первой главе описаны и раскрыты формы организации обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная. Особое внимание обращено на основы групповой работы в начальной школе, ее достоинства и недостатки, условия при которых возможна совместная деятельность школьников в группах.
Главным аргументом групповой работы является совместный труд участников во имя коллективных интересов.
Групповая работа способствует развитию и коллектива, и личности, формирует ответственность каждого перед коллективом и коллектива за судьбу каждого, так как коллектив в таком случае воздействуя на учащихся, оказывает мотивирующее влияние, способствует развитию познавательных потребностей, возникает ситуация соперничества, соревнования. У школьников формируется положительное отношение к учению, труду. А это важно в решении многих воспитательных задач, стоящих перед современной школой.
Глава II. Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе.
Исследования по теме курсовой работы проводились в 3-м классе «А» общеобразовательной школы № 23. Класс обучается математики по учебнику под редакцией Ю.М. Колягина. В классе 25 человек в возрасте 9 – 10 лет. Из них 7 девочек и 18 мальчиков. Дети обучаются вместе почти 2,5 года (Приложение №1).
В классе дети разных способностей, разного уровня работоспособности, воспитанности. Отличников - 2, хорошистов - 12 человек. В классе есть группы детей которые стремятся во всем быть примерами, серьезно относиться к учебным обязанностям, организованы, обладают уже достаточно сложившимися навыками учебного труда. Эти ребята много читают, у них яркое воображение, эмоциональная речь.
У Ковалева Вани, Фадеева Димы и других ребят есть интересное дело вне школы. Чен Оля занимается вместе с Адровой Софьей в музыкальной школе. Фадеев Дима, Чихонадцкий Илья и девочки учатся танцам. Эта группа детей занимает очень прочное авторитетное положение в школе. Хочется отметить благоприятное влияние этой группы ребят на остальных ребят.
Дети класса в основном из семей рабочих. Достаточно много ребят из неполных семей.
В целом между ребятами сложились товарищеские отношения. Они дружат между собой, помогают друг другу.
В соответствии с планом работы на первом констатирующем этапе был проведен «срез» уровня знаний класса по теме: «Формула пути». Учащимся была предложена самостоятельная работа на данную тему следующего содержания:
Вариант I. |
Вариант II. | ||||||||||||||||||||||||
1. Запиши формулу пути: _______ 2. Заполни таблицу:
|
| ||||||||||||||||||||||||
3. Угорь плыл 6ч со скоростью 12км/ч. Какое расстояние проплыл угорь? |
3. Крот пробежал 70см за 7с. С какой скоростью бежал крот? |
В результате проверки были получены следующие результаты:
Итоговая оценка |
1 задание |
2 задание |
3 задание | |
Адрова Софья Акулин Антон Богачев Сергей Башкирцева Екатерина Вальчук Андрей Зорин Андрей Ковалев Иван Кобрисов Артем Карандашова Оксана Клочаева Марина Коломаченко Роман Колобан Андрей Ледлева Ирина Николаев Евгений Покидаев Роман Пырков Владислав Рогов Вадим Рогов Денис Умнов Юрий Фадеев Дмитрий Хорнков Евгений Хажайнова Мария Чен Ольга Чихонадский Илья Чайников Владимир |
5 3 3 4 3 4 4 3 5 4 3 3 4 3 3 3 4 4 3 5 3 4 5 4 3 |
+ - + + - + + - + + - - + - - - + + - + - + + + - |
+ +/- +/- + +/- +/- +/- +/- + + +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/- + +/- + +/- +/- +/- |
+ +/- - +/- - +/- +/- - + +/- - +/- +/- - - - +/- +/- - + - - + + - |
Наиболее часто ошибались ученики в единицах измерения скорости, расстояния и времени. Затруднение вызвало и непосредственная запись формулы.
Далее работа над темой будет проходить с применением групповой формы работы на уроках.
Соединение детей в группы происходило с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться. Исходя из выше сказанного было создано 5 групп по 5 человек в каждой (Приложение №2).
Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:
Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. В созданных группах роли были распределены следующем образом:
Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
Был сделан плакат с правилами и напоминал ученикам правила перед тем, как они начинали работать в группах.
Приведем несколько примеров заданий.
Цель работы над задачами – рассмотреть схемы задач на движение и закрепить знания о формуле пути.
Работа проводится в группах. На столе у каждой группы учеников наборы условий задач, пронумерованных и схем к этим задачам.
Группа 1. «Черепаха проползла 81 см за 9 с. С какой скоростью ползла черепаха?»
«Комнатная муха пролетела 140 дм со скоростью 20 дм/с. Сколько времени она летела?»
s |
v |
t |
Группа 2. «Жираф бежал 60 с со скоростью 12 м/с. Какое расстояние пробежал жираф?»
«Кальмар развил скорость 10 м/с. Какое расстояние проплыл кальмар за 10 с ?»
s |
v |
t |
Группа 3. «Меч – рыба проплыла 210 км со скоростью 70 км/ч. Сколько времени она затратила?»
«Ледник сполз в море на 100 метров за 5 лет. С какое скоростью сползал ледник?»
s |
v |
t |
Группа 4. «Лосось плыл 5 ч со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние проплыл лосось?»
«Тайфун двигался вдоль побережья Флориды 3 часа со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние прошел тайфун?»
s |
v |
t |
Группа 5. «Стриж пролетел 10 км со скоростью 5км/ч. Сколько времени он затратил?»
«Город Венеция погружается в море со скоростью 3 мм/год. На какую глубину погрузилась Венеция за 8 лет?»
s |
v |
t |
Учитель руководит работой учащихся в группах: "Прочитайте задачу про себя: выделите условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи. Заполните схему, решите задачу. Обсудите решение и ответ задачи с товарищами".
Проверка решения проводится в форме группового опроса.
Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Цель работы над задачами – рассмотреть схемы задач на движение и закрепить знания о формуле пути.
Работа проводится в группах. На столе у каждой группы учеников краткая запись условий задач. Необходимо коллективно (внутри группы) подобрать сюжет к ним, не противоречащий жизненной ситуации. Они размещены с таким расчетом, чтобы под каждой из них можно было записать решение.
Задача 1.
s |
v |
t | |
I |
15 км |
3 ч | |
II |
16 км |
4 ч |
Задача 2.
s |
v |
t | |
I |
480 км |
? |
6 ч |
II |
? |
на 12км больше |
6 ч |
Задача 3.
s |
v |
t | |
I |
51 км |
3 ч | |
II |
на 6 км больше |
3 ч |
Информация о работе Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе