Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 01:28, контрольная работа
В старшем возрасте дети учатся делить предметы на равные части, понимать, что часть меньше целого, а части одного и того же целого тем меньше, чем на большее количество частей разделено это целое. Так познаются детьми новые функциональные связи, создается наглядная основа для понимания в дальнейшем, в школе, дробного числа.
Воспитательница включает знания детей и в практическую деятельность. Например, помогая повару делать винегрет, дети стараются разделить морковку, картофель, лук на две, четыре равные части и т.д.
Упражнения в делении предметов на равные части позволяют перейти к обучению измерения, а умение измерять дает возможность делить на части самые разнообразные предметы.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Ознакомление детей с делением целого на равные части…………. 3
2. Закрепление приемов деления предмета на равные части…………. 6
Заключение……………………………………………………………….. 9
Литература………………………………………………………………. 11
Конспект занятия по Ф. Э. М. П. в старшей группе………………… 12
Предметы были разных размеров, и их части тоже разных размеров. Целесообразно здесь же противопоставить результаты деления на части предметов, равных по величине. При проведении упражнений в делении предметов на равные части воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети точно выполняли действия, проверяли равенство частей, пользуясь приемами наложения и приложения, а также измерения условной меркой, приучает детей употреблять в речи следующие слова и выражения: разделить на равные части, целое, половина, пополам, одна из двух частей, одна из четырех частей, а несколько позднее – одна вторая, одна четвертая. Последние выражения не следует специально заучивать, дети постепенно их запоминают. Каждый раз ребята пересчитывают части, а соединяя их вместе, получают 1 целый предмет, устанавливают отношение между целыми и частью.
В итоге ряда занятий можно задать детям вопросы, позволяющие обобщить знания: « Сколько раз надо сложить круг, чтобы разделить его на 2
(4,8) равные части? Если квадрат сложить 1 (2,3) раз пополам, сколько частей получится? Если я вас прошу дать мне половину груши, на сколько частей вы ее разделите? А если попрошу ¼ ? Сколько таких частей в целой груше? На сколько частей я разделила целое, если это 1 часть из 4 (из 2)? Если мы разделим пополам большой предмет и маленький, половина какого предмета будет больше? А меньше? Почему?»
Деление на части позволит показать детям возможность дробления предметов на равные доли, наглядно выявить отношение целого и части, и, таким образом, создается условие для осознания детьми процесса измерения величин. При измерении предмет как бы дробится на части, сумма которых и характеризует его величину.
После того как дети овладевают приемами измерения, им можно предложить разделить палку, рейку, дощечку, нарисованный на доске прямоугольник и пр. на 2,4,8 равных частей. Ребята видят, что данные предметы не сгибаются, усвоенные способы деления не подходят. Как быть? Воспитатель не спешит с подсказкой. Он раскладывает перед детьми предметы, которыми можно воспользоваться в качестве мерки. Здесь детям и помогает понимание взаимосвязи между размером предметов и размером их соответствующих частей. 1-2 наводящих вопроса и дети догадываются, что надо выбрать подходящую мерку, отмерить кусок, равный длине предмета, разделить мерку (сложить) на соответствующее количество частей и затем отмерить эти части на предмете, сделать отметки карандашом, мелком и др.
Полезно поупражнять детей в делении геометрических фигур, нарисованных на бумаге в клетку. Дети рисуют фигуры заданного размера, а затем по указанию воспитателя делят их на 2,4 равные части, измеряя по клеткам. По указанию воспитателя они проводят отрезки длиной от 2 до 10 клеток сверху вниз или слева направо и делят их на части, равные длине 1, 2, 3, 4,5 клеток. Устанавливают связи между величиной мерки и количеством получившихся частей: « На сколько частей разделится отрезок, если каждая часть будет
равна 2 клеткам? Если мы разделим отрезок на 3 равные части, чему будет равна 1 часть?»
Заключение.
Во всех группах воспитатель учит детей счетной деятельности: педагог формирует первые элементарные понятия о множестве, о числе, о системе чисел в виде натурального ряда, о взаимо- обратных отношениях между числами; подводит детей к элементарному пониманию основ системы счисления, к счету групп предметов; в практическом плане педагог знакомит детей с целым и его частями, т.е. создает основу для понимания в будущем дробного числа.
Обучение детей счетной деятельности, имеющей дело всегда с конкретными множествами ( предметами, звуками, движениями), является главной задачей обучения до школы.
В старшем возрасте дети учатся делить предметы на равные части, понимать, что часть меньше целого, а части одного и того же целого тем меньше, чем на большее количество частей разделено это целое. Так познаются детьми новые функциональные связи, создается наглядная основа для понимания в дальнейшем, в школе, дробного числа.
Воспитательница включает знания детей и в практическую деятельность. Например, помогая повару делать винегрет, дети стараются разделить морковку, картофель, лук на две, четыре равные части и т.д.
Упражнения в делении предметов на равные части позволяют перейти к обучению измерения, а умение измерять дает возможность делить на части самые разнообразные предметы.
Литература.
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1985.
2. Васильева М. А. Программа обучения и воспитания в детском саду. М.:Просвещение.-2009.
3. Доронова Т. Н. Образование детей 6-7 лет в детском саду. Москва « Просвещение». 1997г.
4. Ерофеева Т. И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М. Просвещение, 1992.
5. Леушина А. М. Формирование элементарных
математических представлений
6. Новикова Н. В. Методическое пособие к занятиям по математике.- М.: Просвещение.- 2007г.
7. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар.света, 1990
8. Стажорова М. Математика. Учимся, играя.- Москва, « Феникс», 2008г.
9. Формирование элементарных
10. Формирование элементарных
11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. Пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред.пед. учеб.заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000
Конспект занятия по Ф. Э. М. П. в старшей группе «Василек»
Тема: Деление предметов на несколько равных частей
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Цели: Научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам/ (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части) ; научить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получились 2 (4) равные части, половина целого, одна из 2 частей, одна из 4 частей) ; дать представление о том, что половина— это одна из 2 равных частей целого; показать отношение между целым и частью (целое больше части, часть меньше целого) ; учить отвечать полным ответом; закрепить умение видеть равное число разных предметов.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о делении числа на части, о геометрических фигурах, удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 мин., умеет работать коллективно, участвует в подвижной игре, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Материалы и оборудование: геометрические фигуры.
Раздаточный материал: у каждого ребенка — по кругу, по 3 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке. (На карточках нарисованы какие-либо предметы в количестве 3, 5, 7, 9 шт. Рисунки предметов расположены по-разному.)
Ход занятия
названия фигур. Задание: найти «лишнюю» фигуру.
Вводная часть.
Воспитатель: «Дети, сегодня мы узнаем много нового! Внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать. У меня бумажная полоска, я сложу ее пополам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли эти части? »
Педагог складывает полоску, убеждая детей в равенстве ее частей.
«Получились 2 равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая половина. Что я сейчас показала? (Части полоски) Сколько всего половин( 2)
«Половина — это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске( 2) Как я получила 2 равные части? (согнула пополам) Что больше: целая полоска или одна из 2 равных ее частей (Целая) Что меньше: целая полоска или одна из ее половин (Часть) А если я сложу полоску вот так (не пополам, на сколько частей я разделила ее? (2) Можно ли эти части назвать половинами (нет) Почему? »(они не равны)
Основная часть.
Воспитатель предлагает ребенку сложить круг 1 раз пополам.
«Итак, что вы сделали, что получилось? »(сложили круг пополам, получился полукруг)
- Раскрасим одну из половин круга.
Гимнастика для глаз.
«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Воспитатель задает вопросы:
«Что больше (меньше) : целый круг или одна из 2 равных частей (половин его? »
Воспитатель опять предлагает сложить круг пополам, а потом 2 равные части круга еще раз сложить пополам; разделить бумажный прямоугольник на 2 равные части и еще раз пополам.
-Сколько раз сложили круг пополам( 2) А прямоугольник( 2) Сколько получилось частей( 4) Равны ли эти части (да)
Ребенок обводит рукой каждую из 4 частей.
Воспитатель : «Что больше (меньше) : одна из 4 частей целого или целый круг (круг) Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам( 2) Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам? »( 4)
Воспитатель предлагает детям сложить прямоугольник 1 раз пополам; напоминает, что складывать надо точно, чтобы стороны и углы совпадали.
Задает вопросы:
«Что сделали? Что получилось? Равны ли части (равны) Что больше (меньше) : половина целого или целый прямоугольник? »(целый)
Далее педагог предлагает второй прямоугольник дважды сложить пополам и спрашивает:
«Что сделали? Что получилось? »
Дети обводят пальцем каждую из 4 частей.
Игровой момент.
Дети делятся на паласах на 2 команды. В середине лежат половинки кругов разных цветов (желтые и розовые). Задача каждой команды: кто быстрее соберет круги. Одна- розовые, другая- желтые.
Заключительная часть:
Воспитатель: «Что вы научились делать? Если предмет сложить 1 раз пополам, то сколько частей получится? Какие получатся части? Как они называются? Сколько раз надо сложить предмет пополам, чтобы получились
4 равные-части? »
Педагог говорит, что сейчас дети поучатся подбирать карточки, на которых нарисовано поровну разных предметов, и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у них на карточке. Далее Он объясняет задание:
«Я буду называть числа, а те, у кого на карточке нарисовано такое же число предметов, выйдут вперед, встанут в ряд и покажут всем детям свои карточки».
Педагог называет числа, дети выходят, показывают карточки и называют, сколько каких предметов на них нарисовано. Задает вопрос: «По сколько предметов нарисовано на карточках? »
-Молодцы, ребята. Сегодня все хорошо работали.
-Вечером я пойду в магазин за хлебом. Мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разрежет буханку хлеба (Дети: пополам)
Подведем итог.
-Ребята, что мы сегодня делали?
- А что вам запомнилось?
Занятие окончено.
Информация о работе Методика обучения деления целого на части