Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:32, контрольная работа
Бомбить аэродром отправляются 3 самолета, 2 из них – бомбардировщики. Противник может выстрелить по двум самолетам. При выстреле по самолету он поражает летящий первым с вероятностью 0,4, летящий вторым или третьим – с вероятностью 0,5. Аэродром разбомблен, если хотя бы один бомбардировщик уцелел. Сформулировать задачу как задачу теории игр. Найдите решение или укажите алгоритм нахождения решения.
Разделим элементы строки 1 на 26/25. |
базисные переменные |
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
свободные члены |
отношение | |||||||||||||||||||||||||
x4 |
0 |
0 |
1 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
x1 |
1 |
0 |
|
0 |
|
|
1 |
| |||||||||||||||||||||||||
x2 |
0 |
1 |
- 1 |
0 |
|
|
0 |
- | |||||||||||||||||||||||||
L |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
1 |
1 |
- |
От элементов строки 2 отнимает соответствующие элементы строки 1 умноженные на 8/5. |
От элементов строки 3 отнимает соответствующие элементы строки 1 умноженные на -1. |
От элементов строки L отнимает соответствующие элементы строки 1 умноженные на -2/5. |
базисные переменные |
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
свободные члены |
отношение | ||||||||||||||||||||
x3 |
0 |
0 |
1 |
|
|
|
|
- | ||||||||||||||||||||
x1 |
1 |
0 |
0 |
|
|
|
|
- | ||||||||||||||||||||
x2 |
0 |
1 |
0 |
|
|
|
|
- | ||||||||||||||||||||
L |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
- |
X 3 = ( 5/13 , 5/13 , 5/13 , 0 , 0 , 0 )
Значение функции L для данного решения: L (X 3) = 15/13 |
L = |
15/13 |
-5/13 x4 |
-5/13 x5 |
-5/13 x6 |
Учитывая, что все x i 0 по условию задачи, наибольшее значение функции равно свободному члену 15/13. |
x1 = 5/13 |
x2 = 5/13 |
x3 = 5/13 |
Учитывая правило формирования ответа симметричной двойственной задачи, запишем ее решение, на основании все той же последней симплекс таблицы. |
y1 = 5/13 |
y2 = 5/13 |
y3 = 5/13 |
Максимальное значение функции прямой задачи равно минимальному значению функции двойственной задачи. |
Lmax = 15/13 , Fmin = 15/13 |
Найдем цену игры v . |
v = 1 / Fmax = 1 / Lmin = 13/15 |
Теперь, мы можем найти
оптимальное решение нашей |
p*1 = y1 * v = 5/13 * 13/15 = 1/3 |
p*2 = y2 * v = 5/13 * 13/15 = 1/3 |
p*3 = y3 * v = 5/13 * 13/15 = 1/3 |
q*1 = x1 * v = 5/13 * 13/15 = 1/3 |
q*2 = x2 * v = 5/13 * 13/15 = 1/3 |
q*3 = x3 * v = 5/13 * 13/15 = 1/3 |
Ответ : |
P* = ( 1/3 , 1/3 , 1/3 ) |
Q* = ( 1/3 , 1/3 , 1/3 ) |
Цена игры v = 13/15. |
Дадим объяснение полученному ответу. |
Выигрыш игрока А составит 13/15 |
Проигрыш игрока В составит 13/15 |
Игрок А : |
использует стратегию A1 на 33.3333333333333 % |
использует стратегию A2 на 33.3333333333333 % |
использует стратегию A3 на 33.3333333333333 % |
Игрок B : |
использует стратегию B1 на 33.3333333333333 % |
использует стратегию B2 на 33.3333333333333 % |
использует стратегию B3 на 33.3333333333333 % |
Шаг:1
Определим нижнюю цену игры - α
Нижняя цена игры α — это максимальный выигрыш, который мы можем гарантировать себе, в игре против разумного противника, если на протяжении всей игры будем использовать одну и только одну стратегию (такая стратегия называется "чистой").
Найдем в каждой строке
платежной матрицы минимальный
Затем найдем максимальный элемент дополнительного столбца (отмечен звездочкой), это и будет нижняя цена игры.
Таблица 1
Стратегии "B" | |||||
Стратегии "A" |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
Минимумы строк |
A1 |
2 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
A2 |
6 |
2 |
0 |
0 |
0* |
A3 |
4 |
7 |
0 |
-1 |
-1 |
A4 |
0 |
7 |
-1 |
-2 |
-2 |
В нашем случае нижняя цена игры равна: α = 0, и для того чтобы гарантировать себе выигрыш не хуже чем 0 мы должны придерживаться стратегии A2
Шаг:2
Определим верхнюю цену игры - β
Верхняя цена игры β — это минимальный проигрыш, который может гарантировать себе игрок "В", в игре против разумного противника, если на протяжении всей игры он будет использовать одну и только одну стратегию.
Найдем в каждом столбце
платежной матрицы максимальный
Затем найдем минимальный элемент дополнительной строки (в нашем случае таких элементов 2, - отмечены плюсами), это и будет верхняя цена игры.
Таблица 2
Стратегии "B" | |||||
Стратегии "A" |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
Минимумы строк |
A1 |
2 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
A2 |
6 |
2 |
0 |
0 |
0* |
A3 |
4 |
7 |
0 |
-1 |
-1 |
A4 |
0 |
7 |
-1 |
-2 |
-2 |
Максимумы столбцов |
6 |
7 |
0+ |
0+ |
В нашем случае верхняя цена игры равна: β = 0, и для того чтобы гарантировать себе проигрыш не хуже чем 0 противник ( игрок "B") должен придерживаться одной из стратегий B3 , B4
Шаг:3
Сравним нижнюю и верхнюю цены игры, в данной задаче они совпадают, т.е. α = β = 0 . Это значит, что игра имеет решение в так называемых "чистых", минимаксных стратегиях. Это как раз те стратегии для игроков "A" и "B" которые были найдены выше, при поиске нижней и верхней цен игры. То есть, в нашем случае для игрока "A" оптимальной будет стратегия A2, а для игрока "В" - B3. Нетрудно заметить, что элемент платежной матрицы расположенный на пересечении чистых оптимальных стратегий (строка 2, столбец 3) является одновременно минимальным в строке и максимальным в столбце (отмечен знаками *+ см. Табл.3). Такие элементы называются седловыми точками, именно их наличие и определяет существование решения игры в чистых стратегиях, а его значение (в нашем случае 0) совпадает с чистой ценой игры или просто ценой игры - v. Пара оптимальных стратегий, в играх имеющих седловую точку, всегда проходит через последнюю.