Нетрадиционные формы урока математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому не пытались бы идти учителя. Все самое ценное осталось в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы форм уроков математики
1.1Особенности традиционного урока……………………………………….5
1.2Особенности нетрадиционного урока…………………………………….6
1.3Формы нетрадиционного урока …………………………………………..7
2 Построение нетрадиционного урока посредством проведения математических игр и развлечений
2.1Цели, задачи и теоретико-методологические аспекты
игровой технологии …………………………………………………………..10
2.2 Описание и методика организации различ¬ных математических игр….14
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованных источников………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

netraditsionnye_formy_uroka_matematiki.docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы форм  уроков математики

1.1Особенности традиционного урока……………………………………….5

1.2Особенности нетрадиционного урока…………………………………….6

1.3Формы нетрадиционного урока …………………………………………..7

2 Построение нетрадиционного урока посредством проведения математических игр и развлечений

2.1Цели, задачи и теоретико-методологические аспекты

игровой технологии …………………………………………………………..10

2.2 Описание и  методика организации различных математических игр….14

Заключение…………………………………………………………………….19

Список использованных источников………………………………………...20

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому не пытались бы идти учителя. Все самое ценное осталось в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей. 
    В последние годы некоторые учителя, неудовлетворённые качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, иногда склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения как будто устарели, не всегда эффективно стимулируют познавательную деятельность учащихся и не открывают простора для методического творчества. Хотя многие передовые учителя при качественном проведении уроков и преодолении недочётов добиваются высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников. 
Тем не менее,  поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, заслуживают всяческой поддержки.

Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. 
    В настоящее время в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками.

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования (создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций и прочее)[10,с.61]. 
          Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний [1, с.113].

При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализировались учебники, научные журналы, научно-популярная литература, сборники нормативных документов, производился поиск и отбор материалов, посвящённых данной теме, проводилась их методическая обработка.

Цель курсовой работы: изучить теорию по теме «Нетрадиционные формы урока математики».

В ходе выполнения данной курсовой работы были поставлены следующие задачи: описать теоретическое, а также показать практическое применение нетрадиционных форм уроков математики.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ  УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

1.1 Особенности  традиционного урока

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства [6, с.75].

Современный урок математики – это проблемный урок с использованием мультимедиа технологий и построенный на принципах здоровьесбережения, личностно-ориентированного подхода, индивидуального подхода, использования коллективных способов обучения и интегративного подхода.

По способу проведения различают  традиционные и нетрадиционные формы уроков математики.

Традиционно урок сложился как четырехэлементная структура (Схема 1), включающая проверку домашнего задания или опрос, объяснение или изучение нового, закрепление и упражнения, задание на дом; такая структура логически обоснована и вполне имеет право на существование.

Аббревиатура данного урока расшифровывается следующим образом:

ПМ – повторение ранее изученного;

ИНМ – изучение нового материала;

ЗИМ – закрепление изученного материала [8, с. 87].

При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. Положительными сторонами такого обучения являются: систематичность обучения; упорядоченная, логически правильная подача учебного материала; организационная четкость; постоянное эмоциональное воздействие личности педагога; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении [7, с.17].

1.2 Особенности нетрадиционного урока

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала[1,с.4]. 
          Нетрадиционные уроки – это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.  
Признаки нетрадиционного занятия урока математики [5, с.43] :   

1)Присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;

2)Кроме программного, используется и внепрограммный материал;

3)Занятие проводится с использованием оригинального оформления;

4)В процессе занятия используется музыка, видео,  информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;

5)Дает возможность обучающимся раскрыться  с новых сторон, помогает ориентироваться  в атмосфере творческого поиска;

6)Требует серьезной предварительной подготовки.

    1.  Формы нетрадиционного урока

Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. Если структура традиционного урока нарушена, то такой урок автоматически становится нетрадиционным. В данной работе рассмотрены следующие формы нетрадиционного урока: проблемный урок; урок в форме лекции-«парадокс», урок – математическое соревнование .

  1. Проблемный урок.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемный урок возник сначала в опыте учителей Татарстана (где министром образования, теоретиком и организатором этого вида обучения был известный ученый-педагог М.И. Махмутов), а затем распространившегося по стране. Проблемный урок обладает структурой, соответствующей этапам поисковой деятельности: постановка (или совместное выдвижение) проблемы, актуализация или приобретение недостающих для решения знаний, выдвижение гипотез, поиск вариантов возможного решения, осуществление и проверка решения. На проблемном уроке имитируется ситуация научного или практического поиска, развивающая творческие качества личности школьника.

Психологические условия для успешного применения проблемного обучения заключаются в следующем:

–Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний, быть доступными для учащихся;

–Проблемные ситуации должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

– Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения: высокая самостоятельность учащихся; формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

  1. Урок – «парадокс» в форме лекции.

Среди уроков с измененными способами организации рассмотрим урок в форме лекции – «парадокс». Урок проводится на этапе повторения материала, следовательно, целью такого урока будет являться повторение материала по конкретной теме, а среди развивающих задач будут фигурировать развитие внимания и критического мышления. Урок организуется следующим образом:

1) Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

2) Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания – составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

3) Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.

4) Делают записи в тетради в табличной форме:

План лекции

Ошибки

Ответы на вопросы

     

 

5) Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.

6) Один из учеников называет допущенную ошибку, учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции.

7) Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно.

8) Обсуждение следующей неточности.

Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность «ошибки».

  1. Математическое соревнование.

Математическое соревнование – это форма учебной деятельности учащихся, при которой участники стремятся превзойти друг друга в решении математических задач. Выделяют следующие виды математических соревнований: математическая олимпиада; математический бой; математический конкурс; математическая игра; математический турнир; математическая карусель; математическая викторина; математическая эстафета и др. [ 8, с.87-90].

Чтобы соревнования приобретали развивающий характер, их содержание должно выходить за пределы учебных программ и учебников, за пределы известного детям. Деятельность детей должна требовать от них определенных усилий. Проводя познавательные соревнования, учитель ориентируется на уровень общего умственного и социального развития детей, внося в них конкретные коррективы в соответствии с его педагогическими задачами.

 

 

 

 

 

2 ПОСТРОЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И РАЗВЛЕЧЕНИЙ.

2.1 Цели, задачи и теоретико-методологические аспекты игровой технологии.

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре осуществляется личностное становление школьников.

Теоретико-методологические основы игровых технологий представлены трудами А.А. Вербицкого, Л.В. Загрековой, Д.Б. Эльконина и многих других авторов. Роль и место дидактических игр в процессе обучения математике в 5-11 классах рассматривает В.Г. Коваленко в книге «Дидактические игры на уроках математики» (Москва, 1990). Об условиях и требованиях, при которых целесообразно использовать дидактические игры во внеклассной работе, говорится в работе Е.А. Дышинского «Игротека математического кружка» (Москва, 1972). В методическом пособии М.Н. Перовой «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» (Москва, 1996) показано значение дидактических игр математического содержания для лучшего понимания и закрепления математического материала, для успешного проведения коррекционно-воспитательной работы с младшими школьниками, для эффективного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность через дидактическую игру и упражнения занимательного характера. В пособии «Дидактические игры на уроках математики с недостаточным уровнем подготовки» И.В. Косолаповой, В.П. Краснощековой и др. (Пермь, 1995) обосновывается роль дидактической игры в формировании интереса к учению; рассматривается содержание термина «дидактическая игра», ее структурные компоненты и специфические особенности; даны некоторые методические рекомендации. В пособии А.В. Фаркова «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы» (Москва, 2006) рассмотрены вопросы организации и методики проведения игровых форм внеклассной и внешкольной работы по математике; предложены примерные разработки конкретных игр. В учебном пособии «Организация внеклассной работы по математике в современной школе» В.Л. Пестеревой и др. (Пермь, 2010) представлены многообразные игровые формы и их конкретное содержание; даны методические рекомендации по проведению различных игровых мероприятий.

Информация о работе Нетрадиционные формы урока математики