Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:24, лекция
Для использования экономической информационной системы (ЭИС) на рабочем месте ее необходимо спроектировать посредством информационных технологий. При этом следует заметить, что ранее процесс проектирования ЭИС был отделен от процесса обработки экономических данных предметной области. Сегодня он также существует самостоятельно и требует высокой квалификации специалистов-проектировщиков. Однако уже созданы информационные технологии (ИТ), доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ЭИС с процессом обработки данных. Например, электронная почта, текстовые и табличные процессоры и т. д. При этом тенденция создания информационных технологий, доступных любому пользователю, продолжается.
Если до конца XIX в. примерно
95 % трудового населения работало
в сфере материального
1946 г . — начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые в истории человечества был создан способ записи для долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Процесс записи ранее формализованных профессиональных знаний в готовой для непосредственного воздействия на машины и механизмы форме получил название программирования. С момента появления первой ЭВМ информационные технологии прошли ряд этапов.
Таблица 1.1. | |||
Период |
Способ реализации ИТ |
Тип технических средств |
Тип приложений |
До 1445г |
Преобразование материальных
объектов в информационные |
Ручной |
|
До 1946г |
Тиражирование знаний |
Печатные устройства, фото, телеграф, телефон |
|
До 1960г |
Программирование |
ЭВМ I и II поколений |
Ассемблер, Алгол, Кобол и
др., Управляющие программы |
До 1980г |
Операционные системы, системы программирования, пакеты прикладных программ |
ЭВМ III поколения, мини ЭВМ, глобальные сети |
ОС IBM 360 и др., текстовые редакторы, СУБД, САПР, типовые пакеты прикладных программ, гипертекст |
До 1990г |
Формализация знаний |
Персональные компьютеры, локальные сети |
Табличные и графические процессоры, электронная почта, интегрированные пакеты, экспертные системы, распределенная обработка данных, типовые предметные приложения |
До 1995г |
Визуализация |
Интернет, интранет |
Мультимедиа, электронный
офис, электронный документооборот,
информационные хранилища, управление
групповой работой, корпоративные
и транснациональные |
С 1995г |
Информатизация общества |
Беспроводные сети ЭВМ |
Видеоконференция, управление знаниями и новациями, реинжениринг, видео почта, проникновение ИТ в бытовые приборы |
I этап продолжался до начала 60-х гг.[1] Эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколений (ламповые и полупроводниковые). Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель — максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных адресах, разработка библиотек стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и ассемблера. В конце 50-х гг. А.А. Ляпуновым был разработан операторный метод. Он послужил основой для разработки алгоритмических языков (алгол, кобол, фортран) и управляющих программ. Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов, и появление первых управляющих программ реального времени и пакетного режима.
В 1960 году во Франции был введен термин «информатика» как гибрид слов информация и автоматизация. Он означал автоматизированный процесс получения, обработки, хранения и передачи информации с помощью ЭВМ и средств связи.
В экономической сфере автоматизировалось решение отдельных задач, которые были формализованы к этому моменту. Они программировались на машинных языках, автокодах, алгоритмических языках.
II этап длился до начала 80-х гг. Появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель – разработка инструментальных средств программистов. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Появились языки программирования высокого уровня (PL, Pascal и др.) и инструментальные средства. К последним относятся типовые пакеты прикладных программ (ППП) для автоматизации решения отдельных экономических задач и подсистем (в дальнейшем их стали называть предметными приложениями) и пакеты общего назначения.
Из пакетов общего назначения можно выделить системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, текстовые и графические редакторы, гипертекст. Появились новые технологии программирования: структурное и модульное. Появились глобальные сети ЭВМ.
Предметные приложения разрабатывались для автоматизации управления экономическими объектами в виде типовых проектных решений, фактографических информационных систем, автоматизированных систем управления (АСУ), автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП), автоматизированных систем обработки данных (АСОД) и других автоматизированных систем обработки экономической информации (СОЭИ).
За наукой, изучающей общие свойства
информации, а также методы, процессы,
технические и программные
Появились наукоемкие изделия,
в себестоимости которых
III этап продолжался до начала 90-х гг. В конце 70-х гг. был сконструирован персональный компьютер (ПК).
Персональный компьютер — это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно формализуемых процессов человеческой деятельности.
Отсюда критерий — создание информационных технологий для формализации знаний, цель — проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), табличные и графические процессоры, экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных. Если раньше для обработки каждого вида информации (текст, таблица, график, база данных и т. д.) существовала отдельная технология, то сейчас они объединяются в интегрированные пакеты прикладных программ.
Появление персонального компьютера произвело вторую информационную революцию. Стали возможными персональные вычисления. Персональные вычисления — это режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте. На ЭВМ стал работать непрограммист.
Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом.
Появилась новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы.
Истощение природных ресурсов
привело к использованию
Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий. Знание становится силой.
В экономической сфере
разрабатываются технологии автоматизированной
обработки экономической
IV этап — до 1995 г. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель — информатизация общества.
Появление гипертекстовой технологии
качественно изменило подходы к
разработке существующих и новых
программных средств. Она стала
инструментом разработки технологии мультимедиа.
Появились графические
Продолжается интеграция приложений. Сетевые, гипертекстовые и мультимедийные технологии включаются практически во все приложения как составной элемент обработки и передачи данных.
Телекоммуникация становится
средством общения между
Появляются электронные
офисы, информационные хранилища (склады
данных), системы электронного документооборота,
автоматизации деловых
В экономической сфере
это приводит к появлению корпоративных
и транснациональных
Создались предпосылки формирования общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке, архивам и т. д. Информация становится стратегическим ресурсом. Создается виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и системы. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Происходит информатизация общества.
V этап — с 1995 г. Глобализация.
Появление IP-протоколов для мобильных телефонов (VoIP и др.) распахнуло дверь для включения их в сеть интернет и развития электронного мобильного бизнеса. Критерий — доступ к информационным ресурсам каждому члену общества. Цель — глобализация общества.
Появляются технологии проведения видеоконференций, управления знаниями и новациями, видеопочта, технологии реинжениринга для перепроектирования и модернизации устаревших систем. Реинжениринг обусловил переход к автоматизации бизнеспроцессов, происходящих в организациях. Отличие автоматизации задач от автоматизации бизнеспроцессов состоит в том, что бизнеспроцессы включают в себя не только технологический алгоритм решения задачи, но и распределение ответственности в процессе принятия решений, элементы контроля и культуры персонала. Это приводит к появлению интегрированных интеллектуальных информационных систем: систем поддержки принятия решений и аналитических комплексов.
Информационные технологии проникают в приборы, устройства, жизнь.
Информатизация общества — совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных.
Информатизация означает
широкое использование
Идет формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Формируются базы данных по всем интересующим человека вопросам, включая быт, коммерцию, бизнес, игры, образование.
Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном обществе — информация, знание, творчество.
Денежный показатель уступает первое место информационному, так как идет борьба за контроль над значительной частью мировых потоков информации. Поэтому основная задача современного общества — стимулировать творческий процесс. А так как таланты не создаются, нужно формировать культуру, т. е. условия, в которых развиваются и процветают таланты.
Информатизация общества приводит к повышению уровня жизни, культурно-образовательного ценза, росту числа существенных показателей качества жизни, увеличению разнообразия общественных запросов, номенклатуры вновь создаваемых изделий и услуг. Реализуется синтез поэзии, искусства, техники, науки.
Основные черты переходного периода к информатизации общества следующие: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, ускорение технологического цикла развития «знание — производство — знание», массовое тиражирование профессиональных знаний.
Информация о работе Общая характеристика информационных технологий