Общая характеристика информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:24, лекция

Краткое описание

Для использования экономической информационной системы (ЭИС) на рабочем месте ее необходимо спроектировать посредством информационных технологий. При этом следует заметить, что ранее процесс проектирования ЭИС был отделен от процесса обработки экономических данных предметной области. Сегодня он также существует самостоятельно и требует высокой квалификации специалистов-проектировщиков. Однако уже созданы информационные технологии (ИТ), доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ЭИС с процессом обработки данных. Например, электронная почта, текстовые и табличные процессоры и т. д. При этом тенденция создания информационных технологий, доступных любому пользователю, продолжается.

Вложенные файлы: 1 файл

Elektronny_uchebnik.docx

— 147.80 Кб (Скачать файл)

Web-сервер содержит web-страницы  с информацией любого типа (тексты, электронные документы, мультимедийные  объекты), редактор разметки HTML, браузеры, программы, реализующие протоколы  TCP/IP, HTTP и др., сетевую операционную  систему, инструменты для организации  дискуссий (телеконференций), гипертекстовые  СУБД, системы гипертекстового документооборота  и многие другие инструменты. 

Web-технология (WWW-технология) заключается в следующем. Пользователь посредством гипертекстового редактора создает гипертекстовый документ. Он размещается на web-сервере. Администратор делает ссылку в каталоге web-сервера на web-страницу, чтобы браузер смог ее найти. После чего любой другой пользователь посредством поисковой системы может получить доступ к данной web-странице (сайту).

Разработано множество браузеров. Примерами могут служить Microsoft Explorer , Navigator Netscape .

Объединение нескольких локальных  сетей на основе протоколов TCP/IP и HTTP в пределах одного или нескольких зданий одной корпорации получило название intranet (интрасети). Подключение интрасетей к интернету реализует технологию intranet/internet (интранет/интернет), обеспечивающую пользователю доступ к любым ресурсам интернет. Технология интранет/интернет открыла дорогу для развития электронной коммерции, электронного бизнеса и других видов электронной деятельности.

Возможности, которые открывает  интернет в бизнесе, управлении, образовании, в сфере различных сервисных  и социальных приложений, значительно  превосходят те потенциальные опасности, которые в нем есть.

Используя web-технологию, можно  путешествовать по всему миру, наслаждаясь  получаемой информацией в форме  фотографий, аудио/видео файлов, беседуя  с людьми из разных стран, реализуя коммерческие планы, получая научную  и другую информацию.

Интернет предлагает много  средств поиска информации. Среди  них можно выделить тематические каталоги, поисковые машины или роботы индексов, системы поиска в конференциях Usenet, службы поиска людей и организаций в интернет.

Тематический  каталог представляет собой огромную базу данных URL-адресов сайтов самой различной тематики. URL-адрес (Uniform Resource Locator) –унифицированный указатель на ресурс – однозначно определяет web-страницу, может содержать информацию о местонахождении файла, типе файла (программа, данные, адреса электронной почты и т. д.), языке программирования, параметрах программ. Примеры основных ресурсов: электронная почта, глобальная система телеконференций Usenet, региональные и специализированные телеконференции, списки рассылки, FTP-системы глобального и регионального охвата, поисковые машины в среде WWW и многое другое. Такие ресурсы, как электронная почта, система телеконференций Usenet, списки рассылки, рассматриваются в следующем пункте.

Одним из наиболее популярных во всем мире признан англоязычный тематический каталог Yahoo!. Он предлагает воспользоваться иерархическим деревом при поиске информации. Для этого сначала надо задать общую тематику, удовлетворяющую запросу информации, и далее конкретизировать ее, следуя подсказкам каталога. Результатом является список сайтов (web-страниц), содержащих информацию, соответствующую запросу.

Существуют и русскоязычные  тематические каталоги. Принцип работы с ними идентичен работе с Yahoo!. Назовем Russia on the Net, List.RU – российский вариант Yahoo!, Желтые страницы Интернет, предоставляющие детальную информацию о самых разных ресурсах интернет.

Поисковые машины или роботы индексов — это сервер с огромной базой данных URL-адресов, который автоматически обращается к страницам WWW по всем этим адресам, изучает содержимое этих страниц, формирует и переписывает ключевые слова со страниц в свои каталоги (индексирует страницы). Более того, этот сервер обращается ко всем встречаемым на страницах ссылкам и, переходя к новым страницам, переписывает ключевые слова в каталог. Так как почти любая страница WWW имеет множество ссылок на другие страницы, то при подобной работе поисковая машина в конечном результате теоретически может обойти все сайты в интернет.

Популярной англоязычной поисковой машиной является AltaVista. Для поиска в русскоязычном интернет (рунет) используют Яndex и Rambler.

В последнее время практически  все поисковые системы стали  называть порталами. Портал – сервер, обеспечивающий вход в поисковую  систему. Он обеспечивает технологии работы с базами данных, приложениями, электронными документами и освобождает пользователя от необходимости работать отдельно с тематическими каталогами, поисковыми машинами и т. д. Первым Российским порталом стал Рамблер. Его отличительной  чертой является то, что он ведет  статистику посещаемости ссылок собственной  базы данных (каталогов). В рейтинг-классификаторе можно просмотреть содержимое тематического каталога, отсортированного по убыванию числа посещений сайтов, т. е. по их популярности. Рамблер обеспечивает поиск документов на всех серверах России и СНГ, почтовую службу, чат, пейджеринг и т. д.

Практически все порталы  обеспечивают технологии доступа к  новостям, работу телеконференций (обсуждение новостей по темам), форумы (доски объявлений тем) и рассылку ежедневных новостей и свежих тематических материалов по спискам.

Идея портала оказалась  очень перспективной. Крупные предприятия  также открывают свои порталы  для обеспечения доступа своим  сотрудникам к нужной им внутренней и внешней информации.

Самой распространенной стала  сетевая технология компьютерного  способа пересылки и обработки  информационных сообщений, позволяющая  поддерживать оперативную связь  между руководством рабочих групп и сотрудниками, учеными, деловыми людьми, бизнесменами и всеми желающими. Такая технология получила название электронной почты.

Электронная почта (E-Mail) — технология, обеспечивающая хранение и пересылку сообщений между удаленными пользователями. Посредством электронной почты реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи информации по сетям ЭВМ. Выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в базе почтового сервера, пересылка корреспонденции, проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче, выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом, получение и хранение информации в собственном «почтовом ящике», просмотр полученной корреспонденции.

Почтовый  ящик — специально организованный файл для хранения корреспонденций. Каждый почтовый ящик имеет сетевой адрес. Он формируется из имени пользователя (Login) и IP-адреса почтового сервера. Адрес почтового ящика относится к ресурсам сети. Почтовый ящик состоит из корзин: отправления и получения. Корзины — это файлы почтового ящика. В корзину получения поступает входящая корреспонденция. Из корзины отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Могут быть организованы и другие корзины, например, корзина для мусора. В нее удаляются ненужные сообщения, которые в случае необходимости можно восстановить.

Для пересылки корреспонденции  можно установить непосредственную связь с почтовым ящиком адресата в режиме реального времени — on-line. Он-лайновые (интерактивные) средства коммуникации пользователей (chat, ICQ и другие) предполагают возможность обмена информацией между двумя или большим количеством пользователей Сети в режиме реального времени через специальный чат-сервер. Частью такого обмена может становиться текстовый диалог, передача графики прямо в процессе ее создания, голосовая и видеосвязь, обмен файлами. Некоторый перечень чат адресов уже включен в используемую клиентскую программу, например, в программу Microsoft NetMeeting. В регистрационных списках чатов обычно указываются сведения о месте проживания участников.

В интерактивном режиме необходимо ждать включения компьютера адресата. Поэтому более распространенным методом является выделение отдельных  компьютеров в качестве почтовых отделений. Они называются почтовыми серверами. При этом все компьютеры пользователей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающему, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату сообщения осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line (почтовый режим).

Почтовые серверы реализуют  следующие функции: обеспечение  быстрой и качественной доставки информации, управление сеансом связи, проверку достоверности информации и корректировку ошибок, хранение информации «до востребования» и  извещение пользователя о поступившей  в его адрес корреспонденции, регистрацию и учет корреспонденции, проверку паролей при запросах корреспонденции, поддержку справочников с адресами пользователей и многое другое.

Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах. При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя, и корреспонденция содержит IP-адрес его почтового сервера и LOGIN.

При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые серверы имеют средства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано: «Получить всем, интересующимся данной темой» или указан список рассылки.

В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям – владельцам почтовых ящиков. Посредством двух последних режимов можно организовать телеконференцию (конференцию), форум (электронные доски объявлений). Во избежание перегрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.

Электронная почта предлагает ряд других услуг.

Глобальная система телеконференций Usenet, региональные и специализированные телеконференции построены по принципу электронных досок объявлений, когда пользователь может поместить свою информацию в одной из тематических групп новостей. Затем эта информация передается пользователям, которые подписаны на данную группу. Полное число групп новостей Usenet превышает десятки тысяч и сведения о них можно найти, например, на Yahoo!. Usenet – ключевое слово для поиска глобальной системы телеконференций. Региональные и специализированные системы телеконференций организуются аналогично.

Списки рассылки реализуются аналогично системе телеконференции, однако не требуют специального клиентского приложения. Небольших по охвату адресов узкоспециальных или рекламных списков рассылки в Сети насчитывается огромное количество. По адресу http://www.relc.com/tech/all/list.html.ru можно найти страницу, содержащую перечень наиболее известных российских списков рассылки.

Почтовые адреса активно  накапливаются в специальных системах поиска людей и организаций.

Если ранее применялись  самостоятельные пакеты программ электронной  почты, то сейчас она включается практически  во все интегрированные приложения и системы. Примером является офисное  приложение Outlook Express.

Для поиска информации в конференциях Usenet можно использовать DejaNews, RusNews, Тела-поиск и др.

Для того, чтобы узнать адреса электронной почты партнеров, можно воспользоваться службойпоиска людей и организаций. Службы поиска людей, в основном, берут информацию об электронных адресах из открытых источников, таких, как конференции Usenet.

Долгое время ресурсы этого  типа крайне редко использовались в  решении поисковых задач, однако ситуацию изменило появление в 1996 г. службы ICQ. В отличие от существовавших ранее чатов, где регистрация участников, как правило, носила анонимный характер и действовала лишь на протяжении сеанса связи, разработчики ICQ предложили каждому пользователю регистрационный номер-идентификатор ICQ, который сохранялся бы за ним постоянно. Это решение имело грандиозные последствия в области компьютерного общения людей. Уникальный ICQ-номер вскоре появится на визитных карточках рядом с телефоном, адресом электронной почты и домашней страницей. При поиске людей и организаций можно с успехом использовать поисковую службу ICQ, которая становится доступной сразу после установки ICQ-клиента на компьютер пользователя.

2.5. Технология мультимедиа

Гипертекстовая технология показала, что можно сослаться  на статью, содержащую текст, графический, звуковой, видео материал, мультипликацию. Это позволило создать новую  технологию, позволяющую работать с  разными средами (media). Hypercard стал первым продуманным и удобным авторским инструментом для работы с разными видами информации, поскольку имел аппарат ссылок на видео- и аудио материалы, цветную графику, текст с его озвучиванием.

Мультимедиа — это интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. Мультимедийные данные называют объектами реального времени.

Появлению систем мультимедиа  способствовал технический прогресс: возросла оперативная и внешняя  память ЭВМ, появились графические  дисплеи с высокой степенью разрешения, увеличилось качество аудио-видеотехники, появились лазерные компакт —  диски и др. Однако объединение  разнородной аппаратуры с компьютером  для реализации технологии мультимедиа  требовало решения многих сложных  проблем.

Теле-, видео- и большинство аудиоаппаратуры в отличие от компьютеров имели дело с аналоговым сигналом. Поэтому возникли проблемы стыковки разнородной аппаратуры с компьютером и управления ими. Решением стала разработка звуковых плат (Sound Blaster), плат мультимедиа, которые аппаратно реализуют алгоритм перевода аналогового сигнала в дискретный (цифровой). К компакт-дискам было подсоединено постоянное запоминающее устройство (CD-ROM).

Информация о работе Общая характеристика информационных технологий