Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, курсовая работа
Математика играет одну из важных ролей во всем процессе обучения. Кроме того, математика является важной составляющей интеллектуального развития школьников. Многие ведущие российские математики (В. А. Гусев, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истомина и др.) отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности – «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка»
Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. ФОРМЫ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ………………………………………………………………... 6
1.1 Урок математики. Содержание урока, его построение. Подготовка учителя к уроку…………………………………………………………………….….. 6
1.2 Использование различных форм работы младших школьников при решении текстовых арифметических задач. Групповая форма работы на уроках математики………………………………………….………………………. 9
Глава 2. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………….. 12
2.1 Текстовая арифметическая задача и её структура………………………. 12
2.2 Процесс решения текстовых арифметических задач…………………… 16
2.3 Обучение решению текстовых арифметических задач. Уровни сформированности умений младших школьников решать текстовых арифметические задачи……………………………………………………….. 18
2.4 Использование групповой деятельности учащихся при работе над решением текстовой арифметической задачи в начальной школе……………………………………………………………………………... 20
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ…………….……..…..……… 23
3.1 Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………….………………………….. 23
3.2 Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи при организации групповой формы работы на уроке………………………………………………………………………………... 25
3.3 Динамика уровней сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………………..……………………….28
Заключение……………………………………….……………………………..….31
Список использованной литературы………..…………………..………………33
Для организации групповой учебной работы учащихся, учителю необходимо тщательно продумать все вопросы, связанные с образованием групп, распределением обязанностей внутри групп и объемом работы внутри каждой группы. Величина групп может быть различной (2-6 человек). Состав групп меняется в зависимости от характера и содержания работы. При этом не менее половины группы должны составлять ученики с успешным уровнем обучения и способных успешно заниматься самостоятельной работой. Учащиеся подбираются по принципу объединения учеников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять, компенсировать друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг на друга учащихся.
Групповая работа может быть
однородной и неоднородной. Однородная
работа предполагает
При групповой форме работы в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, которому она нужна, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, работающих совместно в группе.
На уроках математики
Правильно организованная
Элементы групповой деятельности учащихся на уроке:
Учитель обязан выражать
Достоинства групповой работы
на уроке очевидны. Совместная
работа учащихся весьма
Недостатки групповой работы:
Глава 2. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Текстовая арифметическая задача и её структура.
В повседневной жизни мы
Решая текстовые
В процессе решения текстовых арифметических задач отрабатываются умения
Учебные математические задачи различаются по характеру их объектов:
Текстовая арифметическая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. [29]
Придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая арифметическая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и др. Как в любой модели, в текстовой задаче описываются не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики [8].
Математическая
задача – это связанный лаконический
рассказ, в котором введены значения некоторых
величин и предлагается отыскать другие
неизвестные значения величин, зависимые
от данных и связанные с ними определенными
соотношениями, указанными в условии.
[8]
Классификации задач по различным основаниям
№ | Основание классификации | Виды задач | Видовая характеристика |
1. | Цели решения задач | научные | Способствовать развитию математики и ее приложений, науки в целом. |
учебные | Формирование математических знаний, умений и навыков у обучаемых. | ||
2. | Характер объектов | математические задания | Все объекты математические. |
текстовые | Хотя бы один предмет является реальным предметом или явлением. | ||
3. | Количество данных | с избыточными данными | Содержат информацию, которая не нужна для выполнения требований задачи. |
с недостающими данными | Содержат недостаточно информации для выполнения требования задачи. | ||
4. | Уровень сложности | типовые | Решение задачи состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий. |
творческо-воспроизводящие | Решение задачи требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях. | ||
творческие, эвристические | Решение задачи требует поиска новых, еще неизвестных способов действий. | ||
5. | Количество
Выполняемых при решении действий |
простые | Для решения задачи требуется выполнить одно действие. |
составные | Для решения задачи требуется выполнить более одного действия. |
Рассматривая задачу в узком смысле слова, в ней можно выделить следующие элементы:
Любая задача – это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и самой задачи.
По трудности можно выделить три типа задач:
Путешественник проехал на автомобиле 246 км, а на теплоходе на 100 км меньше, чем на автомобиле. Оставшийся путь он шёл пешком. Сколько км путешественник прошел пешком, если весь путь составил 354 км?
Путешественник проехал на автомобиле 246 км, а на теплоходе на 100 км меньше, чем на автомобиле. Пешком он шёл 12 км. Сколько км путешественник проплыл на теплоходе, если весь путь составил 354 км?
а) измените условие задачи так, чтобы остались только те данные, которые нужны для решения;
б) измените условие и вопрос задачи, чтобы не было лишних данных.
Задачи и их решение занимают
в обучении школьников
Одной из главных проблем в
обучении математики является
формирование у учеников
Решить задачу – раскрыть связи между данными, указанными условиями задачи, и искомыми величинами, определить последовательность применения общих правил, выполнить действия над данными задачи, получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения:
Основной
особенностью решения
Важнейшим
этапом решения задачи
Приемы анализа задачи:
Далее требуется поиск плана решения:
Выполнение плана:
Проверка выполненного решения (убедиться в истинности выбранного плана, и выполненных действий, после чего сформулировать ответ задачи):
До решения:
Во время решения:
После решения:
Выполнение перечисленных
этапов при решении задач, протекает
не только в начальной школе, но и
на дальнейших ступенях обучения.