Организация групповой деятельности на уроках математики при обучения младших школьников решению текстовых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Математика играет одну из важных ролей во всем процессе обучения. Кроме того, математика является важной составляющей интеллектуального развития школьников. Многие ведущие российские математики (В. А. Гусев, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истомина и др.) отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности – «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. ФОРМЫ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ………………………………………………………………... 6
1.1 Урок математики. Содержание урока, его построение. Подготовка учителя к уроку…………………………………………………………………….….. 6
1.2 Использование различных форм работы младших школьников при решении текстовых арифметических задач. Групповая форма работы на уроках математики………………………………………….………………………. 9
Глава 2. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………….. 12
2.1 Текстовая арифметическая задача и её структура………………………. 12
2.2 Процесс решения текстовых арифметических задач…………………… 16
2.3 Обучение решению текстовых арифметических задач. Уровни сформированности умений младших школьников решать текстовых арифметические задачи……………………………………………………….. 18
2.4 Использование групповой деятельности учащихся при работе над решением текстовой арифметической задачи в начальной школе……………………………………………………………………………... 20
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ…………….……..…..……… 23
3.1 Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………….………………………….. 23
3.2 Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи при организации групповой формы работы на уроке………………………………………………………………………………... 25
3.3 Динамика уровней сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………………..……………………….28
Заключение……………………………………….……………………………..….31
Список использованной литературы………..…………………..………………33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 5 КУРС.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)
 

     Обучение  решать  текстовые арифметические задачи – это специально организованное взаимодействие учителя и ученика, цель которого – формирование у учащихся умения решать задачи.

При формирование общего умения решать задачи предметом  обучения и содержанием обучения решать задачи являются методы и способы решения задач, приемы, которые помогают осуществлению каждого этапа и всего процесса решения в целом.

Умение решать задачи состоит из:

  • Знаний о видах задач, способ их решения;
  • Умения узнать задачу данного вида, выбрать соответствующий способ решения и применить его на этой задаче (усвоение детьми уметь решать задачи определенного вида, выбирать способ решения, уметь их применить к данной задаче).
 

  При формировании  у школьников умения решать задачи определенных видов предметом изучения и основным содержанием обучения являются  виды задач, способы и образцы решения конкретных видов задач.

Объективные показатели сформированности умения решать задачи:

  1. Построение алгоритма операций.
  2. Планирование практического выполнения действий.
  3. Выполнение комплекса действий, составляющих данное умение.
  4. Самоанализ результатов выполненных действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

 При определении  уровня сформированности умений  и навыков  решать задачи в начальной школе соответствует следующая шкала:

    •   Высокому уровню сформированности умению решать задачи соответствуют вопросы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
    •   Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя.  При этом в работах не должно быть более одной грубой и  3-4 негрубых ошибок.
    •   Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает две и более грубых ошибки.
 
    1. Использование групповой деятельности учащихся при работе над решением текстовой арифметической задачи в начальной школе.

    В поисках путей наиболее эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации рабочей деятельности на уроке. В данной работе хочется выделить и рассмотреть использование групповой деятельности учащихся при работе над текстовой арифметической задачей как наиболее эффективную форму работы.

Признаками групповой  работы учащихся является следующее:

  1. Класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач.
  2. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное), выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя.
  3. Задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого ученика.
  4. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
  5. Уровень сформированости обученности у детей в группе от низкого до высокого. Это необходимо для того, чтобы сильные ученики помогали слабым в выполнении заданий и их повышению сформированности учебных навыков.

Задания, решаемые группой можно разделить на репродуктивные (решение сюжетных арифметических задач  знакомых видов) и продуктивные (упражнения, отличающиеся от стандартных).

Рассмотрим групповую  работу на примере конкретной задачи (2 класс):

«В магазине было 250 кг пшеничной муки и 130 кг ржаной муки. 150 кг муки продали. Сколько кг муки осталось?»

Задание для  первой группы с низким уровнем обученности: решите задачу, подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для  второй группы со средним уровнем  обученности: решите задачу двумя способами, составьте задачу обратную данной и  решите ее.

Задание для  третьей группы с высоким уровнем  обученности: решите задачу двумя способами, измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами, решите ее.

Задание для  четвертой группы с различным  уровнем обученности (от низкого  до высокого): можно использовать различные  задания для данной группы, так  как на фоне сильных учеников в  работу включаются средние и слабые.

  Организация  такой формы работы требует  от учителя высокого профессионального  мастерства: адекватное образование  групп, распределение обязанностей  внутри них, распределение учащихся  по уровням обученности, распределение  учебного времени,.

  Можно предложить учащимся решение продуктивных задач. Но при этом детям с низким уровнем обученности, даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененных ситуациях, другим же – творческие задания на применение знаний в новой ситуации. 

Задание (2 класс):

«В магазин  привезли 48 кг конфет. В коробках было 12 кг, а в пакетах в 3 раза меньше, чем в коробках, а остальные  конфеты были в ящиках. Сколько  килограмм конфет было в ящиках?»

 Задание для  первой группы с низким уровнем  обученности: решите задачу, составьте задачу, обратную данной, и решите ее.

Задание для  второй группы со среднем уровнем  обученности: решите задачу, измените вопрос к задаче так, чтобы она  решалась в четыре действия.

Задание для  третьей группы с высоким уровнем обученности: решите задачу, придумайте три различные задачи с такими же данными, что и в данной задаче, используя жизненные ситуации.

Задание для  четвертой группы с различным  уровнем обученности (от низкого  до высокого): решите задачу, составьте  задачу, обратную данной, и решите ее, измените вопрос и условие задачи так, чтобы данные об общем количестве конфет стали лишними. Запишите новую задачу и решите ее.

   При письменном  решении задания, детям выдается  образец выполнения работы.  
 
 
 
 
 
 

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

3.1 Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи

 Исследование  по теме работы было проведено на 2 «Г» классе                 МОУ «Лицей № 1» г. Всеволожска. Учитель – Кривощепова Елена Игоревна; стаж работы 4 года. Обучение математике ведется по программе «Гармония». Автор учебника Н. Б. Истомина.

В классе 24 учащихся- 10 мальчиков, 14 девочек.

Цель  – определить уровни сформированности класса по умению решать текстовые арифметические задачи.

Для достижения данной цели был выбран метод  организации  групповой формы работы на уроках математики в процессе обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач.

 Как учитель, я считаю решение задач важным связующим  звеном между теоретическим и практическим обучением школьников. Теоретическими положениями, лежащими в основе выбора действий при решении задач, дети владеют, умеют выбирать удобный способ решения задач.

Был проведен тест для учащихся, целью которого было выявить частные умения младших школьников, связанных с решением текстовых задач. Качество работы оценивалось в условных баллах. На данном этапе класс можно разделить по уровню сформированности обученности решения задач на три  группы следующим образом (в %):

Тест позволил определить, что высоким уровнем  сформированности обладают 14 человек (58,3%), средним – 8 человек (33,3%), низким – 2 человека (8,4%).

 По итогом  исследования экспериментального класса можно увидеть:

- присутствуют  три категории учащихся с высоким,  средним и низким уровнями  сформированности решать текстовые  арифметические задач;

- учащиеся, обладающие  высоким уровнем сформированности  превосходят по численности другие категории;

- группа учащихся  с низким уровнем сформированности  самая малочисленная, но все  же она присутствует.

  На первом  этапе исследования мы изучили  уровни сформированности умений  решать текстовые арифметические  задачи у учащихся 2 «Г» класса. На втором этапе мы будем вести работу по повышению уровней развития данных умений у младших школьников. В качестве средства достижения поставленной цели выбрана организация групповой работы на уроках математики в процессе обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач.

    1. Повышение уровня сформированности умений младших        школьников решать текстовые арифметические задачи при организации групповой формы работы на уроке

  Класс на  уроке был разделен на группы, в соответствии с требованиями  формы работы в группе.

        Рассмотрим данный этап на примерах конкретных задач.

Задача  № 1

 Маша разложила  96 своих книг поровну на 8 полок  нижнего шкафа. Сколько книг  было у Коли, если на каждую  из 8 полок этого же шкафа он  поставил на 2 книги меньше, чем Маша?

Данная задача дается каждой группе, дети сначала  читают задачу про себя, затем один вслух.

 Задача разбирается вместе с учителем для того, чтобы впоследствии дети самостоятельно в группах решили остальные задачи.

 Учитель задает  вопросы:

  • О чем говорится в задаче?
  • Что делали с этими книгами?
  • Что из задачи мы уже знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Что мы можем узнать в первую очередь?
  • Для чего нам нужно это знать?
  • Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы это узнать?
  • Почему надо вычетать?
  • Каким действием будем узнавать  сколько всего книг?

  Далее еще  раз вместе с детьми проговаривается  план решения и предлагает  учащимся записать план решения  себе в тетрадь. Самопроверка.

Задача  № 2

Дима решил  узнать сколько времени он потратил за неделю на выполнение домашних заданий. Сколько минут он занимался в понедельник, если во вторник он затратил на выполнение домашнего задания 120 минут, в среду -  60 минут, в четверг -  80 минут, в пятницу – 40 мин, а всего в течении пяти дней он затратил на выполнение домашних заданий 500 минут?

Данная задача дается каждой группе, дети сначала  читают задачу про себя, затем один вслух в каждой группе. Учащиеся в группах самостоятельно начинают разбор данной задачи:

  • О чем говорится в задаче?
  • Как удобно изобразить всё затраченное время (отрезок)?
  • Сколько дней Дима выполнял домашнее задание (5 дней, с понедельника по пятницу)?
  • Отмечаем  части отрезка как рабочие дни (5 частей)
  • Что обозначают числа 120, 60, 80, 40? (время, затраченное на выполнение домашних заданий соответственно во вторник, среду, четверг, пятницу) отмечаем на чертеже
  • Что обозначает число 500? (всё время, затраченное на выполнение домашних заданий за 5 дней) - показываем на чертеже.
  • Какие действия нужно выполнить? (сложение (сложить всё время, затраченное на выполнение домашнего задания со вторника по пятницу), вычитание

     Дети в  группе проговаривают план решения  и пишут решение себе в тетрадь.  Самопроверка. В работу включаются  постепенно все участники группы  с различным уровнем сформированности  умений решать текстовые арифметические задачи. В ходе решения дети самостоятельно выявляют  2 способ решения данной задачи. (последовательно вычитать из общего времени, затраченного на выполнение домашних заданий, время, затраченное в отдельные дни).

Информация о работе Организация групповой деятельности на уроках математики при обучения младших школьников решению текстовых задач