Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности организации групповых форм обучения младших школьников на уроках математики при изучении темы: «Площадь».
Задачи исследования данной темы:
- Изучить имеющийся опыт организации групповой работы в начальной школе;
- Изучить основную методику обучения математики в начальной школе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Групповые формы работы на уроках в начальной школе…………….6
1.1 Понятие групповых форм работы на уроках в теории обучения детей младшего школьного возраста………………………………………………...…6
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников при организации групповых форм обучения……………………………………………………....15
Глава II. Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»…………………………….18
2.1.Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности применения групповых форм организации обучения на уроках математики в начальных классах при изучении темы: «Площадь»………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Групповые формы работы на уроках в начальной школе…………….6

1.1 Понятие групповых форм работы на уроках  в теории обучения детей младшего школьного возраста………………………………………………...…6

1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников при организации групповых форм обучения……………………………………………………....15

Глава II. Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»…………………………….18

2.1.Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками……………………………………………………………………..18

2.2. Особенности применения групповых  форм организации обучения на  уроках математики в начальных  классах при изучении темы: «Площадь»………………………………………………………………………..23

Заключение…………………………………………………………………….…28

Список используемой литературы…………………………………………...…30

Приложения……………………………………………………………………...33 
Введение

 

     Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, которые требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные знания, умения и навыки, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления.

      Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

        Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

Организация группового взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей.

Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов ПЦ ''Эксперимент'' (в частности, исследовательская разработка С.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''). Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б.Воронцов, кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.

В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.

Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы, она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося, способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников, но нельзя забывать и о развитии личности учеников в процессе обучения математики. Поэтому необходимо внедрять технологии группового обучения и на уроках математики.

      В данной курсовой  работе мы рассмотрим особенности  организации групповой работы  на уроках математики по изучению темы: «Площадь» в начальных классах.

Цель данной работы – выявить особенности организации групповых форм обучения младших школьников на уроках математики при изучении темы: «Площадь».

Задачи исследования данной темы:

- Изучить имеющийся опыт организации  групповой работы в начальной школе;

- Изучить основную методику обучения математики в начальной школе;

- Описать логарифм работы при организации групповых форм работы на уроках математики в начальных классах при изучении темы: «Площадь»;

- Внедрить на практике формы групповой работы в начальной школе на уроках математики при изучении темы: «Площадь»;

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе, направленный на развитие математических способностей учащихся.

Предмет исследования являются групповые формы работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь».

 Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; анализ опыта педагогов-новаторов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Групповые формы работы на уроках в начальной школе

 

1.1 Понятие о групповых  формах работы детей младшего  школьного возраста в учебно-воспитательном  процессе

 

        В современной дидактике существует множество форм  работы на уроках. Применительно к обучению форму можно определить как специальную конструкцию процесса обучения [3, с. 36]. Особенности этой конструкции обусловлены содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической ситуации выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учащимися при работе над определенным учебным материалом [23, с. 16].

     В категории форма  обучения подчеркивается объективный  характер структуры содержания и методов [3, с. 37]. Форма обучения не существует без содержания и задает его структуру; всякий метод выражается в определенной форме и составляет внутреннюю основу формы [2, с. 36], формы обучения подчинены и целям и задачам обучения, местом и временен работы учащихся, применяемыми средствами обучения, таким образом, формы обучения и их выбор зависит от большого числа различных факторов [3, с. 38].

   По В.А. Сластенину, форму обучения представляют собой внешнее выражение деятельности педагогов и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного в учебно-воспитательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и способы руководства ею со стороны учителя [20, с. 69].

  По количеству участвующих в процессе обучения, организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, И.М. Чередов подразделяет на фронтальные, групповые и индивидуальные [23, с. 19].

    Рассмотрим подробнее групповую форму работы. Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания.

      При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков [20, с. 71].

    Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности [8, с. 117]. 

     К групповым формам работы относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся [20, с. 72].

 Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом [14, с. 36].

         Из принципов  групповой работы видно, что для  такой работы характерно непосредственное  взаимодействие и сотрудничество  между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения.

      Групповая форма обучения решает три основные задачи: 
- Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 
- Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.  
- Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе [14, с. 42].

     При ведущей групповой форме учебно-познавательной деятельности учащихся используются групповые технологии. Цель технологии группового обучения - создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.

         Групповая  технология позволяет организовать  активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку [25, с. 83].     

    Главными особенностями организации групповой работы учащихся являются:

- класс на данном уроке делится  на группы для решения конкретных  учебных задач;

- каждая группа получает определенное  задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-  задания в группе выполняются  таким способом, который позволяет  учитывать и оценивать индивидуальный  вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он  подбирается с учетом того, чтобы  с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы [14, с. 23].

Информация о работе Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»