Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности организации групповых форм обучения младших школьников на уроках математики при изучении темы: «Площадь».
Задачи исследования данной темы:
- Изучить имеющийся опыт организации групповой работы в начальной школе;
- Изучить основную методику обучения математики в начальной школе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Групповые формы работы на уроках в начальной школе…………….6
1.1 Понятие групповых форм работы на уроках в теории обучения детей младшего школьного возраста………………………………………………...…6
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников при организации групповых форм обучения……………………………………………………....15
Глава II. Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»…………………………….18
2.1.Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности применения групповых форм организации обучения на уроках математики в начальных классах при изучении темы: «Площадь»………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

        Что касается количественного состава группы, группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того, целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.

      Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

      1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.

      2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей). На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

      3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.

     4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

        5 этап: обсуждение процесса работы. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?» [15, с. 138].

       Организация групповой работы меняет функции учителя, он не передает знания в готовом виде, а является организатором урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся [18, с. 169].

         Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

      Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

Используя групповую работу на уроках регулярно, вы поможете детям научиться сотрудничать в группе любого состава. Со временем можно будет просто предложить ребятам поделиться в группы так, как они захотят на данном этапе работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     При организации учебно-воспитательном процесса необходимо учитывать требования современного общества к личности выпускника школы, выпускника начальной школы. Поэтому становится необходимым внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения, использовать разнообразные формы обучения.

     В последние время  учителя начальных классов используют групповую форму работы на уроках начальных классов. Основной целью использования групповых форм работы  является развитие мышления учащихся, в ходе групповой работы создаются благоприятные условия для учебного самоопределения и формирования организаторских способностей, рефлексивных способностей.

      Групповые формы  работы используются на разных  уроках в начальной школе, в  том числе и на уроках математики. Методика преподавания математики диктует свои требования к организации групповой работы на уроках, содержание учебного материала, методы обучения обладают  особенностями, которые учителю необходимо учитывать. Необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

       Существует множества разновидностей групповых форм работы, и постоянно их количество увеличивается, учитель может предложить свои частные формы групповой работы, главное условие, чтобы при разработке данных форм соблюдался технологический процесс.

      В данной работе мы рассматривали проблему организации групповых форм работы на уроках математики в начальных классах при изучении темы: «Площадь».

       Данная тема сложна для изучения младшими школьниками, учитель организует процесс обучения так, чтоб соблюдалась и логика развития познавательных процессов, мыслительных операций и понятий, и при этом не забывает о развитии коммуникативных функций, социальных чувств младших школьников.

     Поэтому одной из  эффективных форм организации  процесса обучения по данной  теме является групповое обучение, которая способствует и развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), и развитию коммуникативных способностей, усвоению знаний, умений и навыков. Проговаривая изучаемый материал между собой младшие школьники лучше его усваивают, понимают и запоминают, при разработке заданий для других детей – развиваются и творческие способности, при взаимоконтроле – внимательность и самоконтроль.

     Таким образом, цели  и задачи курсовой работы достигнуты, мы изучили особенности групповых форм работы, специфику их применения на уроках математики в начальной школе при изучении темы : «Площадь», разработали два конспекта уроков по математики с применением групповых форм работы и привели их анализ.

      Групповые формы - эффективные инструмент в руках педагога, но необходимо не забывать и о других не менее важных формах и методах работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ.отд-ний пед.училищ по спец. №2001 / Под ред. М.А. Бантовой, М.А. Бельтюкова – 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1984. – 206 с.;
  2. Бордовская., Н.В. Реан А.А.  Педагогика.  Учебник для вузов  - СПб:  Издательство  «Питер», 2000. - 304 с.;
  3. Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко. - Вол-гоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 72 с.;
  4. Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность: проблемы преподавания математики в начальной школе. – М.: Ин-т психологии РАН, 1998. – 187 с.;
  5. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики во 2 классе: пособие для учителя четырехлетн.нач.шк. – М.: Просвещение, 1995. – 167 с.;
  6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003. – 396 с.
  7. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математики. – М.: Педагогика, 1987. – 86 с.;
  8. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.;
  9. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 265 с.;
  10. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальной школе. Вопросы частной методики. – М.: Просвещение, 1986.  247 с.;
  11. Краткий курс лекций учебной дисциплины «Методика преподавания начального курса математики» (общие вопросы). - г. Выборг. Государственное образовательное учреждение среднего и профессионального образования «Выборгский педагогический колледж» Ленинградской области, 2009.- 132 с.
  12. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003. - 287 с.
  13. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.,1985. – 119 с.
  14. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке / Х.И. Лийметс.-М. -1975. – 64 с.
  15. Новиков А. М. Основания педагогики/ Пособие для авторов      учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. -  208 с.
  16. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник. / И.П. Подласый. – ИЦ ВЛАДОС, 2002. – 405 с.;
  17. Практикум по методике преподавания математики в средней школе. Под ред. Мишина В.И. – М.: Просвещение, 1993. – 124 с.;
  18. Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996. - 285 с.;
  19. Рыжик В.И. 25000 уроков математики: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.;
  20. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  21. Уткина Н.Г. Изучение трудных тем по математике в 1 – 3 классах: из опыта работы учителей г. Москвы: сборник. – М.: Просвещение, 1982.
  22. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  23.     Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. – 287 с.;
  24. Чилингирова Л.К. Играя, учимся математике: пособие для учителя. – М.: Просвещение,1993. – 86 с.;
  25. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Конспект урока по математике 2 класс.

 

Тема: «Площадь геометрических фигур. Сравнение площадей».

 

Цель: формирование представления о площади фигуры как о величине, показывающей, сколько места занимает фигура на плоскости.

Задачи урока:

  1. познакомить с понятием «площадь фигуры»;
  2. начать систематизировать представления о способах сравнения площадей;
  3. продолжать работу по рационализации вычислений;
  4. развивать интеллектуальные, коммуникативные, организационные общеучебные умения;
  5. воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество.

Материально-техническое и методическое обеспечение: учебник «Математика 2 класс, 2 часть» Т.Е. Демидова, карточки с  заданиями, линейка, геометрические фигуры разных размеров.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Начинаем наш урок.

- Проверьте всё ли готово у вас к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка, простой и цветные карандаши.

- Откройте тетради, запишите число  и классная работа.

- Мы сегодня будем снова раскрывать  тайны… математики. Готовы? Какое  открытие сделает каждый из  вас, вы поделитесь в конце урока.

2. Актуализация  знаний.

- У вас на партах лежат  карточки. Положите их перед собой.

- Какие геометрические фигуры  вы видите на карточке? (Карточка  на партах)

- А сейчас с соседом по  парте обсудите, чем отличаются  эти фигуры.

- А теперь скажите мне, чем же отличаются эти фигуры?

- Размером, формой, молодцы ребята! А что же такое периметр?

-  Посчитайте периметр данных  фигур. Молодцы!

-А кроме периметра какую величину  мы можем еще дать фигурам?

- Площадь?!

3. Объяснение  нового материала.

- А какие ещё площади вы знаете?        

- Ребята, как вы понимаете что  такое площадь?

- Как вы думаете, почему наш  урок я начала с таких заданий?   ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

-Верно. Мы будем говорить о  площади фигур.

- Давайте разберёмся, что же  такое площадь в математике? Откуда мы можем узнать, что такое площадь?

- Обратимся к толковому словарю  В. Даля ПЛОЩАДЬ - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

- Итак, мы сегодня будем говорить  о площади геометрических фигур.

Нарисуйте в тетради 2 квадрата. Один зелёного цвета со стороной 2 см, другой красного цвета со стороной 5 см. Заштрихуйте их.

- Что можете сказать про эти  фигуры? (одна больше, другая меньше)

- Значит площадь красной фигуры  больше, чем зелёной.

- Что мы сейчас сделали? (нарисовали фигуры и сравнили их площади)

- У меня в руках 2 фигуры. Сравните  их. Что можете сказать? (показать  круг и прямоугольник)

- Какой будет основной вопрос  урока? (Как можно сравнивать площади  фигур?)

- Как мы сейчас сравнивали  площади фигур? (на глаз)

4. Физкультминутка.

Встаньте дружно из-за парт

И скорее стройтесь в ряд!

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Раз, два, три!

Поработаем руками!

Раз, два, три!

Улыбнемся: день хороший,

И похлопаем в ладоши.

5. Продолжение  работы над новым материалом, групповая форма работы.

- Теперь образуйте группы между  двумя партами и сравните данные  вам фигуры. 

- Можем ли мы сравнить площади  жёлтого и зелёного треугольников  на глаз? (ответы учащихся)

- Действительно. На глаз бывает иногда сложно сравнить площади фигур. Как же поступить в такой ситуации? Разобраться нам поможет геометрический материал, который у вас на партах.

- Возьмите синий круг и жёлтый  квадрат в руки и попробуйте  сравнить их площади. Как мы  сможем это сделать? (наложить одну фигуру на другую)

- Что можете сказать?

- А теперь так же сравните  площадь красного квадрата и  зелёного треугольника.

- Каким способом воспользовались? (наложением)

- Правильно. Мы воспользовались  способом наложения.

- Прочитайте вывод на стр.38 учебника.

- А теперь работаем в парах, по очереди чертим в тетрадях  фигуры и сравниваем их.

- А теперь подведем итоги  нашего занятия.

6. Итог. Рефлексия

Попробуйте высказаться по плану:

Информация о работе Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»