Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:21, реферат
Время существует объективно, вне и независимо от нашего
сознания. Восприятие же и познание его ~ это лишь отражение
в нашем сознании реально существующего времени.
Характерными особенностями времени яв-
ляются: 1) его т е к у ч е с т ь; время связано
с д в и ж е н и е м; 2) его н е о б р а т и -
м о с т ь; 3) отсутствие н а г л я Д н ы х фор м, «его не видно
и не слышно».
пость своей деятельности, но, как указывалось выше, их оценка
убъективна и зависит от заинтересованности в работе, от бо-
гатства и разнообразия ее содержания. Интересно, что у детей
разного возраста (пять, шесть и семь лет) отсутствуют замет-
ные различия в оценке длительности минуты. Это позволяет сде-
лать вывод, что подобный застой обусловлен недостатками
l1едагогической работы.
Следует напомнить, что в некоторых системах дошкольного
воспитания, в том числе у ю. И. Фаусек, развитию чувства вре-
мени уделялось специальное внимание «на уроках тишины»
(детям предлагалось посидеть тихо, закрыв глаза на одну мину-
ту, за длительностъю которой воспитательница следила по часам).
Педагогический эксперимент и опыт многих воспитателей
детских садов убеждают, что, когда наряду с сенсорным опытом
дети знакомятся со способами определения длитеаъности.. при
помощи песочных часов у них формируется объективная оценка
длительности временных отрезков в 1, 5, 10, 15 минут. 9Т־ָ
מצוםךמי גנולוםט הועט אהוךגאעםמ םאקטםאע ןמכחמגאעס ג סגמוי
הועוכםמסעט ט ןמגוהוםטט. У детей развивается «чувство. вре-
мени» (см. сгр, 323), постепенно вырабаiывается установка на
время (не опоздать, уложиться в указанное время и т. д.). Уста-
новка на время мобилизует внимание детей, обеспечивает рит-
мичное выполнение задания: дети быстро начинают подбирать
нужный им материал, приступают к работе без обычной рас-
качки (Т. Д. Рихтерман).
Итак, поскольку вполне возможно сформировать у детей
старшего дошкольного возраста некоторые умения регулировать
свою деятельность во времени, необходимо развивать У них «чув-
СТВО времени», для чего сенсорный опыт длительности некоторых
временных отрезков связывать с учетом времени при помощи
слова и специальных приборов (песочные часы, затем настенные
и ручные часы).
Наряду с развитием «чувства времени» необходимо форми-
ровать у детей представления о текучести, необратимости и пе-
риодичности времени, давая представления об отрезках суток
(утро, день, вечер, ночь), о днях недели как отражении смены
суток, о временах года, их последовательности и сменяемости
и т. Д.
Завершенные исследования ряда авторов показывают боль-
шие возможности в усвоении детьми рааличных временных пред-
ставлении и понятий и пути их формирования, что учтено в ме-
тодике (СМ. гл. ХН) и что позволит поднять педагогическую
. работу на новый, более высокий уровень.