Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:31, контрольная работа
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки.
1. Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста.
2. Виды занимательного математического материала, его характеристика.
3. Особенности работы воспитателя и детей с занимательным математическим материалом.
4. Практическое задание: составление перечня занимательного математического материала в разных возрастных группах
План:
1. Понятие и значение
2. Виды занимательного
3. Особенности работы
4. Практическое задание: составление
перечня занимательного
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата, предложение решения). В ходе поиска,
выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы
внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно,
кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на
основании практических действий и мыслительного обдумывания.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста с учётом сенситивных периодов развития одна из актуальных
проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в
новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для
дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности
известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование,
умение анализировать результаты, воображение, символическая функция
сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер
мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт
основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы
столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным
признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а
так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на
смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой
интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в
преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по
заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на
смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать
их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом
творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка,
развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства,
в какой бы сфере он потом не трудился, в таких заданиях формируются
важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из
средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на
занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть
занятия по формированию элементарных математических представлений так
используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной
активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении
представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки,
задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,
действий над числами, при формировании представлений о времени.
Занимательные математические игры мы используем и для организации
самостоятельной деятельности детей.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы,
содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.
Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек
сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках
ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники
считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи.
Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в
радость учения. Учение должно быть радостным!
2. Виды занимательного математического материала, его характеристика.
В детском саду существует такая форма организации
воспитательно - образовательного процесса как развлечения. В старшем
дошкольном возрасте можно проводить развлечения с использованием
занимательного математического материала. Такие мероприятия содействую
развитию познавательной деятельности детей: памяти, речи, восприятия,
пространственного воображения, наглядно-образного и логического
мышления, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу,
разнообразный элементарный занимательный материал можно
классифицировать, выделив в нем условно три основные группы:
развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические)
игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является
характер и назначение материала того или иного вида.
Первый вид занимательного математического материала – это
развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые
знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая
отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных
математических представлений. Развлечения проводятся с использованием
нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Это
доставляет детям радость.
В таких развлечениях используются различные виды занимательного
материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами
и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с
палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д.
Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на
основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Дети могут сами исполнять роли. Сюжеты для
инсценирования должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой
игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на
космической ракете), «концерты» и др. Здесь, как и в игре, дети
воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и
деятельности взрослых. Но это происходит строго по сценарию, в отличие
от сюжетно-ролевой игры. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ведущим является воспитатель. Можно проводить развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок». Группа детей делится на две команды. Чья команда быстрее отгадывает загадку, получает балл или фишку. В конце развлечения определяется победитель.
Такие развлечения желательно проводить регулярно, так как они
доставляют детям радость и удовольствие от игр развивающей
направленности, поддерживают интерес к интеллектуальной деятельности,
желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя
настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощью, способность
производить действия в уме, развивают элементарные навыки
алгоритмической культуры мышления.
Второй вид занимательного математического материала – это
математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком
действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.
Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были
разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.
1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство
с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление,
представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть
их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия
объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов,
развивать пространственные отношения, познавательные процессы,
мыслительные операции.
3 этап – это самостоятельная
игра детей с развивающим
этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию,
способности к конструированию и моделированию. В соответствии с
принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети
начинали освоение материала с простого манипулирования играми,
первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность
самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих
игр развивать мыслительную активность.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не
предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая
чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными,
условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или
видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется
средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива
проявляются в активной умственной деятельности, основанной на
непосредственном интересе.
Третий вид занимательного математического материала – это развивающие
(дидактические) игры и упражнения. Важным средством формирования
мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра. В
дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических
материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное
развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры
Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг,
Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби,
шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки,
загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры
помогают развитию способностей, формированию интереса к
действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом,
математические представления детей совершенствуются. Главное назначение
этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем
заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. С
одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
Игры и упражнения применяем в определённой системе. Постепенно игры
усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со
средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.
Например, логические блоки Дьенеша представляют собой комплект из
геометрических фигур. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении
основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множества на подмножества.
Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от
многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В
любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И
усваиваются они как бы сами собой.
Например, сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный
и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и
т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается