Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:31, контрольная работа
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки.
1. Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста.
2. Виды занимательного математического материала, его характеристика.
3. Особенности работы воспитателя и детей с занимательным математическим материалом.
4. Практическое задание: составление перечня занимательного математического материала в разных возрастных группах
количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала
лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед.
Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно
посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто
больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести
мишек с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий».
Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть,
по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с
козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный
счёт до 10 и т.д.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное
напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
3. Особенности работы воспитателя и детей с занимательным
математическим материалом.
Для того чтобы работа воспитателя с детьми была плодотворной,
педагогу следует пользоваться несколькими принципами. Это:
1. Принцип деятельности –
познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования
активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества –
игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им
собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип интеграции –
образовательном процессе.
4. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной
педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций,
помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и
возможности воспитанников.
5. Принцип доминирования
6. Принцип психофизической
возможности стрессовых факторов.
7. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой
ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его
способностями и склонностями, индивидуальными способностями,
восприятием.
Это означает, что воспитателю необходимо создать определённые
педагогические условия для работы с ребёнком. Для того чтобы были
реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала,
необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл,
развивался и обучался одновременно. Для эффективного решения
образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми
игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия – необходимо создать «Уголок занимательной математики».
Уголок занимательной математики - это специально отведённое,
тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым
образом художественно оформленное место. Организовать его можно,
используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив
свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям
предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие
математического содержания и играть индивидуально или совместно с
другими детьми, небольшой подгруппой. «Уголок» - это не только
возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она
сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его
проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства
внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его
творческих начинаний.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической
деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в
выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него
потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого
ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок
занимательной математики решает такие задачи как:
1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к
элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств
личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в
дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий,
стремление к достижению положительного результата, настойчивость и
находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей
не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения,
интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации
полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке
определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для
детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении,
развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства
самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на
составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из
специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и
занимательны.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из
принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др.
Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису,
составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр,
творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению,
привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать
геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических
фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В
оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из
книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской
художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в
уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее
развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке
педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и
нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает
малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её.
Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои
успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к
новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на
постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
4. Практическое задание: Составление перечня занимательного
математического материала в разных возрастных группах.
Перечень занимательного математического материала для младшей
группы:
1. дидактические игры (мозаика);
2. предметы различной величины (матрёшки, пирамидки);
3. объёмные тела;
4. макеты квадратов, шаров, треугольников;
5. счётный материал (не очень мелкие игрушки).
Перечень занимательного математического материала для средней
группы:
1. дидактические игры;
2. предметы различной величины (матрёшки, пирамидки);
3. оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка,
метр, рулетка);
4. дидактические пособия (блоки Дьенеша);
5. трафареты;
6. счётный материал (палочки, матрёшки, грибочки, мелкие игрушки);
7. лото.
Перечень занимательного математического материала для старшей
группы:
1. Дидактические игры;
2. Шашки, шахматы;
3. Разнообразное лото;
4. Блоки Дьенеша;
5. Палочки Кюизенера;
6. Игры на классификацию;
7. Мозаики;
8. Строительные наборы;
9. Игры на составление узоров;
10. Лабиринты;
11. Схемы;
12. Игры для ориентировки на листе бумаги;
13. Игры В. Воскобовича;
14. Настольно-печатные игры;
15. Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной
форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.
Перечень занимательного математического материала для
подготовительной группы:
1. дидактические игры;
2. дидактические материалы;
3. шашки, шахматы;
4. оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка,
метр, рулетка);
5. головоломки, головоломки с палочками;
6. разнообразные лото;
7. рамки вкладыши;
8. блоки Дьенеша;
9. Палочки Кюизенера;
10. Игры на классификацию;
11. Мозаики;
12. Строительные наборы;
13. Игры на составление узоров;
14. Лабиринты;
15. Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов;
16. Игры для ориентировки на листе бумаги;
17. Игры на передвижение;
18. Игры В. Воскобовича;
19. Настольно-печатные игры;
20. Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной
форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки;
21. Математические сказки.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте
способствует формированию и совершенствованию общих умственных
способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости
мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных
представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения
догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной
задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера.
Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи,
высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и
к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск
хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением
неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства
верного решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное
напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
5. Заключение.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное
напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Таким образом,
дидактические игры и игровые упражнения математического содержания –
наиболее известные и часто применяемые в современной практике
дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно
включается занятие, являясь средством формирования новых знаний,
расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач
индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с
подгруппой в свободное от занятий время.
Методически правильно подобранный и к месту использованный
занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы)
способствует развитию логического мышления, наблюдательности,