Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач.
Объектом исследования является формирование универсальных учебных действий в процессе решения простых задач.
Предмет исследования - приемы формирования УУД на уроках математики в процессе решения задач.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
сформулировать определение УУД, раскрыть виды УУД;
провести анализ современных программ по математике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников…………………………………………………………………..6
Понятие универсальных учебных действий, виды универсальных учебных действий………………………………………………………….6
1.2. Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта по проблеме формирования универсальных учебных действий……………. 11
1.3.Потенциал УМК «Школа 2100» для формирования УУД…………… 16 Глава 2. Опыт использования комплекса приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач…………………………………………………… 23
2.1. Понятие «простая задача» и её классификация………………………. 23
2.2. Цель, задачи, этапы опытно-практической работы…………………… 26
2.3.Итоги реализации комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач……………………………………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………….35
Используемая литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (Один дом построили за 10 недель, а другой за 8. На сколько недель меньше затратили на строительство второго дома?).

3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма) ( Один дом построили за 8 недель, а на строительство второго дома затратили на 2 недели больше. Сколько недель затратили на строительство второго дома?).

4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма) (На строительство одного дома затратили 8 недель, это на 2 недели меньше, чем затрачено на строительство второго дома. Сколько недель затратили на строительство второго дома?).

5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма) (На строительство одного дома затратили 10 недель, а другой построили на 2 недели быстрее. Сколько недель строили второй дом?).

6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма) (На строительство одного дома затратили 10 недель, это на 2 недели больше, чем затрачено на строительство второго дома. Сколько недель строили второй дом?).

Задачи, связанные с понятием кратного отношения:

1) Кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел (Во сколько раз больше?).

2) Кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел (Во сколько раз меньше?).

3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).

4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

Здесь названы только основные виды простых задач. Однако они не исчерпывают всего многообразия задач.

Таким образом, порядок введения простых задач подчиняется содержанию программного материала. В I классе изучаются действия сложения и вычитания и в связи с этим рассматриваются простые задачи на сложение и вычитание. Во II классе в связи с изучением действий умножения и деления вводятся простые задачи, решаемые этими действиями.

    1. Цель, задачи, этапы опытно-практической работы.

Для определения эффективности разработанного систематизированного комплекса заданий была проведена опытная работа, цель которой: проверить возможность и эффективность использования разработанного комплекса заданий.

Задачи: 

1.Определить и описать  базу практики

2.Выявить уровень решения простых задач при использовании традиционных приёмов

3.Определение использования комплекса традиционных приёмов для формирования УУД

4.Описать планирование  опытно-практической работы.

5.Апробировать на практике  результаты апробации разработанного  комплекса в процессе изучения  темы.

6.Проанализировать результаты  апробации разработанного комплекса  в процессе изучения темы.

Для реализации первой задачи нами была определена база исследования: учащиеся 2 класса МОУ «Большесельская СОШ», Большого села, обучающиеся по образовательной системе «Школа 2100     ». В данном классе 21 человек: 13 девочек и 8 мальчиков.

При исследовании использовались следующие методы:

1)беседа с учителем  и учащимися;

2)наблюдение;

3)анализ школьной документации;

Опытно-практическая работа проходила в несколько этапов:

1 этап: - Констатирующий

Цель: определить уровень решения простых задач

За отличное владение умением ставится 3 балла (если ученик осознаёт сам без наводящих вопросов и ему не требуется много времени на обдумывание), за хорошее владение умением (если учении осознаёт с помощью наводящих вопросов или же ему требуется больше времени на обдумывание) 2 балла, за плохое владение умением (если ученик осознаёт только после высказываний учителя или других учащихся) 1 балл.

Высокий уровень решения простых задач характеризуется тем, что ученик понимает и видит решение. Средний уровень характеризуется неполным пониманием задачи, ученику требуется помощь. Низкий уровень характеризуется полным не пониманием.

Высокий уровень решения простых задач оценивается в сумме от 19 до 12 баллов, средний уровень от 7 до 9 баллов и низкий уровень от 4 до 6 баллов.

Оценка уровня решения задач учащихся на констатирующем этапе.

 

Подведём общий итог: обучающихся набравших 10-12 баллов-  , обучающихся набравших 7-9 баллов -   и обучающихся набравших 4-6 баллов.

В результате исследования мы получили следующие результаты:

высокий уровень –

средний уровень -

низкий уровень –

Уровень решения простых задач на констатирующем этапе

Диаграмма 1

При оценивании учитывались следующие показатели:

-качество выполнения  задания;

-время, потребовавшиеся  для выполнения задания;

-полнота ответов .

У учеников можно выделить недостатки, отрицательно влияющие на осознание произведения:

-конкретность мышления;

-слабая сформированность умения излагать свои мысли.

Причинами этих недостатков может быть следующее:

-малый жизненный опыт;

-отсутствие практики  по правильному изложению своих  мыслей;

-малый словарный запас.

В ходе констатирующего этапа выявлено, что дети            владеют таким навыком чтения как читательская самостоятельность. Исходя их этого, мы убедились в необходимости применения разработанного

комплекса для повышения уровня понимания произведения.

2 этап – Формирующий

Цель:

3 этап- Контрольный

Цель: определить уровень эффективности разработанного комплекса заданий.

Задачи:

-определить уровень решения простых задач;

-сравнить результаты  проведённой работы.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач