Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики.docx

— 156.26 Кб (Скачать файл)
 

ТЕХНОЛОГИЯ 

ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ 

Предисловия

       Инновационность учебной работы заключается в  целенаправленном  внедрении в образовательный процесс  новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.

       Инновационный подход ориентирует на внесение в  процесс обучения новизны, обусловленной  особенностями динамики развития жизни  и деятельности, спецификой дистанционного обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке  у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств  характера, отношений и опыта  поведения.  

       Сегодня стало очевидным, что надо управлять  не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет  в работе педагога отдается приемам  опосредованного педагогического  воздействия: происходит отказ от лобовых  методов, от лозунгов и призывов, воздержание  от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

       Основные  методические инновации связаны  сегодня с применением интерактивных  методов обучения.   Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.

       Интерактивный — означает способность взаимодействовать  или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или  чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.  
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

    • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
    • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
    • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
    • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

       Суть  интерактивного обучения состоит в  том, что учебный процесс организован  таким образом, что практически  все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют  возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают  и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что  каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет  не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более  высокие формы кооперации и сотрудничества.

       Характеристика, сущностная особенность интерактивных  методов - это высокий уровень  взаимно направленной активности субъектов  взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

       В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать  – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

       При использовании интерактивных методов  обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его  опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых  знаний, но побуждает обучаемых к  самостоятельному поиску. По сравнению  с традиционными формами ведения  занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя  и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

       Педагог отказывается от роли своеобразного  фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет  функцию помощника в работе, одного из источников информации.

       Интерактивное обучение широко используется в интенсивном  обучении.

       Для того, чтобы освоить и применять  эти методы, преподавателю  необходимо знание  различных методик группового взаимодействия. 

       Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.  
Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.    

         К методам интерактивного обучения  относятся те, которые способствуют  вовлечению в активный процесс  получения и переработки знаний:  
 
 

  1. Аквариум.
  2. Броуновское движение.
  3. Выступление в роли обучающего
  4. Гражданские слушания.
  5. Дебаты.
  6. Дерево решений.
  7. Дискуссия.
  8. Займи позицию.
  9. Игровые упражнения 
  10. Инсценировка                     
  11. Интервью
  12. Карусель.
  13. Контрольный лист или тест
  14. Метод пресс.
  15. Мини-лекция  
  16. Мозговой штурм.
  17. Незаконченное предложение.
  18. Обсуждение сюжетных рисунков
  19. Опрос–Квиз (контроль) и др.
  20. Приглашение визитера        
  21. Проигрывание ситуаций 
  22. Работа в группах (Работа в малых группах.Работа в парах.)
  23. Разработка проекта
  24. Решение ситуационных задач  
  25. Ролевая (деловая) игра.
  26. Ротационные (сменные) тройки.
  27. Суд от своего имени.

ТЕХНОЛОГИЯ  АКВАРИУМ

       Технология  Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.Применение технологии позволяет решать следующие задачи:

       Обучающие: Способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;

       Развивающие: Способствует овладению культурой ведения дискуссии, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, позволяет сформировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создать целостное видение проблемы;

       Воспитательные: Способствует моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее мультиперспективности развития и свободы выбора.

       Распределение по группам.

       Проведение  занятий по технологии “Аквариум” обязательно предполагает деление  учащихся на группы, причем таким образом, чтобы в одной группе оказались  дети, не взаимодействующие между  собой во внеучебной деятельности. Во-первых, необходимо разбить ранее  сложившиесямикрогруппы, связанные  дружескими отношениями. Нежелательно создавать так называемые “группы  соседей”, так как несмотря на быстроту решения организационного вопроса, данный вариант не является эффективным  вследствие привыкания учащихся работать в составе постоянной группы, что  резко снижает возможность обучения навыкам диалогового взаимодействия.

       Во-вторых, предпочтительно, чтобы состав групп  был смешанным по половому признаку в целях развития гендерного сотрудничества. Это является особенно актуальным в  подростковом возрасте, когда происходит освоение различных социальных ролей, формирование образа – “Я”.

       В-третьих, допустимо и смешение детей различных  психологических типов – экстравертированных  и интравертированных – во имя  обучения детей навыкам сотрудничества с преподавателями противоположных  типов. Однако подобное деление возможно осуществить только в контакте со школьной психологической службой.

       В-четвёртых, формирование рабочих групп может  происходить путём слияния детей  с различными уровнями обученности, что должно стимулировать процесс  взаимопомощи и взаимоподдержки  членов группы, когда более сильные  учащиеся будут оказывать помощь менее подготовленным, поскольку  ответственность за решения учебной  проблемы ложится на всех участников в равной степени.

       Таким образом, при комплектовании состава  групп учителю не следует идти на поводу у учащихся, требующих  организовать группы “по желанию”. Возникновение стихийных, спонтанных “групп соседей” приветствуется при  проведении фрагмента урока по технологии “Аквариум”, но не при полном цикле  её воспроизведения.

       Распределение ролей внутри группы.

       На  этапе подготовки группового решения  все участники выступают в  роли сборщиков информации из источников для нахождения фактических сведений, подтверждающих точку зрения группы. При этом может выделяться один –  два человека, выполняющих функции  аналитиков. Они из массы найденных  группой свидетельств выбирают наиболее существенные для решения данной проблемы и выстраивают цепочку  доказательств таким образом, чтобы  мнение группы было изложено последовательно, логично и аргументированно.

       Секретарь-таймкипер  протоколирует ход рассуждения  в группе, фиксируя все высказанные  тезисы в защиту какой-либо точки  зрения. Одновременно в его функции  входит контроль за распределением времени  и с учётом того, чтобы группа успела подготовить презентацию  коллективного решения.

       После завершения обсуждения внутри группы выбирается учащийся, который будет  осуществлять презентацию мнения данной группы. При этом спикер может быть выбран по желанию, по жребию, исходя из просьбы большинства членов группы или по принуждению.

       Внешние роли.

       За  каждой рабочей группой закрепляется наблюдатель, не имеющий права вмешиваться  в ход группового обсуждения. Его  роль сводится к письменной фиксации того, как происходит взаимодействие членов группы на этапе выработки  коллективного решения путём  заполнения так называемых Листов оценки дискуссии (ЛОД). Предполагается, что  наблюдатель должен быть заранее  ознакомлен с заданием, которое будет  выполнять его группа – с формулировкой  темы обсуждения, проблемными вопросами  и кругом источников. Таким образом, наблюдатель будет иметь возможность  оценивать не только организационный  аспект по внутригрупповому взаимодействию, но и знаниевую составляющую.

       Возможен  вариант работы, когда наблюдатель  заранее получает информацию о характере  работы группы. В таком случае на этапе обсуждения наблюдатель заполняет  только ЛОД, не концентрируя внимание на фактической стороне излагаемого  группой материала.

       Оценку  знаниевого компонента наблюдатель  будет производить на этапе презентации  мнения группы, а также в ходе последующей домашней работы с отчётом  группы и собственными наблюдениями. После чего наблюдатель оценит степень  личного вклада каждого члена  группы в формирование окончательного варианта, учтёт степень аргументированности  с точки зрения исторической науки  групповое видение учебной проблемы.

       Роль  супервайзера выполняет наиболее подготовленный ученик или на этапе знакомства класса с технологией “Аквариум” сам  учитель. Супервайзер не может вмешиваться  в работу групп или наблюдателей. Прямое вмешательство допустимо  только в случае возникновения острой конфликтной ситуации, которую группа не сможет разрешить самостоятельно, или в случае нарушения правил работы наблюдателей. Супервайзер имеет  право свободного перемещения по классу на этапе группового обсуждения и заполняет “Лист оценки качества работы групп” и “Лист оценки качества работы наблюдателей”.

       На  этапе презентации мнения групп  супервайзер должен контролировать и направлять ход обсуждения. Если в роли супервайзера выступает ученик, то в таком случае требуется проведение подготовительной работы с этим учеником. На подготовительном этапе супервайзер  оценивает исключительно организационные  моменты, на этапе презентации –  продемонстрированный группами уровень  знания фактического материала по проблеме.

Информация о работе Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики