Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа
Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.
ТЕХНОЛОГИЯ
ИНТЕРАКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Предисловия
Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.
Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой дистанционного обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Сегодня
стало очевидным, что надо управлять
не личностью, а процессом ее развития.
А это означает, что приоритет
в работе педагога отдается приемам
опосредованного
Основные
методические инновации связаны
сегодня с применением
Интерактивный
— означает способность взаимодействовать
или находится в режиме беседы,
диалога с кем-либо (человеком) или
чем-либо (например, компьютером). Следовательно,
интерактивное обучение — это, прежде
всего, диалоговое обучение, в ходе
которого осуществляется взаимодействие
преподавателя и обучаемого.
Особенности этого взаимодействия состоят
в следующем:
Суть
интерактивного обучения состоит в
том, что учебный процесс
Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
При
использовании интерактивных
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.
Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.
Интерактивное
обучение обеспечивает взаимопонимание,
взаимодействие, взаимообогащение.
Интерактивные методики ни в коем случае
не заменяют лекционный материал, но способствуют
его лучшему усвоению и, что особенно важно,
формируют мнения, отношения, навыки поведения.
К методам интерактивного
ТЕХНОЛОГИЯ АКВАРИУМ
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.Применение технологии позволяет решать следующие задачи:
Обучающие: Способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;
Развивающие: Способствует овладению культурой ведения дискуссии, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, позволяет сформировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создать целостное видение проблемы;
Воспитательные: Способствует моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее мультиперспективности развития и свободы выбора.
Распределение по группам.
Проведение
занятий по технологии “Аквариум”
обязательно предполагает деление
учащихся на группы, причем таким образом,
чтобы в одной группе оказались
дети, не взаимодействующие между
собой во внеучебной деятельности.
Во-первых, необходимо разбить ранее
сложившиесямикрогруппы, связанные
дружескими отношениями. Нежелательно
создавать так называемые “группы
соседей”, так как несмотря на быстроту
решения организационного вопроса,
данный вариант не является эффективным
вследствие привыкания учащихся работать
в составе постоянной группы, что
резко снижает возможность
Во-вторых, предпочтительно, чтобы состав групп был смешанным по половому признаку в целях развития гендерного сотрудничества. Это является особенно актуальным в подростковом возрасте, когда происходит освоение различных социальных ролей, формирование образа – “Я”.
В-третьих,
допустимо и смешение детей различных
психологических типов –
В-четвёртых,
формирование рабочих групп может
происходить путём слияния
Таким образом, при комплектовании состава групп учителю не следует идти на поводу у учащихся, требующих организовать группы “по желанию”. Возникновение стихийных, спонтанных “групп соседей” приветствуется при проведении фрагмента урока по технологии “Аквариум”, но не при полном цикле её воспроизведения.
Распределение ролей внутри группы.
На этапе подготовки группового решения все участники выступают в роли сборщиков информации из источников для нахождения фактических сведений, подтверждающих точку зрения группы. При этом может выделяться один – два человека, выполняющих функции аналитиков. Они из массы найденных группой свидетельств выбирают наиболее существенные для решения данной проблемы и выстраивают цепочку доказательств таким образом, чтобы мнение группы было изложено последовательно, логично и аргументированно.
Секретарь-таймкипер протоколирует ход рассуждения в группе, фиксируя все высказанные тезисы в защиту какой-либо точки зрения. Одновременно в его функции входит контроль за распределением времени и с учётом того, чтобы группа успела подготовить презентацию коллективного решения.
После завершения обсуждения внутри группы выбирается учащийся, который будет осуществлять презентацию мнения данной группы. При этом спикер может быть выбран по желанию, по жребию, исходя из просьбы большинства членов группы или по принуждению.
Внешние роли.
За
каждой рабочей группой закрепляется
наблюдатель, не имеющий права вмешиваться
в ход группового обсуждения. Его
роль сводится к письменной фиксации
того, как происходит взаимодействие
членов группы на этапе выработки
коллективного решения путём
заполнения так называемых Листов оценки
дискуссии (ЛОД). Предполагается, что
наблюдатель должен быть заранее
ознакомлен с заданием, которое будет
выполнять его группа – с формулировкой
темы обсуждения, проблемными вопросами
и кругом источников. Таким образом,
наблюдатель будет иметь
Возможен
вариант работы, когда наблюдатель
заранее получает информацию о характере
работы группы. В таком случае на
этапе обсуждения наблюдатель заполняет
только ЛОД, не концентрируя внимание
на фактической стороне
Оценку
знаниевого компонента наблюдатель
будет производить на этапе презентации
мнения группы, а также в ходе
последующей домашней работы с отчётом
группы и собственными наблюдениями.
После чего наблюдатель оценит степень
личного вклада каждого члена
группы в формирование окончательного
варианта, учтёт степень
Роль супервайзера выполняет наиболее подготовленный ученик или на этапе знакомства класса с технологией “Аквариум” сам учитель. Супервайзер не может вмешиваться в работу групп или наблюдателей. Прямое вмешательство допустимо только в случае возникновения острой конфликтной ситуации, которую группа не сможет разрешить самостоятельно, или в случае нарушения правил работы наблюдателей. Супервайзер имеет право свободного перемещения по классу на этапе группового обсуждения и заполняет “Лист оценки качества работы групп” и “Лист оценки качества работы наблюдателей”.
На
этапе презентации мнения групп
супервайзер должен контролировать
и направлять ход обсуждения. Если
в роли супервайзера выступает ученик,
то в таком случае требуется проведение
подготовительной работы с этим учеником.
На подготовительном этапе супервайзер
оценивает исключительно
Информация о работе Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики