Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 07:15, курсовая работа
Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа –2/3- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. В папирусе Ахмеса есть задача :
Для этого предлагаем решить следующую задачу:
« Мама к чаю подала торт, разрезанный на 10 равных кусков. Брат съел 2 куска торта, а сестра один кусок. Какую часть торта съел брат? Какую часть торта съела сестра?»
Для решения этой задачи
круг, разделенный на 10 равных частей. Работа
над задачей проходит так: На сколько равных частей мама
разделила торт? Сколько торта съела сестра? Покажите на рисунке.
Какую часть торта составляет один кусок? Кто может записать соответствующую дробь? Сколько кусков торта съел брат? Покажите на рисунке. Какую часть торта составляют два куска? Кто сможет записать дробь две десятых?
Этот вопрос сначала вызывает затруднение. Однако поразмыслив, многие приходят к верному выводу и записывают: 2/10.
Кому из детей досталось больше торта? А кому меньше? Сколько всего кусков
торта съели дети? Покажите на рисунке. Какую часть торта составляют три куска? Запишите дробь. Объясните значение числителя и знаменателя этой дроби.
Выполнение этого задания, вызывает интерес даже у малоактивных детей. В работе принимают участие все ученики класса.
Далее ведется работа по
Деятельность учащихся должна быть организована следующим образом: Вначале учащимся предлагается задача: « Береза прожила 50 лет, что составляет одну пятую продолжительности ее жизни. Какая продолжительность жизни березы?».
На доске дана модель этой задачи. Дети, используя модель рассуждают так: « Одна пятая часть составляет 50 лет, а в целом пять таких частей. Можно узнать продолжительность жизни березы, для этого надо 50 умножить на 5». Под моделью выполняется запись: 50*5=250
Дети дают ответ на вопрос задачи.
Учитель предлагает составить
задачу, обратную данной. Ученики
быстро и правильно
Составленную задачу ученики решают самостоятельно, используя модель, данную к первой задаче. Получив ответ, они убеждаются в правильности решения исходной задачи.
Рассмотренная методика
Методика изучения обыкновенных дробей в 6 классе.
( К этому моменту учащимся уже все известно о десятичных дробях и действиях над ними)
Сначала в 6 классе уточним представление
об обыкновенных дробях, как о
частном от деления двух
Это можно сделать так:
3:4=3/4
Вывод: Дробь – это частное от деления числителя на знаменатель.
При закреплении включать так же примеры:
0,8/0,5=0,8:0,5 (5 кл.)
1,2+0,9/7:10=2,1/0,7=2,1:0,7=3
На следующем этапе на основе наблюдений по наглядности, учащиеся должны самостоятельно подойти к выводу основного свойства дроби.
1/2 = 2/4 = 3/6 = 5/10
(Запись одного и того же числа)
Как получить каждую дробь из 1/2 ?
А как получить 1/2 из каждой другой дроби?
Сделайте вывод.
Основное свойство дроби
Предложить двум учащимся 11/36 и 13/60 заменить дробью, равной данной, но со знаменателем 180.
Затем сообщить, что эти дроби вы привели к общему знаменателю.
11/36=11*5/180
Подвести к выводу, что НОЗ всегда будет НОК
Правило сокращения дробей.
Предложить учащимся дробь, например 18/27, заменить ее другой, равной дробью, но с меньшими числителем и знаменателем. Кто-то запишет 6/9, а кто-то 2/3. Ввести термин несократимая дробь.
Вывод: Удобнее сокращать сразу на НОД числителя и знаменателя.
На следующем этапе познакомить с обобщенным правилом сравнения обыкновенных дробей:
А) Вспомнить за 5 кл., как сравнивать дроби с одинаковыми знаменателем:
3/5 и 4/5 т.к. 3 < 4, то 3/5 < 4/5
Б) Предложить сравнить дроби с разными знаменателями, но с одинаковым числителем: 3/4 и 3/5, т.к 4 < 5, ( четвертые доли целого крупнее чем пятые), то 3/4 > 3/5.
В) Сравнить дроби с разными числителями и знаменателями:
3/7 4/9 . Подвести к случаю А), найдя НОК, 3/7=27/63 4/9=28/63
т.к. 27/63<28/63, то 3/7<4/9.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, сводим, к известному с 5 кл., правилу: « Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Сначала предложим пример на повторение:
15/20+14/20=3/4+7/10 Возникла проблемма
3/4+7/10=15/20+14/20=29/20
Сделайте вывод: «Чтобы сложить
две дроби с разными
При сложении и вычитании
31/5+53/4=(3+1/5)+(5+3/4)=(3+5
51/5-33/4=(5-3)+(1/5-1/4)=2+4-
С умножением обыкновенных дробей можно познакомить по-разному.
Фрагмент урока
Найти S прямоугольника, если: а) L = 10 см, ширина= 5 см,
10
5,7
7/5
3/4 -пока не умеем
Возникла проблема.
Решение возникшей проблемы возможно двумя способами:
1-ый способ.
3/4м=75см
7/5м=140см
S=75*140=10500 кв.см.
S=1,05 кв.м=15/100=11/20 кв.м=21/20 кв.м
2-й способ
3/4м=0,75м
7/5м=1,4м
3/4*7/5=21/20 a/b*c/d=a*c/b*d
Чтобы эти вычисления шли без труда,
в устном счете повторить
предварительно соотношения
Получив результат и сравнив числители множителей с числителем и знаменатели множителей со знаменателями результата, учащиеся попытаются сами сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.
После тренинга рассмотреть частные случаи типа: 32/3*3/4 2*3/5 0*4/5
Он заключается в
В устном счете, наряду с известными примерами, включать неизвестные.
3/4±1/4 1/2*2/3 –не умеем. Возникла проблема. Далее предложить рисунок прямоугольника, по длине и ширине которого отложены дроби 2/3 и 1/2. Вспомним смысл дроби.
1/3 |
1/3 | |
1/3 |
1/3 |
В чем смысл произведения? S закрашенной части = 1/2*2/3
А как по-другому можно сосчитать S закрашенной части? ( На сколько равных частей разбит весь прямоугольник? Какую долю представляет из себя каждая из равных частей? А сколько таких шестых долей в закрашенной части?
Sз.ч.=1/6+1/6=2/6
Sз.ч.=1/2*2/3=2/6
На следующем этапе учащимся
предлагается самостоятельно
7 и 1/7 – взаимно обратные числа, т.к. 7*1/7=1.
2/3 и3/2 – взаимно обратные числа, т.к. 2/3*3/2=6/6=1.
Затем , опираясь на это новое понятие и ранее известное правило взаимосвязи между множителями и произведением, подвести учащихся к выводу правила:
Деление обыкновенных дробей (стр. 74, 6 кл. )
A/b : c/d = a/b*d/c = a*d/b*c
Текстовые задачи на деление дробей – это способ закрепления изученного правила, кроме того, в результате их решения, повторяются правила нахождения дроби от числа и числа от дроби. (стр. 63,78, 6 кл.)
Глава 2. Практическое обоснование изучения темы «Обыкновенные дроби»
2.1 Методика изучения
обыкновенных дробей в
На протяжении двух лет мы
изучили опыт работы различных
учителей, которые старались повысить
качество усвоения знаний
Например, из опыта работы О. Севостьяновой, учителя гимназии № 6 города Волгограда, можно сделать вывод, что изучение обыкновенных дробей без надежной опоры на наглядность приводит к плохому усвоению детьми изучаемого материала. И в качестве наглядного пособия , она предлагает применять на уроках, посвященных изучению обыкновенных дробей, игру «Детская мозаика». Эта игра состоит из наборного полотна и пластмассовых деталей, имеющих форму квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника , которые окрашены в контрастные цвета.
Составив на мозаичном полотне различные фигуры из равных долей всех четырех цветов, можно задать учащимся вопрос: «какая часть фигуры закрашена синим (красным, белым цветом)?».
«Мозаика» также помогает
чем 6.
Без труда можно убедить
Но на своих уроках учитель применяет не только мозаику, но и кубики «Лего», имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. С их помощью можно сравнивать, складывать, вычитать и сокращать дроби.
Из уроков Севостьяновой мы видим, что учителю не составит труда самостоятельно подобрать вопросы и задания, предполагающие использование этих наглядных пособий. Например, можно показать детям две различные модели к задаче и спросить: «Какая из этих моделей наиболее соответствует условию задачи?»
Исходя из опыта работы О.Севостьяновой мы можем сделать вывод, что такие детские игры, как «Детская мозаика» и «Лего» можно считать уникальными наглядными пособиями при изучении курса математики в 5-6 классах.
Не менее интересны уроки Л. Буденной, г. Ростов-на-Дону. Она при изучении обыкновенных дробей использует интегрированные уроки математики и чтения, что больше заинтересовывает детей к изучению данной темы.
Например, урок по теме «Сложение и вычитание дробных чисел и сказки А.С. Пушкина», 5-6 кл. (Приложение №2) проводится в виде соревнования. Детям, например , чтобы узнать известное выражение из сказки Пушкина, нужно сначала решить примеры на сложение обыкновенных дробей.
На уроках Л. буденной у детей
формируется эмоционально-
Из опыта работы В.Т. Самковой,
г. Санкт-Петербург по теме «
Н. Романова, школа №4 г. Брянск, предлагает
урок по закреплению темы «
Таким образом, из опыта работы
разных учителей мы видим, что
каждый из них на уроках
по теме «Обыкновенные дроби»
стремится к повышению
Информация о работе Традиционные методические подходы к изучению темы “ Обыкновенные дроби”