Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:38, дипломная работа
Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
Урок 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
Техника: На доске пустые ячейки пронумерованы, задача учащихся – решить примеры, чтобы открыть буквы. Играют все, каждый может взять несколько задач, решения одной задачи дает 1 балл. Решения показывают учителю или ассистентам, которые заранее выбраны учителем.
Примеры:
Решить уравнение х+30=120. (Ответ:90) Буква «О», открыть №1,4,7,11,16,19,21
Решить уравнение 3/4х-5/8. (Ответ:5/12) Буква «В», открыть №5,10,15
Проверь, является ли равенство пропорцией 2,4/6=2/5 (Ответ: да, проверяем делением каждой части равенства) Буква «Н» №3,6
Найти 1/3 от 33 (Ответ: 11, чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на эту дробь). Буква «О» №2,9,13
Найти 25% от 180 (Ответ: 45, 25% это ¼ часть числа). Буква «И» №12, 24,25
Найти число, если 2/3 это число 24. (Ответ: 36, чтобы найти число по его дроби, нужно разделить на эту дробь соответствующее число)
Найти число, 5% которого равно 15% (Ответ: 300, чтобы найти число по его %, нужно на этот процент разделить соответствующее ему число) Буква «Р» №18, 22
2-2/3 (Ответ: 1 1/3, дополнение по 1) Буква «Е» №8
2/3:7/9 (Ответ: 6/7, чтобы разделить нужно, умножить на обратное число) Буква «Т» №14
Как из дроби 4/3 получить дробь 8/6 (Ответ: основное свойство дроби) Буква «Ц» №23 Данный пример написать на доске как основное свойство дроби.
Задача учителя: Повторить темы: а) определение пропорции; б) дробь от числа; в) % от числа; г) число по его дроби; д) число по его %; е) дополнение по 1; ж) деление обыкновенных дробей; з) решение уравнений; и) основное свойство дроби. Желательно добиваться устного комментирования ответов, знания правил, алгоритмов решения.
Развитие интереса, творческий подход, повторение пройденного, раскрытие темы урока нестандартным способом.
Техника: устный фронтальный опрос:
Устные упражнения: Какие из равенств являются пропорциями (записано на доске)
Задача учителя: Подготовить учащихся к изучению новой темы, для работы над которой нужно знать основное свойство дроби, определение пропорции, название членов пропорции, определение «отношения» и то, как определяют пропорцию.
На доске записано основное свойство дроби:
Запись пропорции: a:b=c:d или , почему?
Так как знаменатели равны, приравниваем числители – таким образом, чтобы доказать, что равенство является пропорцией, можно применять правило «ПРОИЗВЕДЕНИЕ КРАЙНИХ ЧЛЕНОВ ПРОПОРЦИИ РАВНО ПРОИЗВЕДЕНИЮ СРЕДНИХ ЧЛЕНОВ ПРОПОРЦИИ». Это и есть основное свойство дробей. Запишем его в тетради. Запись a*d можно записать d*a – это переместительный закон умножения, т.е. a*d=d*a, b*c=c*b/
Следствие: Средние члены пропорции можно менять местами. Крайние члены пропорции можно менять местами. Примеры:
Задача учителя: 1) Анализ – основное свойство дроби. 2) Синтез – основное свойство пропорции, следствие – метод творческой активности, частично-поисковый метод. 3) Метод проблемной беседы.
Выработка навыков – практическое приложение: №595, 596, 598 - групповая работа.
I |
II |
III |
595 (1,2) 596 (1,2,4,5) 598 (1,2) |
595 (1,2) 596 (1,4) 598 (1-1,2;2-1,2) |
595 (1) 596 (1,4) 598 (1-1; 2-1) |
Урок 2
Задача учителя: Систематизировать полученные знания, повторить тему.
№599 (1,2), № 601.
Задача учителя: Выработка навыков по новой теме, развитие самостоятельности; выработка творческой активности учащихся.
I |
II |
III | |
Составьте из чисел пропорцию |
2,4; 4,2; 7,2; 12,6 |
16; 6; 8; 12 | |
Решите уравнение |
3 1/8:2 ½= 2 2/3:х |
Х:1/3=3/4:1/2 |
2,8:3,2=2,1:х |
Домашняя работа (записано на доске) П. 4.14 |
599-3, 602, 603 |
596-3,6 598-3, 599-3 |
595-3, 598-3 |
Формы и методы работы с классом
Урок 1 |
Урок 2 |
Фронтальная индивидуальная работа, нестандартные задания. Фронтальный устный опрос, устные упражнения. Технологически проблемное обучение, анализ, синтез. Групповая работа, индивидуальный контроль. |
Проблемная беседа. Групповая самостоятельная работа. Индивидуальный контроль, индивидуальная работа. Творческая работа учащихся. Подведение итогов, контроль усвоения. |
Работа в группах
Урок 1 |
I |
II |
III |
Поле чудес |
Полный ответ |
Решение заданий | |
Устный опрос |
Определение пропорции |
||
В двух видах |
В одном виде |
В общем виде | |
Основное свойство дроби |
Запись основного свойства дроби | ||
Устные упражнения |
Все примеры |
1,3,5 | |
Изучение новой темы |
Участие в проблемной беседе |
Запись фактов | |
Вывод основного свойства пропорции, вывод следствия. Вывод правила вычисления пропорции. Решение уровнения |
Запись фактов | ||
Практическое приложение |
595 (1,2), 596 (1,2,4,5), 598 (1,2) |
595 (1,2), 596 (1,4), 598 (1-1, 2, 2-1, 2) |
595 (1), 596 (1,4) 598 (1-1, 2-1) |
Урок 2 | |||
Проверка усвоения темы |
Все группы | ||
Закрепление – упражнения |
Продолжить работу по группам | ||
Совместно разобрать №599 (1,2), 601 | |||
Творческая работа |
Десятичные дроби |
Натуральные числа | |
В обыкновенных дробях |
В десятичных дробях |
Заключение
Методика проведения урока должна отрабатываться годами. Только тогда она может дать плодотворные результаты. По технологии группового обучения работаю более 10 лет, и сейчас с уверенностью могу сказать об эффективности и результативности данного метода.
Результаты работы учителя : 1) Распространение опыта работы на республиканском уровне через открытые уроки, лекции на фундаментальных курсах учителей математики (ИПКРО). 2) Дипломные работы студентов ЯГУ (сейчас СВФУ) (отмечены рекомендацией в аспирантуру) и ПУ №1. 3) Призовые места на олимпиадах учащихся обычных классов. 4) Золотые и серебряные медали выпускников. 5) Повышение процента обученности и качества.
Вывод: как показал многолетний опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. С уроков ушло списывание и ничегонеделание. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Разноуровневая работа внутри профиля класса, несомненно, дает положительные результаты, хотя затрудняет работу учителя, так как требуется новый подход к разработке ряда вопросов методики преподавания, но дополнительные усилия вознаграждаются хорошими результатами, да и работа учителя становится более творческой и интересной. Опыт работы и результаты показали, что гипотеза о групповом обучении была верна. Групповая форма обучения дает возможность дифференциации и индивидуализации учебной работы, оказания учащимся своевременной и действенной педагогической помощи, упрощения руководства самостоятельной работой каждого школьника. Проходят быстротечные минуты урока. Как радостны и прекрасны эти 45 мгновений урока, когда видишь в глазах учеников интерес к математике, желание получать новые знания, научиться новым навыкам!