Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа
Многие развивающиеся во времени сложные системы целесообразно анализировать как случайные процессы, ход и исход которых зависит от ряда случайных факторов, сопровождающие это развитие.
Рассмотрим алгоритм формирования переходных матриц на примере перехода первый-второй семестры.
Таблица 3.4 - Уровни успеваемости 1-2 семестры
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | ||
1семестр |
Количество неудов, % |
25,2 |
25,7 |
25 |
29,8 |
32,1 |
39 |
30,6 |
39,5 |
34,4 |
19,5 |
31,7 |
20,3 |
33,5 |
2семестр |
Количество неудов, % |
18,4 |
20,9 |
24,4 |
31,4 |
40 |
30,1 |
23,4 |
31,1 |
21 |
20,8 |
29,6 |
27,6 |
27,8 |
1семестр |
Уровень неудов |
н |
н |
н |
с |
с |
в |
с |
в |
в |
н |
с |
н |
в |
2семестр |
н |
н |
н |
с |
в |
с |
н |
с |
н |
н |
с |
с |
с |
По этим данным составлена таблица частот перехода от одного состояния к другому (таблица 3.5)
Таблица 3.5 – Частоты перехода от одного состояния к другому
От состояния |
К состоянию |
Сумма по строке | ||||||
B |
C |
H | ||||||
B |
0 |
3 |
1 |
4 | ||||
C |
1 |
2 |
1 |
4 | ||||
H |
0 |
1 |
4 |
5 | ||||
Тогда матрица переходных вероятностей зависимости результатов второй сессии от успеваемости в первую сессию представлена в таблице 3.6.
Результаты, представленные в таблице 3.6, наглядно демонстрируют зависимость уровня подготовки различных категорий студентов, зачисленных на первый курс.
Таблица 3.6- Матрица переходных вероятностей 1-2 сессия
От состояния |
К состоянию |
Сумма по строке | ||
B |
C |
H | ||
B |
0 |
0,75 |
0,25 |
1 |
C |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
1 |
H |
0 |
0,2 |
0,8 |
1 |
Анализ таблицы 3.6 показал, что с вероятностью равной 0,75 произойдет незначительное улучшение качественной успеваемости во вторую сессию. Частично улучшение ситуации происходит за счет активного отчисления студентов, которые не справились с программой первого семестра.
В случае если студенты успешно справились с первой сессий (доля неудовлетворительных оценок соответствует низкому уровню) и/или за счет усиления контроля со стороны родителей и деканата смогли адаптироваться в университете, вероятность сохранения высокой качественной успеваемости за весь первый курс составляет 0,8.
Аналогично построим матрицу переходных вероятностей зависимости результатов третьей сессии от успеваемости во вторую сессию и результатов четвертой сессии от успеваемости в третью сессию (таблицы 3.7 - 3.8)
Таблица 3.7 - Матрица переходных вероятностей 2-3 сессия
От состояния |
К состоянию |
Сумма по строке | ||
B |
C |
H | ||
B |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
1 |
C |
0,83 |
017 |
0,00 |
1 |
H |
0,00 |
0,83 |
0,17 |
1 |
Как показывает анализ таблицы 3.7, высокий уровень неудовлетворительных оценок неизбежно влечет за собой падение успеваемости и в третьей сессии. В свою очередь, поток, который успешно справился со второй сессией, с вероятностью 0.83 незначительно ухудшит свои результаты. Данный факт объясняется, не только структурой учебного плана распределения дисциплин по семестрам, но и субъективными факторами (например, время года).
Таблица 3.8 - Матрица переходных вероятностей 3-4 сессия
От состояния |
К состоянию |
Сумма по строке | ||
B |
C |
H | ||
B |
0,67 |
0,17 |
0,17 |
1 |
C |
0,17 |
0,17 |
0,67 |
1 |
H |
1,00 |
0 |
0 |
1 |
Анализ таблицы 3.8 показал,
что в четвертой сессии наблюдаются
определенные трудности. Так, равновероятно
студенты могут либо незначительно
улучшить свои результаты, либо сохранить
высокий уровень
Таблица 3.9 - Матрица переходных вероятностей 4-5 сессия
От состояния |
К состоянию |
Сумма по строке | ||
B |
C |
H | ||
B |
0,17 |
0,50 |
0,33 |
1 |
C |
0,50 |
0 |
0,50 |
1 |
H |
0 |
0 |
1,00 |
1 |
Из таблицы 3.9 видно, что итоги
четвертой сессии определяют результаты
пятой сессии. Так студенты, успешно
справившиеся с дисциплинами четвертого
семестра, также успешно справятся
с экзаменами за пятый семестр.
Таблица 3.10 - Матрица переходных вероятностей 5-6 сессия
От состояния |
К состоянию |
Сумма по строке | ||
B |
C |
H | ||
B |
0,50 |
0,50 |
0 |
1 |
C |
0,33 |
0,67 |
0 |
1 |
H |
0,13 |
0,75 |
0,13 |
1 |
Сохранение среднего уровня неудовлетворительных оценок происходит с вероятностью 0,67, при этом практически не происходит существенного улучшения результатов в шестом семестре.
Из таблицы 3.11 видно, что уровень неудовлетворительных оценок на протяжении трех лет определяется уровнем успеваемости на первом курсе.
Таблица 3.11 - Матрица переходных вероятностей 1-6 сессия
От состояния |
К состоянию |
Сумма по строке | ||
B |
C |
H | ||
B |
0,50 |
0,50 |
0 |
1 |
C |
0,20 |
0,80 |
0 |
1 |
H |
0 |
0,75 |
0,25 |
1 |
Так, сохранение текущего уровня может оказаться равным:
- 0,5 для высокого уровня;
- 0,8 для среднего уровня;
- 0,25 для низкого уровня неудовлетворительных оценок.
При этом улучшить успеваемость смогут студенты со средним (с вероятностью 0,2) или высоким (с вероятностью 0,5) уровнем неудовлетворительных оценок. Существенно улучшить успеваемость (переход от высокого к низкому уровню) практически невозможно.
Рисунок 3.6 наглядно демонстрирует данные выводы.
Рисунок 3.6 - Размеченный граф для перехода первая-шестая сессия Таким образом, недостаточно серьезное отношение к учебному процессу на первом курсе влечет за собой не только снижение успеваемости студентов и вероятность потери контингента, но и пробелы в подготовке к специальным дисциплинам.
Следовательно, опираясь на
данные матрицы переходных вероятностей
можно регулировать учебный процесс
в сторону улучшения
Из определения матрицы переходных состояний следует, что составляющие ее элементы условных вероятностей перехода представляют состояние системы в какой-то фиксированный момент, отражающий поведение этой системы за определенный промежуток времени. В данной работе этот период составляет 13 лет.
На основании данных, представленных в таблицах 3.2, рассчитаем прогноз уровня неудовлетворительных оценок.
Таблица 3.12 - Расчет предельного состояния матрицы переходов 1-2 сессия
Шаг прогноза |
От состояния |
К состоянию |
Шаг прогноза |
К состоянию | ||||
B |
C |
H |
В |
С |
H | |||
2 |
В |
0,1875 |
0,425 |
0,3875 |
3 |
0,1063 |
0,4306 |
0,4631 |
С |
0,125 |
0,4875 |
0,3875 |
0,1219 |
0,4150 |
0,4631 | ||
Н |
0,05 |
0,26 |
0,69 |
0,0650 |
0,3055 |
0,6295 | ||
4 |
В |
0,1077 |
0,3876 |
0,5047 |
5 |
0,0969 |
0,3755 |
0,5276 |
С |
0,1038 |
0,3915 |
0,5047 |
0,0979 |
0,3745 |
0,5276 | ||
H |
0,0764 |
0,3274 |
0,5962 |
0,0819 |
0,3402 |
0,5779 | ||
6 |
B |
0,0939 |
0,3659 |
0,5402 |
7 |
0,0939 |
0,3614 |
0,5471 |
C |
0,0936 |
0,3662 |
0,5402 |
0,0915 |
0,3614 |
0,5471 | ||
H |
0,0851 |
0,3471 |
0,5679 |
0,0868 |
0,3509 |
0,5623 | ||
8 |
B |
0,0904 |
0,3587 |
0,5509 |
9 |
0,0901 |
0,3573 |
0,5530 |
C |
0,0909 |
0,3588 |
0,5509 |
0,0900 |
0,3573 |
0,5530 | ||
H |
0,0877 |
0,3530 |
0,5593 |
0,0884 |
0,3541 |
0,5576 | ||
10 |
B |
0,0896 |
0,3565 |
0,5541 |
11 |
0,0894 |
0,3561 |
0,5548 |
C |
0,0896 |
0,3565 |
0,5541 |
0,0894 |
0,3561 |
0,5548 | ||
H |
0,0887 |
0,3548 |
0,5567 |
0,0889 |
0,3551 |
0,5562 | ||
12 |
B |
0,0893 |
0,3558 |
0,5551 |
13 |
0,0892 |
0,3557 |
0,5553 |
C |
0,0893 |
0,3558 |
0,5551 |
0,0892 |
0,3557 |
0,5553 | ||
H |
0,0890 |
0,3553 |
0,5559 |
0,0890 |
0,3554 |
0,5557 | ||
14 |
B |
0,0891 |
0,3556 |
0,5554 |
15 |
0,0891 |
0,3556 |
0,5555 |
C |
0,0891 |
0,3556 |
0,5554 |
0,0891 |
0,3556 |
0,5555 | ||
H |
0,0891 |
0,3555 |
0,5557 |
0,0891 |
0,3556 |
0,5555 |