Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является - провести теоретический анализ возможности использования мотивации и стимулирование трудовой деятельности средних медицинских работников.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи
1. изучить теоретические вопросы мотивации и стимулирования;
2. изучить особенности мотивации среднего медицинского персонала
3. сделать выводы по работе.
связи о результатах исполнения.
Создание программы мотивации проходит в несколько этапов:
1. анализ методов и форм стимулирования и возможностей по их использованию в конкретных условиях;
2. анализ актуальных
потребностей и
трудом;
3. сопоставление результатов анализа;
4. выбор методов и форм вознаграждения с учетом индивидуальных
особенностей работников;
5. проверка методов и форм вознаграждения и их коррекция в случае
необходимости;
6. внедрение мотивационной
программы и периодическая
эффективности.
При поиске решения проблемы мотивации важно уметь правильно поста-
вить задачи, а именно:
При формировании системы мотивации деятельности на предприятии, необ-
ходимо учитывать, что каждый сотрудник имеет свою систему мотивов и потребностей, определяя для себя различные ценности. Так, для человека высокого материального достатка лишнее время для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей, например, работников, занимающихся интеллектуальным трудом, более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, занимая другую должность. Таким образом, невозможно правильное мотивирование работников без учета их жизненных ценностей, взглядов и целей. Именно на этом принципе и должна строиться система мотивации, которая должна быть гибкой, легко изменяющейся по отношению к разным категориям персонала.
Рассмотрев основные понятия «мотивации», «мотивирования» и можно сделать следующие выводы.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, ко-
торые побуждают человека к деятельности. В каждый конкретный момент времени поведение человека обусловлено сложной системой мотивов. Качество трудовой деятельности человека также определяется степенью его мотивации, заинтересованностью в результатах своей деятельности. Сформировать определенную систему мотивов, побуждающую к эффективному труду, помогает система мотивирования и стимулирования персонала. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как равное выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей. Система мотивации должна быть гибкой и многогранной. Процесс мотивации должен охватывать каждую категорию персонала, и для каждого сотрудника быть движущей силой к повышению эффективности труда. Система мотивации деятельности необходимы на современном предприятии. Это одно из средств повышения эффективности труда, а значит и увеличения прибыли.
1.2. Стимулирование как основа мотивации
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей. Человек реагирует на многие стимулы сознательно. На отдельные стимулы его реакция может не поддаваться сознательному контролю. Реакция на конкретные стимулы у различных людей не одинакова. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.
Стимулирование труда — это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.
Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осущест-вляется мотивирование. Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение, как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия. Стимулирование труда – способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции. Экономическая функция выражается прежде всего в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции. Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в организации и в целом в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта. Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности также предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе. Понятие стимулирования связано с понятием производственного коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач. Говоря о стимулировании работников, мы подразумеваем всех работников предприятия, в том числе обслуживающий персонал, внештатных работников и др. В связи с этим необходимо разделять понятия «эффективность труда» и «производительность труда» работников. Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях. Понятия эффективность труда и производительность труда в равной мере оказывают влияние на развитие организации. Существуют требования к организации стимулирования труда:
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными могут быть подходы к работникам в зависимости от стажа работы, образования, условий работы.
Гибкость и оперативность
В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.
Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для
всех работников. Условия стимулирования
должны быть демократичными и понятными.
Ощутимость. Практика показывает, что
существует некий порог действенности
стимула. В разных странах и коллективах
он существенно различается. Для одних
работников ощутимым может быть стимул
и в один доллар, для других мало и десяти.
Данное обстоятельство необходимо учитывать
при определении нижнего порога стимула.
Постепенность. Материальные стимулы
подвержены постоянной коррекции в сторону
повышения, что необходимо учитывать на
практике. Однажды резко завышенное вознаграждение,
не подтвержденное впоследствии, отрицательно
скажется на мотивации работника в связи
с формированием ожидания повышенного
вознаграждения и возникновением нового
нижнего порога стимула, который устраивал
бы работника, Ни в коем случае не допускается
снижение уровня материального стимулирования,
на каком бы высоком уровне он ни находился.
Исследования подтверждают, что между
желаемым и реальным уровнем материального
вознаграждения обычно существует линейная
зависимость. Сразу же вслед за повышением
вознаграждения формируется новый, более
высокий уровень притязаний, а следовательно,
и размер вознаграждения порой за тот
же труд. Минимизация разрыва
между результатом труда и его оплатой.
Переход фирм и на еженедельную оплату
труда обоснован прежде всего необходимостью
соблюдения этого принципа.
1.3. Модель "Мотивация-стимул".
Мотивация – это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимул - это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.
Существует несколько
мотивационных типов, каждый из которых
описывает характерное
Мотивационные типы можно разделить на два класса:
1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения);
2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация – человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится).
Теперь рассмотрим мотивационные типы.
Различают следующие "чистые" типы мотивации:
Обозначим каждый тип мотивации кодом (по первым двумбуквам):
ЛЮ - люмпенизированный тип;
ИН - инструментальный тип;
ПР- профессиональный тип;
ПА - патриотический тип;
ХО - хозяйский тип.
Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (Рис. 2)
Рис 2. Человек как сочетание чистых мотивационных типов
Люмпенизированный
тип. Относится к избегательному классу мотивации.
Характеристика:
Инструментальный
тип. Относится к достижительному классу
мотивации.
Характеристика: