Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является - провести теоретический анализ возможности использования мотивации и стимулирование трудовой деятельности средних медицинских работников.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи
1. изучить теоретические вопросы мотивации и стимулирования;
2. изучить особенности мотивации среднего медицинского персонала
3. сделать выводы по работе.
Профессиональный
тип. Относится к достижительному классу
мотивации.
Характеристика:
Патриотический
тип. Относится к достижительному классу
мотивации.
Характеристика:
Хозяйский
тип. Относится к достижительному классу
мотивации.
Характеристика:
Формы стимулирования и их соответствие мотивационным типам
Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования:
1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны. Известен научный труд, в котором исследовано свыше 20 тысяч моральных стимулов, применявшихся в угольной промышленности. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений, хотя на Западе их очень активно применяют.
5. Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.
7. Привлечение к совладению и участию в управлении.
Итак, на человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем.
Эта реакция может быть
· положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось;
· нейтральной;
· отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается.
Понятийная модель "Мотивация-стимул"
устанавливает связь между
Таблица 3. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Формы стимулирования |
Мотивационный тип | ||||
Инструментальный |
Профессинальный |
Патриотический |
Хозяйский |
Люмпенизированный | |
Негативные |
Нейтральна |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Денежные |
Базовая |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Натуральные |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Базовая |
Моральные |
Запрещена |
Применима |
Базовая |
Нейтральна |
Нейтральна |
Патернализм |
Запрещена |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Организационные |
Нейтральна |
Базовая |
Нейтральна |
Применима |
Запрещена |
Участие в управлении |
Нейтральна |
Применима |
Применима |
Базовая |
Запрещена |
Примечание:
- "базовая" - наибольшая
ориентированность данной
- "применима" - данная
форма стимулирования может
- "нейтральная" - применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде;
- "запрещена" - применение
данной формы стимулирования
приведет к прямо
Таким образом модель "Мотивация-стимул" может применяться при формировании политики стимулирования персонала. Возможен следующий варианты такой политики:. Оптимизировать систему стимулирования под существующий мотивационный профиль организации , чтобы обеспечить предельно конструктивное поведение имеющегося в наличии персонала.
2.1.Мотивация и
При изучении мотивации и стимулирования возникает проблема – в большинстве учреждений здравоохранения нет подразделений занимающихся мотивацией и стимулированием персонала. Кадровые службы больниц занимаются приемом, увольнением, обучением кадров. На местах кадровыми вопросами занимаются заведующие и старшие сестры отделений, где эта функция является далеко не главной из-за высокой нагрузки. В учреждениях здравоохранения отсутствуют каналы единой коммуникации отделами кадров и непосредственно рабочими местами. Не секрет , что система здравоохранения на всех уровнях испытывает острый дефицит кадров, а особенно высококвалифицированных. Поэтому проблема дефицита кадров , текучести кадров должна решаться через мотивирование и стимулирование персонала. Методы управления персоналом в здравоохранении можно разделить:
на организационно- административные:
экономические:
социально-психологические:
В учреждениях здравоохранения применяются
в основном экономические и организационно-
Экономические методы управления организации реализуются через материальные стимулы:
1) заработная плата работника, определяемая бюджетным финансированием на уровне ставок ЕТС;
2) практика премирования
работников за объем и
3) надбавки, доплаты за
стаж работы (в соответствии с
действующими нормативными
К сожалению, бюджетное финансирование на уровне ставок Единой тарифной сетки (ЕТС) не обеспечивает должной мотивации труда медиков. Ставки ЕТС не превышают даже прожиточного минимума. Следовательно, чтобы привлечь и удержать высококлассных специалистов, необходимо найти способы увеличения заработной платы. Доведение экономических стимулов до подразделения медицинской организации и конкретного медицинского работника в больницах обеспечивается путем экономии средств, полученных организацией в рамках оплаты медицинской помощи по принципу сокращения штатных должностей и перераспределением средств и доплата оставшимся сотрудникам. И даже несмотря на внедрения новых систем оплаты труда в учреждениях здравоохранения не всегда происходит усиление мотивации медицинских работников к оказанию качественной медицинской помощи, создание условий для притока квалифицированных молодых кадров и в результате – повышение доступности медицинской помощи для граждан, улучшение показателей здоровья населения способствуют снижению эффективности использования трудовых и материальных ресурсов. И так как этой мотивации недостаточно необходимо вырабатывать более эффективную систему воздействия на них со стороны руководителя.
Организационно-
Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:
1) Организационно-
2) Методы организационного
воздействия (
3)Дисциплинарные методы. Под дисциплинарными методами можно понимать, в частности, применение негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафами). Но необходимо разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. Это зависит от традиций, сложившихся в обществе и коллективе, взглядов, нравов, методов и стиля руководства организации.
В этой связи целесообразно остановиться более подробно на отличительных особенностях мотивационных установок медработников работников, методах воздействии и регулирования поведения. Особое внимание необходимо уделить взаимосвязи между удовлетворенностью персонала работой и производительностью их труда с учетом критериев эффективности деятельности организации, а также изучить роль и место мотивации в системе управления персоналом, структуру стимулов, роль системы оплаты медицинской помощи при формировании системы мотивации. Благоприятный психологический климат в медицинских организациях является важным мотивирующим фактором. В создании психологического микроклимата участвуют все члены коллектива, но тон должен задавать руководитель. Уважительное отношение главного врача, заведующего отделением, главной и старшей медицинских сестер к каждому сотруднику с учетом его индивидуальных особенностей позволяет работнику чувствовать себя в отделении комфортно и уверенно. Нередко именно благоприятный психологический климат в отделении является основным фактором, удерживающим сотрудника на работе, даже несмотря на невысокую заработную плату. Возможности материального стимулирования в ЛПУ ограничены, поэтому руководитель в основном должен использовать следующие методы нематериальной мотивации:
При оценке отношения среднего медперсонала к работе в целом установлено, основным фактором, определяющим удовлетворенность работой, являются отношения с ближайшими коллегами; удовлетворенность организацией труда; удовлетворительные отношения с администрацией.
Основными негативными факторами, влияющих на работу среднего медицинского персонала являются :
Но главной причиной острого дефицита средних медицинских работников в большинстве ЛПУ является низкая оплата труда.
Для средних медработников наиболее предпочтительными видами стимулов являются :
материальный,
неденежный материальный
нематериальный.
А при выборе неденежных материальных стимулов лучше использовать :