Высказывания взрослых относительно
причин курения подростков (методика «Мое
письмо курящему подростку») незначительно
отличаются от суждений подростков. Взрослые
отмечают, что подростки начинают курить
из-за желания стать взрослыми, под влиянием
сверстников, моды. Здесь и личные проблемы,
желание выделиться, стремление все попробовать,
слабость воли.
Представляет интерес также
мотив отказа от курения (прекращения
курения или неначинания). В качестве одного
из мотивов выступает страх ухудшения
или ухудшение здоровья. Данный мотив
актуален для учащихся 12-17 лет. В основе
данного мотива лежит активная пропаганда
против курения. Подростков сильнее «пугают»
те проявления негативного влияния курения
на организм, которые можно увидеть. Кроме
пропаганды против курения, в формировании
данного мотива играют роль и личные впечатления
подростков, которые они получают, наблюдая
за изменениями собственного самочувствия
(курящие подростки) и самочувствия знакомых.
Подростки отмечали, что чувствуют сами
или замечают у друзей появление головокружения,
тошноты, постоянного кашля, ослабление
физических возможностей.
Другим мотивом отказа от курения
являются деньги. Подростки бросают или
не начинают курить по причине недостатка
денег. Чтобы достать денег на сигареты,
им приходится обманывать родителей, экономить
или зарабатывать самим. При этом они считают,
что заработанные деньги лучше тратить
на что-то другое, а не на сигареты. Данный
мотив актуален для учащихся 12-17 лет.
Не менее важным мотивом отказа
от курения считается страх перед родителями.
Этот мотив актуален в основном для подростков
12-14 лет, а также для учащихся 15-17 лет с
небольшими задержками социально-психологического
развития (немного инфантильных) или воспитывающихся
в семьях с очень строгими родителями.
Эти учащиеся боятся быть наказанными
или не хотят расстраивать родителей.
Еще один важный мотив отказа
от курения - желание не быть как все. Данный
мотив актуален для учащихся 15-17 лет. Юноши
и девушки считают, что не курить сознательно,
демонстрируя таким образом собственное
мнение, могут только сильные люди. Для
них подобный поступок является достойным
уважения. Старшеклассники считают, что
сильный человек может доказать себе и
окружающим, что он не хуже других благодаря
своим умениям, поступкам, а не курением.
Кроме того, в массово курящей молодежной
среде отказ от курения становится достаточно
сильным поступком, способом выражения
собственного «Я». Бросив курить, молодой
человек доказывает своим друзьям, что
он больше не зависит от мнения окружающих,
а поступает, руководствуясь собственным
мнением.
В качестве мотивов своего собственного
некурения взрослые мужчины и женщины
назвали: вред здоровью и непривлекательность
процесса курения.
Таким образом, проблема курения
в подростковой среде стоит достаточно
остро. Исследования показывают, что современные
подростки достаточно хорошо осведомлены
об отрицательном влиянии курения на здоровье
(ограничение физических возможностей,
появление зависимости, проявление внешней
непривлекательности, трата денег). В то
же время они устойчиво видят положительные
моменты курения: снятие напряжения, повышение
авторитета среди сверстников, сплочение
группы. Основным мотивом начала курения
подростки считают:
- желание приобрести друзей;
- влияние сверстников;
- чувство взрослости и независимости;
- курение родителей;
- любопытство.
Подростки достаточно убедительно
указывают мотивы отказа от курения: ухудшение
здоровья, отсутствие денег и нежелание
их тратить на курение, страх перед родителями,
желание не быть как все. Объяснения причин
курения подростков значительно не отличаются
по содержанию в высказываниях взрослых
и самих подростков. В некоторых случаях
подростки лучше разбираются, чем взрослые,
в причинах их собственного курения.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗМА
ПОДРОСТКОВ И ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ
ПРИВЫЧЕК
НА ЕГО РАЗВИТИЕ
2.1 Психофизиологические
особенности развития детского
организма
Переход к подростковому возрасту
характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие
ребёнка. Они касаются физиологии организма,
отношений, складывающихся у подростков
со взрослыми людьми и сверстниками, уровня
развития познавательных процессов, интеллекта
и способностей. Во всём этом намечается
переход от детства к взрослости. Организм
ребёнка начинает быстро перестраиваться
и превращаться в организм взрослого человека.
Центр физической и духовной жизни перемещается
из дома во внешний мир, переходит в среду
сверстников и взрослых. Отношения в группе
сверстников строятся на более серьёзных,
чем развлекательные совместные игры,
делах, охватывающих широкий диапазон
видов деятельности, от совместного труда
над чем-нибудь до личного общения на жизненно
важные темы. Во все эти отношения с людьми
подросток вступает, уже будучи интеллектуально
достаточно развитым человеком и располагая
способностями, которые позволяют ему
занять определённое место во взаимоотношениях
со сверстниками. Процесс интеллектуального
развития завершается несколько раньше,
чем процесс формирования их как личности.
В течение трёх - четырёх лет обучения
в старших классах школы оформляется мотивационная
сфера человека, определяются его личные
и деловые интересы, проявляются профессиональные
склонности и способности.
Подростковый возраст - это
самый трудный из детских возрастов, представляющий
собой период становления личности. Здесь
складываются основы нравственности,
формируются социальные установки, отношения
к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте
также стабилизируются черты характера
и основные формы межличностного поведения.
Главные мотивационные линии этого периода
- самопознание, самовыражение, самоутверждение.
Поэтому часто, для того чтобы утвердиться
в среде сверстников, многие подростки
и приобщаются к вредным привычкам. По
их мнению, это делает их взрослее в глазах
сверстников.
В подростковом возрасте учащиеся
стремятся быть похожими на старших, иногда
такое желание становится настолько сильным,
что подросток преждевременно начинает
считать себя уже взрослым, требуя соответственного
обращения с собой как со взрослым человеком.
Видя проявление некоторых качеств у взрослых
или у тех, кто его старше, подросток начинает
им подражать, это тоже приводит к приобщению
их к вредным привычкам.
Подростку нравится чувствовать
себя взрослым. Это связано и с физическими
изменениями его организма. Подростки
копируют поведение взрослых, которые
пользуются авторитетом в их кругу. Сюда
входит мода в одежде, причёски, украшения,
косметика, лексикон, манера поведения,
способы отдыха, увлечения. Помимо взрослых
образцами для подражания могут быть и
старшие сверстники.
Для мальчиков - подростков
объектом подражания часто становится
тот человек, который ведёт себя "как
настоящий мужчина", обладает силой
воли, выдержкой, смелостью, мужеством,
выносливостью, верностью в дружбе. У девочек
развивается тенденция подражать тем,
кто выглядит "как настоящая женщина":
старшим подругам, привлекательным, пользующимся
популярностью взрослым женщинам. Многие
мальчики - подростки внимательно начинают
относиться к занятиям физическими упражнениями,
направленных на развитие выносливости,
у девочек же преобладает подражание внешней
атрибутике взрослости: одежде, косметике,
приём кокетства.
Таким образом происходит формирование
и развитие самосознания ребёнка. Желательный
образ "Я" у подростков обычно складывается
из ценимых ими достоинствах других людей.
К сожалению, в жизни часто у подростков
возникают ложные представления о том,
каким должен быть "настоящий мужчина"
и "настоящая женщина", видят их в
тех, кому присуще увлечение вредными
привычками, начинают слепо им следовать.
Многие подростки стремятся
заниматься самовоспитанием. Это особенно
характерно для мальчиков. Главным идеалом
для них становится идеал мужественности.
Подростки начинают подражать героям
фильмов и прочитанных книг. Но в настоящее
время для многих опять же героями становятся
отнюдь не идеальные люди. Телевидение
способствует формированию у подростков
вредных авторитетов: сильный красивый
человек красиво употребляет алкоголь
и курит. И волей - неволей образ такого
человека остаётся в памяти подростка.
Многие мальчики начинают заниматься
саморазвитием у себя необходимых волевых
качеств личности. Они увлекаются играми,
где нужна сила и мужество: бокс, борьба,
тяжёлая атлетика, хоккей. Став привычными,
занятия физической культурой и спортом
в зрелом возрасте превращаются в эффективное
средство поддержания работоспособности
и здоровья, а полезные волевые качества
личности, первоначально сформировавшиеся
и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем
переходят на другие виды деятельности.
Таким образом, важно способствовать
стремлению у подростков увлечению здоровым
образом жизни, это поможет противостоять
вредным привычкам. Раз у подростков есть
стремление выработать у себя полезные
качества, важно им помочь в этом.
Также для подростков характерна
познавательная и творческая активность.
Они стремятся узнать что-то новое, чему-либо
научиться. Подростки стремятся заниматься
самообразованием. Они выбирают для себя
предметы, которые особенно им интересны.
Нередко отношение к тому или иному предмету
определяется отношением к учителю. Поэтому
именно учителю принадлежит одна из главенствующих
ролей в формировании здорового образа
жизни у подростков. Учитель должен быть
образцом поведения для них.
В подростковом возрасте появляются
новые мотивы учения, связанные с расширением
знаний, с формированием нужных умений
и навыков, позволяющих заниматься интересной
работой, самостоятельным творческим
трудом. Учение дополняется самообразованием.
Это стремление у учащихся также необходимо
поддерживать.
Также в подростковом возрасте
происходит формирование системы личностных
ценностей, которые определяют содержание
деятельности подростка, сферу его общения,
избирательность отношения к людям, оценки
этих людей и самооценку. У старших подростков
появляются профессионально ориентированные
мечты.
Задача окружающих подростка
взрослых людей заключается в том, чтобы
помочь обучающемуся разобраться в истинных
ценностях.
В этом возрасте также создаются
неплохие условия для формирования организаторских
способностей, деловитости, предприимчивости,
многих других полезных личностных качеств,
связанных с взаимоотношениями людей.
Подростки с удовольствием участвуют
в различных совместных школьных делах.
Важно, чтобы во всех этих случаях детям
предоставлялся максимум самостоятельности,
чтобы взрослыми замечались и поддерживались
любые проявления детской инициативы,
деловитости, предприимчивости, практической
сметки. Наряду с учением и трудом игра
в этом возрасте по - прежнему несёт в себе
богатые возможности для личностного
развития детей. Речь идёт об играх, построенных
по образцу тех, на которых учатся искусству
управления взрослые люди. Такие игры
нужно включать в учебно - воспитательный
процесс.
В связи с этим большая роль
отводится системе воспитательной работы
в школе, в классном коллективе.
В подростковом возрасте, по
мнению Р.С. Немова, высокого уровня достигают
все без исключения познавательные процессы:
механическая память, речь, которая становится
высокоразвитой, мышление представляется
во всех видах: наглядно - действенном,
наглядно - образном, словесно - логическом.
Становится возможным научение подростка
самым различным видам практической и
умственной деятельности.
Подростничество имеет множество
характерных для этого возраста противоречий
и конфликтов. Так, например, важно, относясь
к подростку по - серьёзному, то есть по
- взрослому, вместе с тем обращаться с
ним как с ребёнком, который постоянно
нуждается в помощи и поддержке, но внешне
при этом такого "детского" обращения
не обнаруживать. Именно правильные взаимоотношения
со взрослыми людьми помогают подростку
избежать
увлечения вредными привычками.
2.2 Влияние вредных привычек
на развитие подростков
Некоторые курильщики полагают,
что сигаретные фильтры, освобождая дым
от содержащихся в нем частиц, делают его
безвредным. К сожалению, это не так. Предлагаемые
поглотители так и не достигают желаемой
цели, а наиболее часто употребляемые
фильтры, изготовленные из специально
обработанных сортов бумаги, задерживают
не более 20% содержащихся в дыме веществ.
Всасываясь, через слизистые оболочки,
в кровь и разносясь по всему организму,
эти вещества производят в своей совокупности
то своеобразное действие, ради которого
курильщик спустя некоторое время вновь
начинает курить.
Разрушительное воздействие
на организм первым оказывает тепло. Чтобы
ввести дым из полости рта и носоглотки
в легкие, курильщик автоматически и незаметно,
слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию
воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки
попадает в легкие. Температура воздуха,
поступающего при этом в рот, обычно на
40°С ниже температуры дыма. Такие значительные
перепады температуры во время курения
отражаются на состоянии зубной эмали.
В результате этого зубы у курящих начинают
разрушаться раньше, чем у некурящих.
Нарушения зубной эмали способствуют
отложению на поверхности зубов табачного
дегтя, вследствие чего эмаль приобретает
желтоватый цвет, а полость рта начинает
издавать специфический запах, ощущаемый
при разговоре с курильщиками.
Температура оказывает влияние
на слизистые оболочки рта и носоглотки.
Капилляры их расширяются, слизистая оболочка
(щек, нёба, десен) подвергается раздражению,
воспаляется. Тепло табачного дыма и находящиеся
в нем химические вещества (аммиак, кислоты
и др.) раздражают слюнные железы. Наступает
усиленное выделение слюны, которую курильщики
вынуждены сплевывать. Часть слюны они
проглатывают. Ядовитые вещества дыма
(анилин, сероводород и др.), переходя в
слюну, действует на слизистую оболочку
желудка, что не остается бесследным (потеря
аппетита, боли в области желудка, чередование
запора и поноса, гастрит, язва желудка
и др.).