На предложение закурить подросток
отвечает согласием под воздействием
различных факторов. Он не принимает разумное
решение, поскольку сиюминутная выгода
для него может иметь значительно больший
вес, чем долговременная. На решение также
влияет прежний опыт подростка, полученный
в подобных ситуациях. Если он сам осознает
причины и последствия курения (как сиюминутные,
так и отдаленные), то найдет альтернативу
в своих действиях. К сожалению, часто
этого не происходит.
Работа по созданию некурящей
школы по плечу лишь сплоченному педагогическому
коллективу во главе с администрацией,
на деле отстаивающим ценности здорового
образа жизни. Участвовать в ней должны
не только педагоги и учащиеся, но и родители,
а ее эффективность зависит от поддержки
муниципального округа, администрации
района, общественных организаций, действующих
на территории района и округа.
Отечественный и зарубежный
опыт свидетельствует, что в плане профилактики
наиболее предпочтительны программы,
пропагандирующие здоровый образ жизни
и предполагающие применение социально-психологического
тренинга.
Основные виды профилактической
работы
- Работа с родителями:
- повышение компетенции родителей
в области воспитания детей и подростков:
организация и проведение тематических
семинаров («Психологические особенности
подросткового возраста», «Мой «колючий»
подросток: как стать увереннее», «Здоровье
ребенка сегодня: как его сохранить?» и
т.п.).
- формирование нетерпимого
отношения родителей к табакокурению;
- организация активного семейного
досуга с пользой для здоровья «День здоровья
в нашей семье», участие семьи в спортивных
мероприятиях школы, округа, города;
- консультирование родителей
по вопросам личностного развития детей
и подростков, целесообразности участия
их детей в тренинговых занятиях и программах
по раскрытию личностного творческого
потенциала.
2. Воспитательно-педагогическая
работа с подростками:
- внедрение предлагаемого программой
содержательного блока: тренинговых занятий,
спортивных мероприятий, лекций, классных
часов и др., ориентированных на формирование
ценностей здорового образа жизни;
- разработка, модификация и
внедрение общешкольных антитабачных
мероприятий: тематические «круглые столы»,
дискуссии и конференции; ролевые игры
и спектакли по проблемам противодействия
табакокурению;
- формирование волонтерских
групп из подростков с лидерскими способностями
для оказания поддержки сверстникам с
проблемами зависимости от табакокурения,
а также младшим подросткам – участникам
профилактической программы.
3. Организационно-методическая
работа по предупреждению табакокурения
в образовательном учреждении:
- методическое обеспечение
просветительской работы по предупреждению
табакокурения в образовательном учреждении,
консультирование родителей по вопросам
(проблемам) зависимости;
- организация внутришкольных
и межшкольных обучающих семинаров, внедрение
обучающих тренингов для специалистов
образовательных учреждений по методам
и средствам предупреждения табакокурения
в детско-подростковой среде;
- организация взаимодействия
между образовательным учреждением, группами
родительского актива и службами социальной
защиты населения в целях создания микросреды
(на уровне дома, двора, школьного микрорайона),
благополучной в отношении воспитания
и личностного становления подростка;
- организация условий для регулярного
проведения мониторингов по распространенности
употребления табачных изделий учащимися
и систематического анализа табакокурения
в школе с целью принятия упреждающих
мер.
3.2 Организация экспериментально-практической
работы и ее результат
В процессе написания работы
для решения поставленных задач автор
использовал следующие методы: метод анализа
литературных источников, метод изучения
документов, тестирование.
Метод анализа литературных
источников. При написании
работы автором было проанализировано
28 литературных источника, выпущенных
с 1986 по 2010 гг. При анализе литературы внимание
уделялось вопросам влияния вредных привычек
на организм подростков и организации
их профилактики в школе.
Метод изучения документов.
В процессе написания работы были изучены
показатели здоровья учащихся, проанализированы
пропуски учащимися занятий в школе, показатели
сдачи нормативов на уроках физкультуры,
проведён их сравнительный анализ.
Педагогическое тестирование. С целью определения
отношения к такой вредной привычке, как
курение, среди учащихся среднего звена
было проведено тестирование. Тестирование
проводилось в одинаковых условиях для
всех испытуемых, в анонимной форме.
Первый тест ставил перед собой
следующие цели:
- выявить количество курящих
учащихся;
- выявить причины начала курения;
- выявить отношение к курению
в семьях.
Также мы ставили целью узнать,
кто проводит или проводил с учащимися
беседы о вреде курения. Всего учащихся
приняло участие в ответах на вопросы
- 118. Это ученики 7 - 8 классов. Анкета
приведена в приложении 1.
В результате анкетирования
были получены следующие данные.
Вопрос 1. Куришь ли ты? Ответы
анкетирования оформлены в таблицу 1.
Таблица 1- Количество курящих
учащихся
Не
курю |
Курю
от случая к случаю |
Курю регулярно |
87 |
21 |
10 |
Таким образом, не курят - 87 человек
из опрошенных, курят от случая к случаю
- 21, регулярно - 10.
Данные показатели являются
достаточно большими для школы.
Вопрос 2. Пробовал ли курить?
Ответы анкетирования оформлены в
таблицу 2.
Таблица 2 - Количество учащихся,
пробовавших курить
Нет |
Пробовал
и не стал продолжать |
Пробовал
и стал продолжать |
57 |
30 |
31 |
Пробовали и не стали продолжать
курить 30 учащихся, пробовали и стали продолжать
курить 31 учащийся.
Вопрос 3. Почему ты начал курить?
Ответы анкетирования оформлены в
таблицу 3.
Таблица 3 - Причины курения
учащихся
Подражание
взрослым |
Хотел
стать своим в компании |
Сигареты
часто рекламируют |
Это
модно |
Из
интереса |
Предложили
друзья |
2 |
4 |
1 |
13 |
9 |
3 |
Таким образом, учащиеся, среди
которых проводилось тестирование, курят,
в большинстве своём, так как считают,
что это модно и из интереса.
Ответы учащихся подтверждают
выводы учёных о том, что в более старшем
возрасте число курящих школьников начинает
расти, и причины этого уже иные, нежели
любопытство. Согласно исследованиям
социологов, чаще всего это подражание
старшим товарищам, особенно тем, на кого
хотелось бы походить (в том числе и родителям),
желание казаться взрослым, независимым,
желание “быть как все" в курящей компании.
Как видим, среди исследуемой группы учащихся
ответы: подражание взрослым и хотел стать
своим в кампании - не встретились.
Причиной курения подростков
стали следующие: это модно; из интереса;
предложили друзья. Как видим, учащимся
трудно противостоять убеждениям друзей,
трудно сказать "Нет". Важно учащимся
быть, как им кажется, такими, как все, поэтому
они и начинают курить. Эти результаты
совпадают с исследованиями Ягодинского
В.Н., считающего, что большинство учащихся
начинают курить, подражая другим, из-за
желания казаться взрослыми, узнать неизвестное.
Также весомый вклад в то, что
подростки начинают курить, в целом по
стране вносит реклама табачных изделий
в средствах массовой информации. В исследуемой
группе учащихся такого ответа не встретилось.
Но, мы считаем, что чрезвычайно важно
исключить табакокурение из реклам и действий
героев кино - и телефильмов и театральных
пьес.
Вопрос 4. Курят ли в твоей семье?
- данный вопрос был задан не случайно,
так как мы знаем, что в семьях, где родители
курят, факт, что и дети
будут курить велик. Ответы
анкетирования оформлены в таблицу 4.
Таблица 4.- Ответы на вопрос:
курят ли в твоей семье?
В 53 случаях в семьях опрошенных
курят постоянно, в 18 - иногда. Причиной
курения подростков в ряде случаев является
и строгий запрет родителей, особенно
в тех случаях, когда сами родители курят.
В нашем случае родители курящих детей
также в большинстве своём курят.
Таким образом, мы выявили количество
курящих учащихся, определили причины
начала курения, отношение к курению в
семьях.
Анкетирование показало, что
впервые знакомятся с сигаретой учащиеся
в первом - втором классах, но, поняв, что
курение оставляет неприятные ощущения,
большинство оставляют сигареты, а возвращаются
к данной пагубной привычке в среднем
школьном возрасте. Причинами курения
подростков чаще становится подражание
взрослым, особенно тем, на которых хотелось
бы быть похожими, желание казаться взрослыми,
желание быть как все в курящей компании.
Раннее обращение к курению вызвано интересами
учащихся попробовать неизведанное, то,
что делают многие взрослые.
На вопросы второго теста (приложение
2) отвечали ученики, которые курят. Он
ставил перед собой следующие цели:
- выявить отношение к курению
в семьях;
- желание учащихся бросить
курить.
Вопрос 1. Знают ли родители,
что вы курите? Результаты анкетирования
оформлены в таблицу 5.
Таблица 5- Ответы на вопрос:
знают ли родители, что вы курите?
Да |
Нет |
Догадываются |
7 |
13 |
11 |
Вопрос 2. Как родители реагируют
на курение? Результаты
анкетирования оформлены в
таблицу 6.
Таблица 6- Ответы на вопрос:
как родители реагируют на курение?
Ругают |
Убеждают
бросить курить |
Родителям
безразлично |
12 |
16 |
3 |
Как видим, 50%) родителей убеждают
детей бросить курить, но настораживает,
что есть такие семьи, которые к этой вредной
привычке относятся безразлично.
Вопрос 3. Пробовали ли вы бросить
курить? Результаты анкетирования
оформлены в таблицу 6.
Таблица 6- Ответы на вопрос:
пробовали ли вы бросить курить?
Как видим, большинство учащихся
пробовали бросить курить. К сожалению,
у них это не получилось.
Вопрос 4. Хотели бы вы бросить
курить? Результаты анкетирования оформлены
в таблицу 7.
Таблица 7- Ответы на вопрос:
хотели бы вы бросить курить?
Как видим, у большинства учащихся
есть желание навсегда избавиться от данной
пагубной привычки. Стоит только им в этом
помочь.
Раннее курение не может не
сказаться на состоянии подростка на уроках
физкультуры или при занятиях спортом,
на его спортивных результатах.