Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:16, реферат
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы различных групп населения. Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка можно прогнозировать ее влияние на организм.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация находится в зависимости от социальных факторов.
Влияние физического воспитания на состояние здоровья
Задачи физического воспитания
Гигиенические требования к условиям проведения физического воспитания
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Перечень мероприятий по врачебному контролю за физическим воспитанием учащихся
Контроль адекватности физической нагрузки школьников
Методы определения физической работоспособности, тренированности и суточной двигательной активности детей и подростков
Закаливание детей и подростков
Медицинский контроль за организацией закаливания и оценка эффективности закаливающих процедур
Список используемой литературы
Кафедра общественного здравоохранения с курсами гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины.
СРС
На тему: Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией
Выполнила: Кумарова Айсулу, 309 «А»
Алматы, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Влияние физического воспитания на состояние здоровья |
||
Задачи физического воспитания |
||
Гигиенические требования к условиям проведения физического воспитания |
||
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе |
||
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе |
||
Перечень мероприятий по врачебному контролю за физическим воспитанием учащихся |
||
Контроль адекватности физической нагрузки школьников |
||
Методы определения физической работоспособности, тренированности и суточной двигательной активности детей и подростков |
||
Закаливание детей и подростков |
||
Медицинский контроль за организацией закаливания и оценка эффективности закаливающих процедур |
||
Список используемой литературы |
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы различных групп населения. Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка можно прогнозировать ее влияние на организм.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация находится в зависимости от социальных факторов. Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает морфофункциональные изменения в организме, более глубокие изменения, обусловленные гипокинезией – астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.
Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) – распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпато-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета организма.
Суточная двигательная активность – это сумма движений, выполняемых в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания, физическая активность. осуществляемая во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности, спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, по количеству локомоций (шагов), по величине энерготрат и изменениям ЧСС.
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, от организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, от количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.
Ведущими биологическими факторами, определяющими потребность организма в движениях, являются возраст и пол. Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек 8-9 лет двигательная активность практически не отличается от двигательной активности у мальчиков, однако, с увеличением возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными.
Резкое уменьшение двигательной активности наблюдается с началом обучения в школе.
Важным социальным фактором, формирующим двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.
На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. Наименьшая активность наблюдается в зимний период.
Биологическая потребность школьников в движении может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 часов.
В подростковом возрасте наиболее часто наблюдается уменьшение числа локомоций и увеличение числа движений, выполняемых в положении сидя или стоя, но сопровождающихся значительными энергетическими затратами. Такие движения встречаются при профессиональном обучении, трудовой деятельности и занятия некоторыми видами спорта и могут идти в зачет суммарных локомоций подростков.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.
Основные задачи физического воспитания:
1. обеспечение благоприятно
протекающего созревания и
2. своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;
3. повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
4. совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;
5. нормализация нарушенной
деятельности отдельных
6. формирование мотивации и сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОВЕДЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Эффективность физического воспитания зависит от состояния среды, в которой проходят физкультурные занятия.
Загрязнение воздуха помещений в период занятий бывает особенно интенсивными. В воздушной среде может находиться более 400 веществ антропотоксического характера. Это продукты обмена веществ, а также вредные примеси, выделяющиеся из полимерных материалов, которыми отделаны помещения.
Помещение учебно-спортивного зала необходимо в процессе урока активно аэрировать, для чего на подветренной стеновой панели следует оставлять открытым 1-2 окна (температура наружного воздуха не ниже +50С, ветер слабый – 3,5-5,2 м/с) или только фрамуги (более жесткие погодные условия). В перемены или межсменные перерывы должно быть проведено сквозное проветривание зала.
-Площадь в расчете на 1 учащегося, м2 - ≥4
-Расчетная температура
-Относительная влажность
-Скорость движения воздуха в зоне нахождения учащихся, м/с - ≤0,5
-Коэффициент естественного
-Горизонтальная освещенность
пола при люминисцентных лампах, лк - ≥200
-Коэффициент аэрации - ≥1:50
-Объем воздухоподачи в
-ПДК диоксида углерода, мг/м3 - 1
-ПДК пыли, мг/м3 - 0,15
-Бактериальная обсемененность воздуха, общее количество микробов/м3
весна - ≤2500
осень - ≤4500
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе определяется учебной программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Содержание уроков физкультуры определяется программой отдельно для учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов. Программы для 10-11 классов составлены с учетом пола.
Гигиеническая оценка организации урока физкультуры школьников проводится по следующей схеме:
1. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.
-размещение в расписании
2. Недопустимость проведения:
-сдвоенным (кроме лыжной подготовки и плавания);
-одним преподавателем с 2 и более группами одновременно;
-с детьми, имеющими противопоказания к физической нагрузке; правильно и в предварительном порядке не распределены на установленные медицинские группы;
-вне специализированных мест и (или) сооружений, которые должны отвечать действующим гигиеническим требованиям; иметь необходимое количество современного, полностью исправного спортивного инвентаря и оборудования.
3. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки.
В структуре урока выделяют три части: вводная, основная, заключительная. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, основной 25-30 минут, заключительной 3-5 минут. Содержание занятия определяется программой и темой урока.
В вводной части должны присутствовать построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата и их коррекции, легкий бег. Оптимально, чтобы за счет выполнения правильно подобранных упражнений вводная часть могла создать необходимые, в том числе психологические, предпосылки продуктивной, не сопряженной с травматизмом деятельности детей в основной части.
В основной части, помимо общеразвивающих и упражнений по выработке двигательных навыков с использованием гимнастических снарядов, мячей и др. спортивного инвентаря, должна присутствовать спортивная игра (особенно важно для младших школьников).
В заключительной части – ходьба с выполнением дыхательных упражнений, подведение итогов урока. Эта части урока должна минимизировать сдвиги функционального состояния организма, обусловленные выполнением физической нагрузки, стабилизируя одновременно у детей позитивное ощущение «мышечной радости» (И.П. Павлов). Это придает заключению урока известное психогигиеническое значение.
4. Оптимизирующее воздействие на организм в виде:
-улучшения показателей
-развития основных физических качеств – выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, мышечной силы, телосложения и координационных способностей;
-повышения уровня физической
подготовленности, физической, умственной
и зрительной работоспособности
-формирования правильной
-увеличения степени закаленности, неспецифической резистентности организма.
5. Адекватность и дифференцированность предъявляемых физических нагрузок, что предполагает соответствие их содержания, общего объема и интенсивности следующему комплексу критериев:
-состояние здоровья и медицинская группа;
-достигнутый уровень или зона
ближайшего развития
-функциональное состояние
-пол и биологический возраст.
6. Способствование правильному пониманию значимости двигательной активности человека как фактора, во многом обеспечивающего биологическую надежность его организма.
7. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВРАЧЕБНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА
ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧАЩИХСЯ
По итогам медицинских осмотров врачом-педиатром ежегодно учащиеся распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную. Занятия с детьми этих групп имеют свои особенности.