Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:16, реферат

Краткое описание

Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы различных групп населения. Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка можно прогнозировать ее влияние на организм.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация находится в зависимости от социальных факторов.

Содержание

Влияние физического воспитания на состояние здоровья
Задачи физического воспитания
Гигиенические требования к условиям проведения физического воспитания
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Перечень мероприятий по врачебному контролю за физическим воспитанием учащихся
Контроль адекватности физической нагрузки школьников
Методы определения физической работоспособности, тренированности и суточной двигательной активности детей и подростков
Закаливание детей и подростков
Медицинский контроль за организацией закаливания и оценка эффективности закаливающих процедур
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гигиена срс 1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Принципы распределения детей на группы для занятий физической культурой

Медицинская

характеристика группы

Обязательные виды занятий

Дополнительные виды занятий

Основная группа

Дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункц.отклонениями, достаточно подготовленные.

Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой.

Сдача контрольных нормативов.

Участие в физкультурно-оздоровит. мероприятиях.

Регулярные тренировки в одной из спортивных секций.

Участие в соревнованиях разного уровня.

Тур походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеуч. время.

Подготовительная группа

Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные

Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой с постеп. освоением двигат. навыков и умений, а также исключением более сложных упражнений.

Сдача некоторых контрольных нормативов. Участие в физк-оздоровит. мероприятиях.

Занятия в секциях общей физической подготовки.

Туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения по рекомендациям врача.

Медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности.

Специальная группа

Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы.

Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания.

Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Прогулки, подвижные игры, спорт. развлеч. и общественно-полезный труд.

Индивидуальн. занятия физич. упр-ми по рекомендации врача.

Мед. контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья.


 

Дети и подростки, отсутствовавшие в школе по причине болезни, приступив к занятиям по общеобразовательным предметам, временно освобождаются от уроков физической культуры на сроки.

Примерные сроки начала занятий физической культурой после острых заболеваний

Заболевание

От начала посещения школы

Примечания

Ангина

14-28 дней

Следует опасаться резких переохлаждений

Бронхит

7-21 дней

 

Отит острый

14-28 дней

 

Пневмония

30-60 дней

 

Плеврит

30-60 дней

 

Грипп

14-28 дней

 

Острые инфеекц. заболевания

30-60 дней

При удовл. рез функцион. пробы серд-сос сист.

Острый нефрит

60 дней

 

Гепатит инфекционный

56-360 дней

 

Аппендицит (после операции)

30-60 дней

 

Перелом костей конечностей

30-90 дней

Продолжение занятий лечебной гимнастикой

Сотрясение мозга

60-365 дней

В зависимости от тяжести и характера травмы


 

КОНТРОЛЬ АДЕКВАТНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ШКОЛЬНИКОВ

В зависимости от особенностей применяемого в процессе врачебно-педагогического контроля адекватности нагрузочных заданий могут быть использованы показатели, характеризующие их внешний и внутренний аспекты.

Критерием внешней или физической нагрузки является уровень моторной плотности занятия (МП) – процентное отношение времени, непосредственно затраченного учащимся на выполнение движений (Д), к продолжительности урока (ПУ):

 

МП=

Д (мин)

Х 100%

ПУ (мин)


 

 

Практическое определение МП ведут методом индивидуального хронометража, заполняя протокол наблюдений, в котором ежеминутно с применением условных буквенных обозначений (П-пауза, Ст-стоит, Си-сидит, Х-ходит, Б-бег, У-упражнения, И-игра) регистрируют содержание учебной деятельности школьника на уроке.

В конце урока устанавливают его длительность, а также значение суммы всех отрезков времени, затраченных наблюдаемым учащимся на двигательную активность.

Оценку итоговых значений МП требуется проводить дифференцированно. Рекомендуется моторная плотность уроков для школьников 60-80%. Для младших школьников – 50-60%, со старшеклассниками – 65-75%.

Непременным условием обеспечения оптимального уровня МП урока является высокая общая плотность урока (ОП). Данный показатель является процентным отношением педагогически целесообразных (строго обусловленных процессом решения комплекса задач конкретного занятия) затрат урочного времени, к длительности урока. ОП качественно проведенного занятия должна максимально приближаться к 100%.

 

Внутренняя или физиологическая нагрузка детерминирована мобилизацией функциональных резервов организма для реализации целеположения урока (эффект срочной адаптации). Уровень этой нагрузки проще всего контролировать, регистрируя внешние признаки утомления.

Визуальные признаки общего физического утомления

Степень утомления

Критерии утомления

Покраснение кожи лица

Мимика

Потоотделение

Дыхание

Движения

Допустимая

Небольшое

Обычная

Незначительное

Учащенное, ровное

Четкие

Средней выраженности

Хорошо выражено

Напряжена

Хорошо

выражено

Резко учащено

Неуверенные, нечеткие

Недопустимая

Сильное

Искажена

Сильное

Очень

учащено,

поверхностное

Нечеткие,

координация нарушена


 

Оперативное мониторирование адекватной физической нагрузки методом пульсометрии. Диагностическое значение показателя ЧСС связано с наличием линейной зависимости между его увеличением (приростом) и мощностью (интенсивностью) выполняемой организмом динамической мышечной работы.

Артериальный пульс контролируют пальпаторно, при незначительной тахикардии – на левой лучевой артерии между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы (область основания большого пальца).

После физической нагрузки пульсометрические исследования с большей точностью могут быть выполнены в следующих анатомических образованиях: в височных ямках, в точке проекции толчка сердца на грудную клетку по левой срединно-ключичной линии в пятом межреберье.

Подсчет пульса должен занимать ровно 10 сек. Абсолютная ошибка пульсометрии на основе 10-секундных отрезков, составляет не менее 6 ударов.

3 уровня интенсивности  нагрузки в зависимости от  ЧСС:

ЧСС (уд/мин)

Интенсивность нагрузки

До 140

Легкая

140-160

Средняя

Более 160

Большая


 

 Физиологическая кривая частоты  пульса должна быть с постепенным нарастанием и максимальными параметрами в конце основной части. Соответствие нагрузки функциональным возможностям организма определяется как пульса, так и его восстановлением после окончания. Рекомендуемый прирост пульса после вводной части 25-30%, основной 80-100% при его возвращении к исходным величинам (пульс в состоянии покоя, до начала занятий) после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода.

Здоровым школьникам в основной части урока можно рекомендовать нагрузку со средней частотой пульса 160-180 ударов в минуту.

Тренирующий эффект физкультурных занятий достигается при увеличении среднего уровня частоты пульса у детей 5-7 лет до 140-150; 3-4 лет – 130-140 в минуту.

В момент окончания урока, при одновременном сохранении у школьников хорошего самочувствия, ЧСС должна составить 105-110% от изначальных показателей. К 2-3 минуте перемены (послеурочного периода) значения ЧСС начинают, как правило, соответствовать индивидуальной норме.

 

Построение и анализ физиологической кривой урока физической культуры.

Заключается в отслеживании динамики ЧСС. Пульсометрию проводят 5-кратно: непосредственно перед началом занятия (1 измерение), по окончании его отдельных структурных частей (3 исследования), в восстановительном периоде (5 измерение).

Проводят необходимые расчеты. На координационной сетке по оси ординат отмечают значения процента увеличения ЧСС или ΔЧСС, % (в сравнении с исходным уровнем показателя). Долевое представительство структурных частей урока фиксируется на оси абсцисс

Исходная ЧСС принимается за 100%.

Увеличение ЧСС=ЧСС2 – ЧСС1/ЧСС1 х 100%, где ЧСС1 – перед физ.нагрузкой, ЧСС2 – после.

Структура и физиологическая кривая урока физической культуры

1

2

3

а

б

в


 

 

1-вводная часть урока; 2-основная  часть урока; 3-заключительная часть  урока; а-общеразвивающие упражнения; б- обучение основным движениям; в-подвижная игра.

Расчет единовременной пропускной способности учебно-спортивного зала.

При отсутствии в школе собственного зала или из-за обусловленной увеличением наполняемости учреждения недостаточности имеющегося, уроки физкультуры могут проводиться в арендуемых помещениях. В тех или иных ситуациях возникает необходимость проведения правильной оценки пропускной способности выбираемого для занятий физкультурой помещения.

Металлической рулеткой с длиной шкалы 10 м (ГОСТ 7502) измеряют его длину и ширину между поверхностями стен. Для определения полезной площади помещения (ППП) из установленных параметров необходимо вычесть 2 м (так как вдоль всего периметра зала должна быть предусмотрена зона шириной 1 м для расстановки необходимого спортивного оборудования). Поскольку гигиеническая норма площади спортивного зала в расчете на 1 занимающегося 4 м2, то его единовременная пропускная способность составляет ¼ ППП.

Пример, размеры помещения 18х9 м. Это обеспечивает ППП= (18-2)х(9-2)=16х7=112 м2, а значит, в нем не следует проводить уроки физкультуры более чем с 112/4=28 учащимися.

 

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ТРЕНИРОВАННОСТИ И СУТОЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Физическая работоспособность. Определение величины энерготрат – наиболее точный метод характеристики величин, выполненной ребенком «работы», суточной двигательной активности. Измерить их величину можно путем определения количества потребляемого организмом кислорода. Классический метод непрямой калориметрии очень громоздок и в обычных условиях неприемлем.

Величину суточных энерготрат можно рассчитать хронометражно-табличным методом. Данный показатель (ккал или кдж за 24 ч) можно вычислить, если умножить продолжительность (в минутах) того или иного вида деятельности (полученную при хронометраже) на его энергетическую «стоимость». Энергетическая «стоимость» каждого вида деятельности определена методом непрямой калориметрии в экспериментальных условиях с учетом возраста и пола детей.

Методика расчета суточных величин энерготрат широко применяется для количественной оценки двигательной активности, особенно, у спортсменов, специализирующихся в отдельных видах спорта.

Оценка уровня физической подготовленности может быть проведена по специальным тестам:

-прыжок в длину с места

-бросок набивного (медицинского) мяча (1 кг) двумя руками из-за головы

-бег на 10 м с хода

-бег на 30 м со старта

Степень физической подготовленности определяется по таблицам, исходя из возраста и набранных баллов.

Определение общей физической работоспособности PWC170 («способность к физической работе») позволяет говорить о степени приспособления организма к нагрузке, выраженной в количестве выполненной работы (в кг/мин или Вт). У детей тестируемый показатель может быть вычислен и для других значений ЧСС (PWC150 или PWC130). Определение физической работоспособности можно проводить с использованием степ-теста. При этом испытуемый осуществляет на 4 счета или удара метронома подъем и спуск по ступеньке, число подъемов 30 за 1 минуту. Перед началом работы ребенка взвешивают, в положении сидя определяют ЧСС. Сразу после проведения функциональной пробы измерения повторяют. Высота ступеньки определяется индивидуально с помощью таблицы в зависимости от длины стопы испытуемого.

 

Определение высоты ступеней степ-теста по длине ноги (Ф.Климптон, 1962 г.)

Длина ноги, (в см)

Высота ступени, (в см)

53

16

55

17

58

18

60

19

62

20

65

21

67

22

70

23

72

24


 

Величину работы, выполняемой при подъеме на ступеньку, рассчитывают по формуле:

 

PWC170  =

170-ЧСС в покое

х N,

ЧССпосле нагрузки – ЧССв покое


 

где N – величина работы в кгм/мин, выполненная при подъеме на ступеньку (N=Р х n х h), а Р – масса испытуемого, n – число подъемов в минуту, h – высота ступеньки в метрах.

Информация о работе Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией