Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:16, реферат

Краткое описание

Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы различных групп населения. Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка можно прогнозировать ее влияние на организм.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация находится в зависимости от социальных факторов.

Содержание

Влияние физического воспитания на состояние здоровья
Задачи физического воспитания
Гигиенические требования к условиям проведения физического воспитания
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Перечень мероприятий по врачебному контролю за физическим воспитанием учащихся
Контроль адекватности физической нагрузки школьников
Методы определения физической работоспособности, тренированности и суточной двигательной активности детей и подростков
Закаливание детей и подростков
Медицинский контроль за организацией закаливания и оценка эффективности закаливающих процедур
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гигиена срс 1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

Величина физической работоспособности зависит от степени тренированности организма.

Интегральным показателем функционального состояния организма является максимальное потребление кислорода (МПК). МПК характеризует высшую границу доступного данному организму уровня окислительных процессов, предельно усиленных мышечной работой. Уровень МПК имеет высокие корреляционные связи с двигательными тестами, общей физической подготовленностью и выносливостью и расценивается как основной показатель системы энергетического метаболизма и уровня здоровья индивида. Для прямого определения МПК используется ступенчатый велоэргометрический тест с работой до отказа. Но поскольку величины PWC170 и МПК взаимосвязаны, то существуют методики непрямого определения МПК с помощью номограмм и математических расчетов.

Суточная двигательная активность (СДА) слагается из активности в процессе физического воспитания, трудовой и общественно-полезной деятельности, спонтанной физической активности в свободное время.

Методика анкетирования широко применяется при массовых исследованиях с целью ретроспективной оценки двигательной активности. Она основана на воспроизведении деятельности по памяти и анкеты должны заполняться не позднее чем за прошлый день. Так как характер физической активности и интенсивности учебных нагрузок претерпевают существенные изменения на протяжении учебного года, желательно проводить обследования 4 раза в год осенью (октябрь), зимой (январь), весной (апрель) и летом (июль). Это позволит выявить сезонные показатели двигательной активности, их динамику в течение года, а также среднегодовые показатели. Обследование одного и того же контингента должно проводиться, как минимум, дважды в году – осенью и весной. Общая продолжительность двигательного компонента определяется суммированием времени, затраченного на все виды динамической работы в течение суток. Данный показатель приводится в часах за каждые сутки, в среднем за всю неделю, сезон, учебную четверть, год.

Методика шагометрии заключается в подсчете локомоций с помощью специальных приборов – шагомеров (основаны на механическом принципе: при каждом шаге подвижная внутренняя часть смещается и приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом).

Учет суточных энегротрат является одним из показателей суточной двигательной активности и определяется по таблицам с учетом возрастно-половых особенностей и особенностей жизнедеятельности.

 

Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников

Возрастные группы

Число локомоций (тыс.шагов)

Величина энерготрат (ккал/сут)

Динамический компонент

В часах

В процентах

3-4 года

9-12

 

5,5-6

 

5-8 лет

11-15

 

5-5,5

 

8-10 лет (оба пола)

15-20

2500-3000

3,0-3,6

12-15

11-14 лет (оба пола)

20-25

3000-4000

3,6-4,8

15-20

15-17 лет (юноши)

25-30

3500-4300

4,8-5,8

20-24

15-17 лет (девушки)

20-25

3000-4000

3,6-4,8

15-20


 

 

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие проводятся на протяжении всей жизни ребенка: правильный режим дня, сбалансированное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональная одежда, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим в помещении, регулярное проветривание комнат. Специальные закаливающие процедуры предусматривают: гимнастику, массаж, воздушные, световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм: специфическое проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствует реакции гомеостаза; неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям (в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний).

Закаливание представляет собой тренировку, совершенствование процессов химической и физической терморегуляции. Закаливание может быть успешным только при соблюдении определенным принципов и правильной методики его проведения.

Основные принципы закаливания:

-проведение закаливающих процедур  с учетом состояния здоровья  ребенка;

-постепенное увеличение интенсивности  процедур;

-систематичность и последовательность  проведения процедур;

-комплексное воздействие закаливающих факторов;

-положительные реакции на проведение  закаливающих мероприятий;

-возобновление процедур после  перерывов начинается с такой  интенсивности воздействия, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляторных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осенне-зимнего периода, характеризующегося увеличением количества простудных, вирусных заболеваний, снижением показателей иммунитета детей. В последующем закаливание не должно прерываться ни в один из сезонов года. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется 3-10 дней.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм, это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость его в 4 раза меньше, чем воды. Кроме температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу, насыщая кровь кислородом.

Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 часов, через 30-40 минут после еды. Детям дошкольного возраста рекомендуется проведение воздушных ванн при t 17-180С и доведение ее до 12-130С для детей, хорошо переносящих закаливающие процедуры. Рекомендуемая продолжительность сеансов: младшей группы ДДУ – 5 минут, средней – 10 минут, старшей и подготовительной – 15 минут. Максимальное время проведения воздушных ванн составляет 30-40 минут в младшей группе, 45 – в средней и 1 час в старшей и подготовительной. Сначала дети дошкольного возраста принимают воздушные ванны в трусах, майках, носках и тапочках, через 2 недели – в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, только потом ребенка раздевают до трусов.

Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, повышенная температура у ребенка, ОРЗ.

Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны) показаны практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания, особенно детям с задержкой роста и развития. Целесообразно проведение световоздушных ванн в средней климатической зоне с 9 до 12 часов, на юге с 8 до 10 часов. Продолжительность первой ванны для детей 1-го года жизни составляет 3 минуты, от 1 до 3 лет – 5 минут, 4-7 лет – 10 минут. Продолжительность ванн постепенно увеличивается и доводится до 30-40 минут и более. Противопоказания: острые инфекционные заболевания, повышенная температура, глубокая недоношенность.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где имеется недостаток УФ радиации. Источники УФ лучей – кварцевые лампы, люминесцентные эритемные лампы.

Процедуру облучения проводят в фотариях ДДУ и ЛПУ. Детей раздевают до трусов и надевают очки. После истечения срока, требуемого для установки режима работы лампы, детей ставят или рассаживают на необходимом расстоянии. Средняя биодоза (минимальная доза лучей, вызывающая пороговую эритему) на расстоянии 3 м от лампы обычно составляет 2-3 минуты. Начальная доза облучения равна одной четвертной биодозы и доводится до 2,3-3 биодоз. В осенне-зимний период назначают 1-2 курса облучения с перерывами 2-2,5 месяца.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливания и плавание. Обтирания и обливания могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобная для проведения процедур т.к. легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.

Прием обтирания сводится к тому, что в начале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Обтирания проводятся смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтираются руки, затем ноги, грудь, живот, спина. После обтирания кожа вытирается насухо.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОДЫ ДЛЯ ОБТИРАНИЯ ДЕТЕЙ

Возраст, годы

Температура воды, 0С

начальная

конечная

летом

зимой

3-4

32

22

25

5

30

20

24

6-7

28

18

22


 

Через каждые 2-3 дня температура снижается на 10С.

Обливание гленей и стоп начинают с температуры 280С и далее снижают ее на 10С в неделю. Нижние пределы температуры воды 200С, для детей 3-х лет и старше - 18 0С. Для детей раннего возраста продолжительность процедуры 15-20 секунд, более старших детей 20-30 секунд. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

 

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАКАЛИВАНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

Медицинский контроль при закаливании преследует цель обеспечения высокой его эффективности: повышение резистентности организма детей, снижение заболеваемости. Он проводится персоналом в следующих направлениях:

1. Медицинское обследование состояния здоровья, физического развития детей с целью определения показаний и противопоказаний к закаливанию.

2. Объективная оценка влияния на организм ребенка закаливающих процедур.

3. Санитарно-гигиенический контроль за местом проведения закаливающих процедур и условиями их проведения.

4.Санитарно-просветительная работа  среди родителей, персонала образовательного  учреждения.

Определение показаний и противопоказаний к закаливанию осуществляется врачом по данным углубленного медицинского осмотра. Детям 1 и 2 групп здоровья закаливание показано в полном объеме или с некоторыми ограничениями.

Закаливание противопоказано детям с острыми и хроническими воспалительными заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации (почек, сердца, легких).

Закаленность организма можно определить при комплексном использовании ряда методических приемов (исследование теплоощущений, сосудистых реакций на охлаждение, термоасимметрии, определение средневзвешенной температуры, иммунобиологической реактивности организма ребенка, изучения частоты простудных заболеваний). Показатели закаленности зависят от индивидуальных особенностей организма, однако, при динамическом наблюдении по их сдвигам можно судить о степени закаленности организма ребенка.

В комфортных микроклиматических условиях средневзвешенная температура равна 33-35 0С. У закаленного ребенка она изменяется незначительно, у незакаленного наблюдается ее значительное падение.

О степени закаленности можно судить по времени, в течение которого ребенок сохраняет хорошее тепловое состояние, и по температуре, при которой он в течение 30 минут сохраняет хорошее теплоощущение. Выраженное падение температуры кожи наблюдается у детей со значительным ухудшением теплового состояния: температура кожи груди падает на 2-3 0С, ноги на 60С и более. Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и 1 пальца ноги. При разнице температур до 6 0С отмечается удовлетворительное тепловое состояние; увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более чем на 60С свидетельствует о нарушении теплового состояния – охлаждении; сближение показателей наблюдается при перегреве.

Исследование сосудистой реакции на охлаждение проводится с помощью пробы Маршака в модификации кафедры гигиены детей и подростков 1ММИ им. И.М.Сеченова. Проба заключается в определении времени восстановления температуры охлажденного участка кожи. Холодовым раздражителем служит металлический цилиндр диаметром 3-5 см, наполненный льдом. Микроклиматические условия в помещении должны быть комфортными. Методика: несколько детей раздеваются до пояса и сидят на стульях 20-25 минут для адаптации к данным микроклиматическим условиям. Затем с помощью электротермометра у них измеряют температуру кожи по левой сосковой линии на 2 см выше соска. Затем к данному участку кожи на 3 секунды, без нажима, прикладывают цилиндр, наполненный льдом. Как только цилиндр отнимают от кожи, с помощью того же термометра измеряют температуру данного участка и следят за ее восстановлением с помощью секундомера. В процессе закаливания организма время восстановления температуры охлажденного участка кожи уменьшается. У закаленного ребенка температура восстанавлиается не более чем за 3,5 минуты. 

Исследование термоасимметрии. Вегетативная асимметрия может быть выражена разницей температуры кожи на симметричных участках (предплечье, бедро, голень и др.) от 0,2 до 1 0С и выше. Такая разница температур встречается у 70% практически здоровых людей. При исследовании термоасимметрии ребенку, раздетому до пояса, в подмышечной впадине устанавливается датчик электротермометра, который держится до точного установления.

Информация о работе Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией