Детский травматизм и его профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности травматизма детей школьного возраста.
Объект исследования: детский травматизм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы детского травматизма……………………..6
1.1 Понятие и классификация детского травматизма……………………….6
1.2 Классификация детского травматизма по типовым ситуациям……….10
1.3 Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма……16
Глава 2. Экспериментальное исследование детского травматизма……….24
2.1 Цель, задачи и программа исследования. Организация исследования..24 детского травматизма
2.2 Экспериментальная программа…………………………………………..26
2.2.1 Организация работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма…………………………………………………..26
2.3 Анализ и обобщение экспериментальной программы………………….30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство общего и профессионального образования.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

9. Прочие причины (около  2% всех случаев) или несчастные  случаи (утопления, отравления и  др.).

Существует и третья классификация - по характеру повреждения, в которой выделяют следующие виды травм [15, 63]:

1. Утопления и другие  виды асфиксий (в 47% случаев страдают  дети около 11 лет из-за неумения  плавать).

2. ДТП (дают 25% всех смертельных  случаев).

3. Кататравмы (падение с высоты) (в 16,5% случаев страдают дети до 5 лет).

4. Травмы от воздействия  температурных факторов (ожоги, обморожения,  солнечный и тепловой удар  и т.п.).

5. Отравления (лекарствами,  угарным газом). Чаще всего дети  травятся лекарствами из домашней  аптечки (57% всех случаев отравлений), причем в 70% случаев - это дети  до 5 лет. Отравление угарным газом  по статистике считается самым  опасным, так как при этом  в 85% наблюдается смертельный  исход.

6. Повреждение электрическим  током (на Западе эта причина  бытового травматизма стоит на 1-м месте, у нас пока слишком  мало электробытовых приборов).

7. Огнестрельные ранения.

8. Прочие.

 

 

 

 

1.2 Классификация  детского травматизма по типовым  ситуациям

Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами - 3 и т.д.

I группа ситуаций, или травмы грудничков, включает следующие группы ситуаций [14, 28]:

* Падение с высоты (со  стола, невнимательность взрослых).

* Падение с медицинских  весов (неудачная конструкция).

* "Три раза подбросили - два раза поймали", т.е. взрослому  человеку не удалось поймать  подброшенного вверх малыша.

* При подбрасывании малыша  вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате - ребенок ударяется головой о потолок или люстру.

* Травма под колыбельную  (обычно о косяк, мебель).

* Скандал в семье (размахивание  руками, разбрасывание предметов).

* Ребенок в автомашине (при торможении).

* Ребенок в коляске  (падение на лестнице, травма при  входе в лифт, у стены здания  падающим предметом, при переходе  улицы, скрытые дождевой водой  ямы на дорогах, падающим с  балкона окурком, без присмотра  питание в коляске (может подавиться  пищей). Практически все травмы грудничков - вина родителей.

II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм и включает 7 стандартных ситуаций:

* Травма глаза. Задача  взрослых убедить малыша не  бросать снежок в упор и  не целить в голову.

* Катание со снежных  горок. Задача взрослых - не допускать  одно временного катания младших  и старших детей (съезжание  на ногах, с разгона, подсекание  и толчки младших).

* Несовершенство рукотворных  горок (падение с верхней стартовой  площадки, лестница без перил,  короткая полоса торможения - удар  ногами).

* Катание с гор на  санках, с природных холмов, с  трамплинчиков, с насыпей, иногда под колеса автомобилей.

* Катание на лыжах с  гор, зацеп за сук, удар о  дерево. Необходимо учить детей  технике катания, безопасного  падения.

* Катание на коньках.  Безопаснее то, что технично!

* Обморожения (открытые  части тела, температура до +5°С при 100% относительной влажности, холодный ветер, низкая температура, тесная одежда и обувь, нарушение теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебные действия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Вклад этой группы в общую  картину детского травматизма можно  проиллюстрировать следующей статистикой: ежегодно в Москве получают ожоги  около 6000 детей, 25 из них - погибают (Москва по населению составляют приблизительно 1/17 часть России).

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях [16, 12]:

1. "Елочный" огонь  возникает быстро из-за возгорания  от открытого пламени свечи,  тлеющего воскового огарка, замыкания  электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.

2. Горячая пища на столе  должна быть недоступна ребенку.

3. Эксперименты с открытым  огнем (чаще страдают школьники  - бензин в костер, курение возле  канистры с бензином).

4. Огнестрельные раны (характерны  для энергичных "экспериментаторов").

5. Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные  салюты; нарушение инструкции по  использованию или технике безопасности).

6. Брошенные боеприпасы; без присмотра охотничье ружье;  взрывные устройства (терроризм).

IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная [13, 41]:

1. Падение с высоты (из  окна ребенок выпадает сам,  обычно из-за любопытства или  его выбросили старшие дети; прыжки  с большой высоты).

2. Катание на лифте  (держась за перекладину под  кабиной лифта).

3. Качели "тарзанка".

4. Безудержная беготня  на переменах и в подъездах  (удар о батарею). Все батареи  должны иметь деревянную решетчатую  рубашку!

5. Остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное стекленение.

6. Неисправная ступенька  (приводит к скольжению, в результате  возможен даже перелом позвоночника).

7. Травмы "неосознанного  садизма":

а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной  черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты  зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);

б)"выдергивание стула" (может привести к компрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);

в) торчащий гвоздь (3-4 см) или  кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);

г) половина лезвия бритвы, зафиксированная  в перилах (может привести к повреждению  сухожилия сгибателей кисти - необходима сложная пластическая операция).

Неосознанный садизм или  желание причинять другим вред и  боль, безусловно, связаны с началом  психического нездоровья ребенка.

8. Избиения, драки (становятся  тише, но ожесточеннее), сюда же  входят все случаи избиения  старшими младших детей.

Таким образом, анализ травм  этой группы показал, что специфических школьных травм в природе нет. В школе те же травмы, и в тех же количествах, что и везде. Наиболее опасен возраст младших школьников. На долю 7-11-летних приходится до 32% случаев детского травматизма и свыше 39% летальных исходов. Но ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости - не порок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация "взрослый - ребенок" дает сбой, виноват всегда взрослый (несет ответственность, вплоть до уголовной).

9. Группа травм, связанных  с бесконтрольным использованием  школьного оборудования, включает  все случаи на уроках химии  и физики, электрические хлеборезки  в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы  в быту.

10. Уроки физической культуры  в спортзале (в школе и спортивных  секциях). Основной источник опасности  - изрядные физические возможности  детского организма, не соответствующие  интеллектуальным.

Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются колоссальными  выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

Наиболее распространены следующие типовые ситуации [17]:

а) прыжок через "козла". "Козел" - самый травмоопасный снаряд школьного спортивного зала. Подразумевает бдительную страховку прыжка учителем физкультуры; спортивные матрацы здесь не помогут;

б) лазание по канату (падение  сверху);

в) спортивная борьба, броски наземь. Профилактика таких травм  со стоит в отработке приемов надежной страховки и безопасного падения;

г) спортивная гимнастика (кувырк, кульбит и "березка");

д) большая нагрузка после длительного перерыва. Например, весной пробежали 1 км без тренировки (возможна очень тяжелая травма, вплоть до отрыва сухожилий от места их прикрепления к кости). Профилактика: нельзя отменять принцип постепенности.

11. Травма моды (роликовые  коньки и другие "экстремальные"  виды спорта). Профилактика - защитные  атрибуты, отдельные от городского  транспорта трассы, соблюдение техники  безопасности и правил эксплуатации.

V группа - дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах лучше смотреть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо. При ДТП хирурги-травматологи различают сочетанную, множественную и комбинированную травмы. Сочетана травма - повреждение костей с полостными повреждениями (черепная, брюшная или грудная полости). При множественной - наблюдаются одноименные по характеру повреждения. Например, при ударе бампером автомобиля может быть перелом сразу двух бедренных костей.

При комбинированном поражении:

63% детей попадают в  ДТП в результате своего неожиданного  появления на проезжей части  из-за стоящей машины (например, ребенок  обошел автобус сзади, по правилам, но был сбит машиной, идущей  по встречной полосе).

Самые опасные из ДТП - рельсовые  травмы, дают до 1000 ампутаций ежегодно по стране, дети становятся инвалидами по опорно-двигательному аппарату (по общему заболеванию).

VI группа включает укусы животных [5, 36].

Только в г. Москве ежегодно фиксируется (далеко не все) до 10000 случаев. Около 45% семей имеют кошку. "Кошачья царапина" опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний). Петух, как известно, бьет сильно и метко, может выбить глаз. Если петух или гусь ущипнул в руку или попку - это обычно неучтенная травма. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц - очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

Среди собак на 1-м месте  стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и на 3-м - овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей - таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

В последнее время в  нашей стране увеличилось число  собак с больной психикой, часто  привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают и продают  очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаи необъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.

Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые  сапоги и привычка раздвигать кусты  и траву палкой.

VII группа - инородные тела, включает следующие ситуации [10]:

а) пищевые продукты (орехи, кости, семечки); б) бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);

в) безоар-конгломерат волос или растительных волокон в желудке (формируется чаще у девочек с расстройствами эмоционального и психического развития). Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом можжет происходить инфицирование ребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка. Встречаются случаи внесения инородных тел в половые органы (бывает сложно извлечь их даже хирургическим путем).

VIII группа - водяной травматизм.

В среднем из года в год  в нашей стране погибают на воде около 14000 человек, каждый четвертый  из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных лужах. Когда  купаешь ребенка - не отходи, вот  и вся профилактика. По данным РООПСВОДа, 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, унесен на льдинке, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими  веществами (среди токсикоманов), а  также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга  национальной проблемы.

И последняя, X группа - жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты прав ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишить права отцовства или материнства).

Информация о работе Детский травматизм и его профилактика