Детский травматизм и его профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности травматизма детей школьного возраста.
Объект исследования: детский травматизм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы детского травматизма……………………..6
1.1 Понятие и классификация детского травматизма……………………….6
1.2 Классификация детского травматизма по типовым ситуациям……….10
1.3 Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма……16
Глава 2. Экспериментальное исследование детского травматизма……….24
2.1 Цель, задачи и программа исследования. Организация исследования..24 детского травматизма
2.2 Экспериментальная программа…………………………………………..26
2.2.1 Организация работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма…………………………………………………..26
2.3 Анализ и обобщение экспериментальной программы………………….30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство общего и профессионального образования.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

Законодательные меры, касающиеся использования детьми автомобильных  средств безопасности (ремни безопасности и др.), поначалу были введены с  целью защиты от травмы наиболее уязвимых - грудных детей и детей младшего возраста. Европейское бюро ВОЗ в  обзоре фактических данных для обоснования  пяти программ, направленных на повышение  степени использования детских  автомобильных кресел, на основании  анализа 72 работ делают вывод о  безусловной эффективности законодательных  мер в повышении степени использования  средств безопасности и снижении уровня травматизма. Они также сообщают о том, что эффект более выражен  при принятии так. наз. "первичных законов" (когда водителя могут остановить и оштрафовать за несоблюдение предписанных правил использования средств безопасности) по сравнению с "вторичными законами" (когда водитель вначале должен совершить какое-либо другое нарушение, чтобы его могли остановить).

Экспериментальные программы  на уровне местных сообществ. Профилактика непреднамеренных травм, характеризующаяся  значительной вариабельностью как самих возможных повреждений, так и применяемых методов их предотвращения, является подходящей сферой для применения программ на уровне сообщества.

Один из систематических  обзоров выявил 10 таких программ по профилактике детского травматизма, оцененных с применением тех  или иных количественных критериев.

Накапливается все больше данных в пользу эффективности программ профилактики травматизма, проводимых на уровне местного сообщества. Для  предотвращения травм среди детей  применимы законодательные меры, коррекция условий окружающей среды  и образовательные мероприятия, при чем большое значение имеет их совместный эффект.

Проведение разнообразных  мероприятий, повторяемых в разных формах и контекстах, постепенно формирует  в обществе своего рода культуру безопасности. Важным видом травмы, профилактике которой было посвящено лишь ограниченное число экспериментальных программ, является утопление.

Существует много перспективных  профилактических направлений: обучение правилам безопасности на воде, надзор за детьми со стороны взрослых, установка  ограждений вокруг открытых плавательных бассейнов и принятие законов, регулирующих эту меру безопасности.

Рекомендации ВОЗ по безопасным условиям окружающей среды в местах отдыха на воде содержат полезную сводку данных по этому вопросу и перечень возможных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование детского травматизма

2.1 Цель, задачи  и программа исследования. Организация  исследования детского травматизма

В эксперименте принимали  участие учащиеся начальной школы.

Цель исследования: изучить  динамику травматизма детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Подобрать анкеты для  диагностики знаний о травматизме.

2. Подобрать стимульный материал для проведения эксперимента.

3. Провести диагностику  обследования уровня знаний о  травматизме.

4. Разработать и экспериментально  проверить эффективность программы  профилактики травматизма.

5. Проанализировать и  обобщить результаты исследования, сформировать рекомендации.

В целях исследования травматизма  был проведён анализ динамики травматизма  в школе № 1 и гимназии № 2 за 2006-2007 учебный год.

Таблица 1.

Показатели травматизма  за 2006-2007 учебный год в начальной школе

 

№ п/п

Признаки травматизма

Школа № 1

(дети)

Гимназия № 2

(дети)

 

1

В ДТП

4

3

 

2

В быту

36

32

 

3

В школе

18

19

 
         

Проанализировав показания  таблицы 1, можно сказать, что уровень  травматизма в начальной школе, в обеих школах, достаточно высок. Особенно высокие показатели травматизма  в быту. Это говорит о том, что  дети плохо знают правила обращения  с электробытовыми приборами, поведение  на улице и т.д.

Поэтому было проведено анкетирование  детей, которое показало уровень  знаний о травматизме (приложение 1).

На основании анкетирования  была составлена программа профилактики травматизма учащихся. Программа  апробирована на базе гимназии № 2. (приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Экспериментальная  программа

Программа рассчитана на безопасное поведение детей на дороге, в быту и школе. Имеет обучающую направленность. Программа включает тематическое планирование, конспекты и методические рекомендации по проведению занятий, основные требования к знаниям, умениям и навыкам  и список рекомендуемой литературы. В данной работе представлена часть  комплексной программы, на примере профилактики дорожно-транспортного травматизма.

2.2.1 Организация  работы школы по профилактике  детского дорожно-транспортного  травматизма

В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

организационная работа;

инструктивно-методическая работа;

массовая работа.

Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это  и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положений  новых конкурсов (таких, например, как  конкурс частушек по пропаганде ПДД, конкурс агитбригад, выставка наглядных  пособий и дидактических материалов по обучению детей Правилам дорожного  движения). Данный вид деятельности включает также обновление Уголка безопасности, транспортной площадки и составление  графика проведения занятий на данной площадке с последующим принятием  зачёта; организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного  движения; игровых и обучающих  программ по ПДД; внеклассных мероприятий  по ПДД.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков  безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения в данном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДД ГУВД и Комитета по образованию области по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в соответствии с программой областного семинара-совещания "О совместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения на дорогах", а также в соответствии с планом мероприятий районного отдела образования, районного ГИБДД.

I. Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конвенция "О правах  ребёнка".

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196 - ФЗ "О безопасности дорожного  движения".

Правила дорожного движения.

Программа совместных мероприятий  областного отделения ВОА, УГИБДД и  Комитета по образованию по обеспечению  безопасности дорожного движения среди  владельцев индивидуального транспорта и предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма.

5. Программа проведения  областного семинара-совещания "О  совместной деятельности органов  управления образованием, органов  внутренних дел, отделений Всероссийского  общества автомобилистов по пропаганде  среди населения правил безопасного  поведения на дорогах".

6. План мероприятий районного  управления образования, ГИБДД.

7. Устав образовательного  учреждения.

8. Учебные программы.

9. Учебный план.

10. План воспитательной  работы школы.

11. План воспитательной  работы класса.

II. Материально-техническое обеспечение:

 

1. Кабинет по безопасности  дорожного движения.

2. Транспортная площадка, её оснащение.

III. Информационное обеспечение:

1. Оформление информационного  стенда.

2. Банк данных:

разработки уроков;

беседы для учащихся;

лекции и беседы для  родителей;

разработки внеклассных  мероприятий.3. Контрольные срезы, тесты.

IV. Структура внутренних и внешних взаимодействий по организации профилактики ДЦТТ в школе.

Таблица 2.

Внешнее взаимодействие.

 

Школа: "Родители - ученики - учителя"

 

РУО

 

ГИБДД

Д/САД

Газета "Добрая дорога детства"

Центр детского творчества

 
             

Таблица 3.

Внутреннее взаимодействие.

 

Школа: "Родители - ученики - учителя"

 

Совет школы

Кабинет ОБЖ и БДД

Спортзал

Библиотека

Педагогический совет

 
           

Организация обучения Правилам дорожного движения и основам  безопасности в школе должна проводиться  так, чтобы у каждого педагога, учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность  не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.

Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний  для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма  в школе, консультаций для педагогов  по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций по работе на транспортной площадке, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного  движения. Создаётся видеотека по ПДД. Разрабатываются различные  настольно-дидактические игры (например, "Узнай дорожный знак").

Массовая работа. Данная деятельность является одной из самых  важных, т.к только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.

Воспитательная работа должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью  фактического материала. Массовая работа может включать: проведение конкурсов  на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядов ЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДЦТТ и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ и  обобщение экспериментальной программы

В целях анализа проведённых  мероприятий по профилактике травматизма  в начальной школе, был проведён анализ динамики травматизма с сентября 2007 по март 2008 учебного года.

Таблица 4.

Показатели травматизма  за 2007-2008 учебный год в начальной  школе

 

№ п/п

Признаки травматизма

Школа № 1

(дети)

Гимназия № 2

(дети)

 

1

В ДТП

3

0

 

2

В быту

21

3

 

3

В школе

10

1

 
         

Проанализировав показания  таблицы 4, можно сказать, что показатели травматизма в гимназии № 2 значительно  ниже показателей школы № 1 (занимающейся по обычной программе), что говорит  об эффективности проведённых мероприятий. Гипотеза подтверждена.

Таким образом, по результатам  эксперимента можно сделать следующие  выводы. Целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной  школе, с применением различных  методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.

1. Предложения по уровню  обучения. Травматизм, особенно ПДД  преподавать отдельным предметом  на всех уровнях обучения.

2. Предложения по формам  обучения. Использовать в основном  игровую форму, с помощью современных  средств обучения.

3. Предложения по организации  безопасности образовательных учреждений. В образовательных учреждениях,  находящихся возле транспортной  магистрали, оборудовать проезжую  часть "лежачими полицейскими". В образовательных учреждениях,  находящихся внутри микрорайона,  поставить ограждение. Обязательно  оборудовать знаками дороги возле  школы.

4. Предложения по материально-техническому  и нормативно-правовому обеспечению.  В основном, предложения сводятся  к требованию ужесточения наказаний  водителей за нарушения правил  дорожного движения и оснащению  школ тренажерами.

Информация о работе Детский травматизм и его профилактика