Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:30, реферат
Детский церебральный паралич—понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. В зависимости от локализации поражения головного мозга различают спастические, атаксические и дискинетические формы церебрального паралича.
Под влиянием массажа и ЛФК уменьшается степень выраженности двигательных синдромов: нормализуется мышечный тонус, стабилизируются позы и положения конечностей, уменьшаются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является важным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций. Только под влиянием лечебной гимнастики и массажа в мышцах ребенка возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за точностью их выполнения. Только при этом условии в мозгу ребенка будут формироваться правильные кинестетические ощущения и представления.
Наряду с
лечебной гимнастикой и массажем
при ДЦП в большинстве случаев
необходимо применение ортопедических
мероприятий: этапные гипсовые повязки,
специальные укладки, различные
приспособления для удержания головы,
сидения, стояния, ходьбы (рамы-каталки,
ходунки, крабы и палочки). В некоторых
случаях целесообразно
Важной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма - питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма. Без этого организм ребенка зачастую оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений по развитию движений.
Очень важно
соблюдать общий двигательный режим.
Ребенок с церебральным параличом
во время бодрствования не должен
более 20 мин оставаться в одной и той
же позе. Для каждого ребенка индивидуально
подбираются наиболее адекватные позы
для кормления, одевания, купания, игры.
Эти позы меняются по мере развития двигательных
возможностей ребенка. Если ребенку с
церебральным параличом не удается вытянуть
вперед руки или схватить предмет, находясь
в положении на спине или на животе, можно
добиться желаемых движений, поместив
малыша животом на колени взрослого и
слегка раскачивая его. В результате ребенок
лучше расслабляется, легче вытягивает
руки вперед и захватывает игрушки. Нужно
следить за тем, чтобы ребенок не сидел
в течение длительного времени с опущенной
вниз головой, согнутыми спиной и ногами.
Это приводит к стойкой патологической
позе, способствует развитию сгибательных
контрактур коленных и тазобедренных
суставов. Чтобы этого избежать, ребенка
следует сажать на стул так, чтобы его
ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре,
а не свисали, голова и спина были выпрямлены.
В течение дня полезно несколько раз выкладывать
ребенка на живот, добиваясь в этом положении
разгибания головы, рук, спины и ног. Чтобы
облегчить принятие этой позы, ребенку
под грудь подкладывают небольшой валик.
Также большую популярность получили
такие методики как: иппотерапия,дельфинотерапия,
Иппотерапия (лечебная верховая езда) – один из наиболее эффективных методов реабилитации детей с ДЦП, который в последнее время привлекает внимание педагогов, врачей, родителей и социальных работников.
Мощная мускулатура лошади массирует пораженные мышцы нижних конечностей, уменьшая спазм сведенных при ДЦП ног, согревает их ведь температура тела лошади 37-37,5 градусов и даже создает иллюзию самостоятельной ходьбы, т.к. темп шага лошади почти идентичен человеческому. Сидя на движущейся лошади, пациент для сохранения равновесия инстинктивно включает в работу все мышцы тела, чего не возможно добиться даже при самой активной иной нагрузке. Ритмичные, плавные движения лошади успокаивают, снимают напряжение и возбуждение, вызванные болезнью. Упражнения на лошади побуждают пациента концентрировать внимание и волю, чтобы суметь правильно выполнить задание инструктора и заслужить его одобрение, научиться самостоятельно управлять лошадью. Вместе с успехами в верховой езде к пациенту приходит вера в свои силы, активируется интерес к жизни, стремление преодолеть ограничения продиктованные недугом, постепенно исчезает убеждение в своей неполноценности.
Во время движения лошади по манежу укрепляется мускулатура, прежде всего, мышцы спины ребенка. Преодолевается нарушение функции равновесия и вестибулярных расстройств. Общение с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире.
Метод дельфинотерапии в настоящее время представляет медико-психологический комплекс, состоящий из диагностического блока и коррекционного. При контакте «пациент – дельфин», последний выступает как природный ультразвуковой сонар и происходит позитивная стимуляция коры головного мозга и других органов пациента.
Дельфинотерапия применяется при лечении детей, страдающих ДЦП. Они оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему человека, стимулируя обменные, иммунные и другие процессы. Занятия, проводимые с дельфинами, увеличивают речевые возможности пациентов с нарушением слухового и речевого аппарата, улучшают физическое состояние путём усиления работы различных мышечных групп, снимают эмоциональный стресс и улучшают неврологическое состояние; помогают, например, больным со спинальными повреждениями.
Взаимодействие
с дельфином в воде позволяет
значительно стимулировать
1-й этап дельфинотерапии. За счет высокой мотивации ребенка при начальных сеансах дельфинотерапии происходит активация мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств: т.е. — тактильную, зрительную, слуховую.
2-й этап дельфинотерапии. После установления двухстороннего контакта между ребенком и дельфином и вхождения ребенка в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования ребенка и дельфина.
Лечение проводится
с учётом составления индивидуальных
программ и терапевтических методик.
Терапевт предлагает ребенку, если это,
возможно, выполнить совместно с
дельфином структурированный
В результате лечения, проводимого в дельфинарии, наблюдается улучшение моторных и координационных способностей детей с Церебральным параличом.
Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Она разработана Южно-корейским ученым, профессором Пак Чжэ Ву. Су – кисть. Джок – стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма
Су-Джок терапию можно успешно использовать для лечения ДЦП, для чего необходимо знать зоны соответствия на стопах и кистях. Например, при контрактурах суставов ног (на стопу) для массажа можно брать 3-й и 4-й палец руки зоны 1-2-3-4 по тормозному методу (1-2 минуты)
Цветотерапия - немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный ализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
В современной медицине сочетают цветотерапию и биоритмотерапию, которая стимулирует зрительный анлизатор светом различной длины волн. Для процедуры пациент одевает специальные очки с лампочками, перед которыми ставятся светофильтры соответствующего цвета или просто смотрит на свет, который излучает аппарат (напр., экран монитора).
При подборе
характеристик метода применяемого
к пациенту - частоты переключения
и мощности воздействия цвета, учитывается
клиническая картина
При подборе цвета учитывается то, что:
- красный
- стимулирует сенсорные центры;
повышает иммунитет;
- оранжевый
- повышает уровень
- желтый - активизирует двигательные центры; стимулирует работу желудочно-кишечного тракта; обладает слабительным и желчегонным эффектом;
- зеленый
- активизирует вегетативную
- синий -
воздействует на
В настоящее время цветоимпульсная терапия (по другому - цветоритмотерапия, визуальная цветостимуляция) эффективно используется во многих областях медицины: неврологии, терапии, офтальмологии, психиатрии, педиатрии, рефлексологии.
Вывод по 1 главе:
Итак, детский
церебральный паралич—понятие, объединяющее
множество видов двигательных нарушений.
Церебральный паралич возникает
из-за повреждения или нарушения
развития головного мозга, произошедшего
в период внутриутробного развития
или в раннем возрасте. В зависимости
от локализации поражения
Основным
клиническим симптомом ДЦП
К основному
симптому ДЦП — двигательным расстройствам,
в большей части случаев
Нарушения двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке. Хотя моторные нарушения у детей с ДЦП составляют большую часть проблем, однако зачастую они не являются главной проблемой.
Комплексная физическая реабилитация включающая различные методики лечебной физической культуры, массажа, может применятся больным ДЦП как спастической, так и атонической форм.
Иппотерапия, цветотерапия является важнейшей задачей здравоохранения. Это касается в первую очередь восстановительного лечения детей с различными формами церебрального паралича, так как данное заболевание наиболее часто приводит к инвалидности. Степень тяжести детского церебрального паралича (ДЦП) зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений
Нетрадиционные методы физической реабилитации – су-джок, лечебное плавание в бассейне с дельфинами способствует не только изучению деятельности нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата, но являются средствами физической, психологической и социальной реабилитации больных ДЦП.
Комплекс методов физической реабилитации должен назначаться дифференцировано в зависимости от формы ДЦП и стадии его развития.