Детский церебральный паралич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:30, реферат

Краткое описание

Детский церебральный паралич—понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. В зависимости от локализации поражения головного мозга различают спастические, атаксические и дискинетические формы церебрального паралича.

Вложенные файлы: 1 файл

тфсд курсовая (1).docx

— 53.26 Кб (Скачать файл)

Под влиянием массажа и ЛФК уменьшается  степень выраженности двигательных синдромов: нормализуется мышечный тонус, стабилизируются позы и положения  конечностей, уменьшаются насильственные движения. Ребенок начинает правильно  ощущать позы и движения, что является важным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций. Только под влиянием лечебной гимнастики и массажа в мышцах ребенка возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за точностью их выполнения. Только при этом условии в мозгу ребенка будут формироваться правильные кинестетические ощущения и представления.

Наряду с  лечебной гимнастикой и массажем при ДЦП в большинстве случаев  необходимо применение ортопедических мероприятий: этапные гипсовые повязки, специальные укладки, различные  приспособления для удержания головы, сидения, стояния, ходьбы (рамы-каталки, ходунки, крабы и палочки). В некоторых  случаях целесообразно ортопедо-хирургическое вмешательство. Большое место в комплексе восстановительных мероприятий занимает физиотерапевтическое лечение (лечебные ванны, горячие укутывания, криотерапия, лекарственный электрофорез, электростимуляция мышц), а также медикаментозная терапия.

Важной задачей  физического воспитания при ДЦП  является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма - питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма. Без этого организм ребенка зачастую оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных  упражнений по развитию движений.

Очень важно  соблюдать общий двигательный режим. Ребенок с церебральным параличом  во время бодрствования не должен более 20 мин оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Если ребенку с церебральным параличом не удается вытянуть вперед руки или схватить предмет, находясь в положении на спине или на животе, можно добиться желаемых движений, поместив малыша животом на колени взрослого и слегка раскачивая его. В результате ребенок лучше расслабляется, легче вытягивает руки вперед и захватывает игрушки. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. В течение дня полезно несколько раз выкладывать ребенка на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Чтобы облегчить принятие этой позы, ребенку под грудь подкладывают небольшой валик. Также большую популярность получили такие методики как: иппотерапия,дельфинотерапия,Су-Джок акупунктура,цветотерапия.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – один из наиболее эффективных методов реабилитации детей с ДЦП, который в последнее время привлекает внимание педагогов, врачей, родителей и социальных работников. 

Мощная мускулатура  лошади массирует пораженные мышцы  нижних конечностей, уменьшая спазм  сведенных при ДЦП ног, согревает  их ведь температура тела лошади 37-37,5 градусов и даже создает иллюзию  самостоятельной ходьбы, т.к. темп шага лошади почти идентичен человеческому. Сидя на движущейся лошади, пациент для сохранения равновесия инстинктивно включает в работу все мышцы тела, чего не возможно добиться даже при самой активной иной нагрузке. Ритмичные, плавные движения лошади успокаивают, снимают напряжение и возбуждение, вызванные болезнью. Упражнения на лошади побуждают пациента концентрировать внимание и волю, чтобы суметь правильно выполнить задание инструктора и заслужить его одобрение, научиться самостоятельно управлять лошадью. Вместе с успехами в верховой езде к пациенту приходит вера в свои силы, активируется интерес к жизни, стремление преодолеть ограничения продиктованные недугом, постепенно исчезает убеждение в своей неполноценности.

Во время  движения лошади по манежу укрепляется  мускулатура, прежде всего, мышцы спины  ребенка. Преодолевается нарушение  функции равновесия и вестибулярных  расстройств. Общение с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный  фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире.

Метод дельфинотерапии в настоящее время представляет медико-психологический комплекс, состоящий из диагностического блока и коррекционного. При контакте «пациент – дельфин», последний выступает как природный ультразвуковой сонар и происходит позитивная стимуляция коры головного мозга и других органов пациента.

Дельфинотерапия применяется при лечении детей, страдающих ДЦП. Они оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему человека, стимулируя обменные, иммунные и другие процессы. Занятия, проводимые с дельфинами, увеличивают речевые возможности пациентов с нарушением слухового и речевого аппарата, улучшают физическое состояние путём усиления работы различных мышечных групп, снимают эмоциональный стресс и улучшают неврологическое состояние; помогают, например, больным со спинальными повреждениями.

Взаимодействие  с дельфином в воде позволяет  значительно стимулировать психоречевое и физическое развитие ребенка.

1-й этап  дельфинотерапии. За счет высокой мотивации ребенка при начальных сеансах дельфинотерапии происходит активация мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств: т.е. — тактильную, зрительную, слуховую.

2-й этап  дельфинотерапии. После установления двухстороннего контакта между ребенком и дельфином и вхождения ребенка в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования ребенка и дельфина.

Лечение проводится с учётом составления индивидуальных программ и терапевтических методик. Терапевт предлагает ребенку, если это, возможно, выполнить совместно с  дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений: бросание и захват предметов, попадание в цель, перебрасывание мяча через веревку и обруч  и др. Используются различные спортивные снаряды: мячи, кольца, обручи различных  размеров или только спасательный жилет.

В результате лечения, проводимого в дельфинарии, наблюдается улучшение моторных и координационных способностей детей с Церебральным параличом.

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Она разработана Южно-корейским ученым, профессором Пак Чжэ Ву. Су – кисть. Джок – стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма

Су-Джок терапию можно успешно использовать для лечения ДЦП, для чего необходимо знать зоны соответствия на стопах и кистях. Например, при контрактурах суставов ног (на стопу) для массажа можно брать 3-й и 4-й палец руки зоны 1-2-3-4 по тормозному методу (1-2 минуты)

Цветотерапия - немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный ализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

В современной  медицине сочетают цветотерапию и биоритмотерапию, которая стимулирует зрительный анлизатор светом различной длины волн. Для процедуры пациент одевает специальные очки с лампочками, перед которыми ставятся светофильтры соответствующего цвета или просто смотрит на свет, который излучает аппарат (напр., экран монитора).

При подборе  характеристик метода применяемого к пациенту - частоты переключения и мощности воздействия цвета, учитывается  клиническая картина заболевания, психостатус пациента (возбужденное или депрессивное состояние), конституционный тип пациента, возраст. Частотные характеристики ритмов цветостимуляции выставляются по результатам электроэнцефалограммы и консультации невропатолога.

При подборе  цвета учитывается то, что:

- красный  - стимулирует сенсорные центры; повышает иммунитет; стимулирует  надпочечники, симпатическую нервную  систему; учащает сердцебиение, дыхание,  повышает обмен веществ, выносливость.

- оранжевый  - повышает уровень нейроэндокринной  регуляции; стимулирует деятельность  половых желез; омолаживает, увеличивает  мышечную силу и потенцию.

- желтый - активизирует двигательные центры; стимулирует работу желудочно-кишечного тракта; обладает слабительным и желчегонным эффектом;

- зеленый  - активизирует вегетативную нервную  систему; компенсирует энергетические  потери; снижает спазм гладких  мышц, сосудов, бронхов; ослабляет  напряжение, успокаивает; устраняет  застойные явления, бессонницу; рекомендован  при дизуриях, эректильной дисфункции;

- синий - воздействует на парасимпатическую  нервную систему, гипофиз; обладает  антисептическим, бактерицидным  и антиканцерогенным действием;  понижает артериальное давление; тонизирует капилляры.

В настоящее  время цветоимпульсная терапия (по другому - цветоритмотерапия, визуальная цветостимуляция) эффективно используется во многих областях медицины: неврологии, терапии, офтальмологии, психиатрии, педиатрии, рефлексологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 1 главе:

Итак, детский  церебральный паралич—понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает  из-за повреждения или нарушения  развития головного мозга, произошедшего  в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. В зависимости  от локализации поражения головного  мозга различают спастические, атаксические и дискинетические формы церебрального паралича.

 Основным  клиническим симптомом ДЦП является  нарушение двигательной функции,  связанной с задержкой развития  и неправильным развитием статокинетических  рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной  нервной системе, вторично в  течение жизни возникают изменения  в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

К основному  симптому ДЦП — двигательным расстройствам, в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха  и другие. У некоторых детей  наблюдается судорожный синдром.

Нарушения двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти  поддающихся функциональной корректировке. Хотя моторные нарушения у детей  с ДЦП составляют большую часть  проблем, однако зачастую они не являются главной проблемой.

Комплексная физическая реабилитация включающая различные  методики лечебной физической культуры, массажа, может применятся больным ДЦП как спастической, так и атонической форм.

 Иппотерапия, цветотерапия является важнейшей задачей здравоохранения. Это касается в первую очередь восстановительного лечения детей с различными формами церебрального паралича, так как данное заболевание наиболее часто приводит к инвалидности. Степень тяжести детского церебрального паралича (ДЦП) зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений

Нетрадиционные  методы физической реабилитации –  су-джок, лечебное плавание в бассейне с дельфинами способствует не только изучению деятельности нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата, но являются средствами физической, психологической и социальной реабилитации больных ДЦП.

Комплекс  методов физической реабилитации должен назначаться дифференцировано в  зависимости от формы ДЦП и  стадии его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Детский церебральный паралич