Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 12:33, реферат

Краткое описание

Цель аттестационной работы – изучить основы защиты прав потребителей в аптечных организациях, а также практическим применением законодательства по защите потребителей
Задачи:
Изучить закон о защите прав потребителя.
Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг, предусмотрена ст. 14 Закона. В Законе предусмотрено право потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя в случае, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, если такое использование придало товару качества, послужившие причиной вреда.

Для наступления такой ответственности не требуется наличия вины. Вред возмещается в полном объеме. Способами возмещения вреда, в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, являются: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков.

В новой редакции Закона, как и в старой, присутствует ответственность всех обязанных лиц за нарушение сроков устранения недостатков, замены товаров, а также вновь установлена ответственность за нарушение сроков выполнения денежных требований. Денежные требования, в основном, выражаются в виде неустойки.

Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности.

 

3.2 Ответственность по административному  законодательству

 

В новой редакции Закона изъята норма об административной ответственности работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ). Ст. 146 КОАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной статьи являются нормативно-правовыми и должны иметь публично-правовой характер. Ответственность за нарушение правил торговли наступает только в том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо отвечающих иным требованиям, обязательным для вступления этих актов в силу.

КОАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Соответствие продукции установленным требованиям осуществляется путем сертификации, правовые основы которой установлены Законом РФ "О сертификации" от 10 июня 1993 г. Документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия.

Ст. 146 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

Ст. 150 КОАП РФ в области защиты прав потребителей устанавливает ответственность за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара при реализации их в предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями.

Ст. 146 КОАП РФ устанавливает ответственность за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов. Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области торговли и финансов, на установленный порядок уплаты подакцизных платежей и порядок продажи товаров. Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

 

3.3 Уголовная ответственность за  нарушение прав потребителей

 

Уголовным кодексом РФ, введенным в действия с 1 января 1997 г., (УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью (ст. 200 и 238 УК РФ).

Диспозиция ст. 200 УК РФ практически совпадает со ст. 150 КОАП РФ. Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно – по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров, работ, услуг. С объективной стороны данное преступление состоит в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный перечень способов обмана.

Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли или оказания услуг. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.

Субъективная сторона выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих услуги, либо индивидуальные предприниматели.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного – имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Ч. 3 ст. 238 УК РФ устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Таким образом, за нарушение прав потребителей наступает ответственность по гражданскому, административному и уголовному законодательству.

В соответствии с ГК РФ гражданская ответственность наступает за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце; за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг; за просрочку требований потребителей; за нарушение исполнителем сроков; за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.

В соответствии с КОАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил торговли, за не соответствие продукции установленным требованиям, за продажу товаров без необходимых документов, за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара.

В соответствии с УК РФ уголовная ответственность наступает за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью, Основным непосредственным объектом преступления, является здоровье населения.

Основные проблемные вопросы для аптечной организации.

Рассмотрим на конкретных примерах часто интересующиеся вопросы.

СОБЛЮДАЕТ ЛИ АПТЕКА ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?  

 

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции последующих изменений и дополнений, далее по тексту статьи - Закон о защите прав потребителей) является основополагающим документом, регулирующим взаимоотношения между покупателями и продавцами, в том числе и при продаже фармацевтических и медицинских товаров. Невыполнение требований законодательства о защите прав потребителей может привести к довольно существенным материальным потерям аптечного учреждения. 

Проверки аптечных учреждений на предмет соответствия их деятельности Закону о защите прав потребителей проводятся достаточно часто. Кто вправе проводить такие проверки? Как минимизировать их возможные негативные последствия? Какие нарушения в работе аптечного учреждения могут привести к штрафам? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой статье.  

 

КТО ВПРАВЕ ПРОВЕРЯТЬ, КАК АПТЕКА СОБЛЮДАЕТ ЗАКОН 

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ   

 

На практике прийти в аптеку, чтобы проверить, соответствует ли ее работа Закону о защите прав потребителей, могут: 

- инспекторы Роспотребнадзора; 

- инспекторы общественных  организаций по защите прав  потребителей; 

- представители муниципальных  властей (например, проверяющие из  инспекций при городских (районных) администрациях). 

Но все ли они имеют право проводить подобные проверки? Каковы в действительности их полномочия? Давайте разберемся.  

 

Проверка аптеки органами Роспотребнадзора   

 

Согласно действующему законодательству проверки соблюдения требований Закона о защите прав потребителей во всех российских торговых организациях (в том числе в аптечных учреждениях - аптеках, аптечных пунктах, аптечных киосках, аптечных магазинах) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эта служба подчинена Министерству здравоохранения и социального развития РФ и имеет свои отделения во всех регионах страны. 

Ранее подобные проверки проводили территориальные отделения Госторгинспекции. Теперь это ведомство ликвидировано, а его функции переданы Роспотребнадзору. 

Даже если на работу аптеки не поступает никаких жалоб от потребителей, инспекторы Роспотребнадзора все равно имеют полное право провести соответствующую проверку. Такая проверка называется плановой. 

Планы проверок утверждает руководитель регионального управления Роспотребнадзора. Однако в таком плане, как правило, указывается только тема проверки (например, проверка соответствия деятельности аптечных учреждений Закону о защите прав потребителей). А вот список конкретных аптечных учреждений, которые подлежат проверке, определяет территориальный отдел. О предстоящей плановой проверке инспекторы обычно предупреждают аптеку за день-два до ее начала. 

Обратите внимание: плановую проверку одной и той же организации инспекция Роспотребнадзора может проводить не чаще одного раза в два года. Об этом сказано в статье 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". 

Однако гораздо чаще в аптеках случаются целевые проверки. В подобной ситуации инспекторы приходят с проверкой по жалобе потребителя, права которого были нарушены: например, ему продали некачественный товар, обсчитали и т.п. Как правило, ревизоры реагируют на подобные жалобы немедленно, не предупреждая заранее о предстоящем визите руководство аптечного учреждения. Поскольку в данном случае цель инспекторов выявить конкретное нарушение Закона о защите прав потребителей, такую проверку называют целевой. 

Имейте в виду: по анонимным жалобам потребителей проверки не проводят (это не позволяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"). 

Обратите внимание: в любом случае срок проверки не может превышать один месяц. Так сказано в статье 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ. Однако на практике подобная проверка, как правило, длится значительно меньше.  

 

Проверка инспекторами общественных организаций 

по защите прав потребителей   

 

Общественные объединения (ассоциации, союзы) по защите прав потребителей действуют на основании своих уставов. Право таких организаций проверять работу торговых фирм, в том числе и аптечных учреждений, основано на ст. 45 Закона о защите прав потребителей. В этой статье, в частности, записано, что общественные объединения потребителей вправе: 

- проверять соблюдение  прав потребителей и правил  торгового, бытового и иных видов  обслуживания, составлять акты о  выявленных нарушениях прав потребителей  и направлять эти акты для  рассмотрения в уполномоченные  госорганы, участвовать по поручению  потребителей при проведении  экспертиз по фактам нарушения  их прав; 

- вносить в органы прокуратуры  и федеральные органы исполнительной  власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в выпуске и реализации товаров, не соответствующих установленным  требованиям к их безопасности  и качеству, а также о нарушении  прав потребителей. 

Кроме того, общественные объединения могут привлекаться к совместным проверкам другими контролирующими органами, например территориальными отделениями Роспотребнадзора. 

Однако обратите внимание, это очень важно: контроль над соблюдением Правил торговли может осуществляться только федеральными органами исполнительной власти (и их территориальными органами в пределах их компетенции). А общественные организации по защите прав потребителей такими органами не являются. Поэтому их представители не имеют права изымать документы и товары, составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать штрафы и каким-либо иным образом влиять на работу аптечного учреждения. 

Единственное, на что имеют право общественные проверяющие, - по итогам своей проверки составить акт о выявленных нарушениях и направить его в соответствующий государственный орган. 

Следовательно, при проведении проверки представитель такого общественного объединения имеет право проверять только соблюдение прав покупателей. На проверочные мероприятия обществ по защите прав потребителей не распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", так как они не являются уполномоченными органами государственного контроля (надзора).  

 

Проверка аптеки муниципальными властями  

 

Право органов местного самоуправления проверять работу торговых фирм, в том числе и аптечных учреждений, основано на ст. 44 Закона о защите прав потребителей. В этой статье, в частности, записано, что органы местного самоуправления вправе: 

- рассматривать жалобы  потребителей, консультировать их  по вопросам защиты прав потребителей; 

- обращаться в суды  в защиту прав потребителей (неопределенного  круга потребителей); 

Информация о работе Защита прав потребителей