Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:20, контрольная работа
Фармация – научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. В происхождении этого термина нашла отражение история фармации. Египетское слово “фармаки” ( в переводе - дарующий исцеление или безопасность) дало происхождение греческому слову “фармакон” ( в переводе – лекарство). Всем видам деятельности, связанным с изготовлением и продажей лекарств, сначала в Древней Греции, позже в Древнем Риме, а затем и у других народов стали давать названия, имеющие корень “фарма” или “фармако”. До наших дней сохранились такие термины, как фармакопея – сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств, фармакология – наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм, фармакогнозия – наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки.
Введение 2
1.В чем заключаются отличительные особенности фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе. 3
2.В чем заключается историческое наследие медицины Древнего Рима. 7
3.В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения. 10
4. Роль российских фармацевтов К. И. Щепина, И. И. Лепехина в развитии лекарствоведения. 14
5. Когда и при каких условиях появилась Международная Фармакопея. 19
6.Основные достижения аптечной службы в период развития социализма. 22
Заключение. 27
Государственное
бюджетное образовательное
и социального развития Российской Федерации»
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Кафедра фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармацевтической технологии и последипломного образования
специальность 060301 «Фармация» 1 курс (заочное)
Контрольная работа по ИСТОРИИ ФАРМАЦИИ
Вариант - 2
Номер варианта 2
Выполнила студентка 164 группы
Ф. И. О. Донкова Екатерина Андреевна
Дата выполнения 15.05.2012
Проверила преподаватель Хамцова И.В.
Красноярск 2012год
Оглавление
Введение 2
1.В чем заключаются отличительные особенности фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе. 3
2.В чем заключается историческое наследие медицины Древнего Рима. 7
3.В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения. 10
4. Роль российских фармацевтов К. И. Щепина, И. И. Лепехина в развитии лекарствоведения. 14
5. Когда и при каких условиях появилась Международная Фармакопея. 19
6.Основные достижения аптечной службы в период развития социализма. 22
Заключение. 27
Введение
История фармации - это наука
о развитии фармацевтической деятельности
и лекарственных знаниях на протяжении
всего существования
Фармация – научно-практическая
отрасль, изучающая вопросы поиска,
получения, исследования, хранения, изготовления
и отпуска лекарственных
Расцвет первобытного общества начался в эпоху верхнего палеолитас.
Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире.
Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки. Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.
Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи.
Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы. Его бессилие перед природой порождало фантастические и р-рациональные представления об. окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.
Тотемизм (алгонкинск. от-отем — его род) — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей его естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных.
Фетишизм (португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода т. е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).
Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.
Магия (грея, mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни).
Среди многочисленных разновидностей
магии была и лечебная магия —
врачевание ран и недугов, основанное
на культовой практике. Сначала культовая
практика не составляла секрета: простые
церемонии и ритуалы мог
В конце позднего палеолита в глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и «служители культа». Наибольшей известностью среди них пользуется небольшое поли-хромкое изображение «колдуна» (так назвали его ученые) в пещере Трех братьев во Франции — полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами.
Окончательно первобытная
культовая практика оформилась
в период развитой родовой
общины, когда зооморфный тотемизм
предков-животных постепенно
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства). Однако в целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens.
Причина трепанации - вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет - покинуть тело больного.
В то же время существует другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру чаще проводились после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков.' Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории: медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.
В целом врачевание периода
расцвета первобытного общества характеризуют:
целенаправленное применение эмпирического
опыта коллективного врачевания
в социальной практике и совершенствование
приемов рационального
Развитие медицины и фармации в Риме имеет свои характерные черты. В Древней Италии вплоть до II века до н.э. не было врачей профессионалов. Лечение проводилось дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая все это с магией и заговорами. Широко применялись в качестве лекарственных средств сначала дикорастущие, а затем специально культивируемые лекарственные растения.
Римская наука периода империи имела эмпирически - описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20т.) энциклопедии “Аrtes“ (“Искусства”), составленной на латинском языке Авлом Корнелием Целъсом (30\ 25 гг. до н.э. - 45\ 50 гг.н.э.). До нас дошли лишь 8 томов ( VI-ХIII), посвященные медицине. Этот труд является самым ранним ( из известных нам ) медицинским сочинением на латинском языке. Его рукописный текст был обнаружен в средине XV В. ( ок. 1443 г.) и впервые издан во Флоренции в 1478 г.
Плиний Старший - (23\24 - 79 гг.н.э.) - видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Плиний отличался исключительной пытливостью в наблюдении природы (он и погиб во время извержения вулкана Везувия, настойчиво приближая его к вулкану). Из многочисленных трудов Плиния сохранилась лишь “ Естественная история “ в 37 книгах. В ней обобщены знания по того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике сельскому хозяйству, медицине, минералогии. На протяжении многих веков “ Естественная история “ Плиния была одним из основных источников в области наук о природе.
Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диоскорид Педаний из Киликии, по происхождению грек. Его сочинение “ О врачебной материи “ , т.е. о лекарственных средствах , составленное на греческом языке, содержит более чем 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике во времена императоров Клавдия (41 - 54) и Нерона (54-68). Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль а разработке систематики растений.
Самый большой вклад в развитие медицины и фармации внес крупнейший врач и философ Клавдий Гален (131-201 гг. н.э.). В вопросах о сущности болезней и их лечении Гален исходил из учения Гиппократа и его последователей, внося в него поправки и дополнения. Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства.
Гален называл лекарством все то, что может изменить естественное состояние человека. Его номенклатура лекарственных средств была многочисленной и заимствованной у разных школ. Классификация лекарств имеет сходство с современной – это слабительные, вяжущие, смягчающие, мочегонные, болеутоляющие, кроветворные средства, противоядия и другие.
Гален считал, что в лекарствах есть полезные вещества, которыми нужно пользоваться и вредные, которые нужно отбрасывать. Он стремился освободить лекарственные вещества от балласта, дать более очищенные препараты, то есть впервые ввел понятие о действующих веществах. Такие извлечения из лекарственных растений стали популярны после него и были названы галеновыми препаратами. В связи с этим он ввел в практику извлечения из природных веществ и значительно усложнил технологию получения лекарственных препаратов.
Лекарственные прописи, применяемые Галеном, были довольно сложны по составу. Так некоторые пластыри состояли из 23-60 веществ. Он разработал и описал множество лекарственных форм: порошков, пилюль, лепешек, микстур, экстрактов, мазей, отваров, растворов, соков растений, эфирных и жирных масел, примочек, припарок, сборов, пластырей, горчичников, настоек, уксусомедов, а также косметических средств. Галеном были введены в фармацевтическую практику винтовой пресс, различные приспособления для измельчения растительного сырья. Гален установил весо-объемные соотношения при приготовлении экстрактов, настоек и отваров.