История фармации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:20, контрольная работа

Краткое описание

Фармация – научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. В происхождении этого термина нашла отражение история фармации. Египетское слово “фармаки” ( в переводе - дарующий исцеление или безопасность) дало происхождение греческому слову “фармакон” ( в переводе – лекарство). Всем видам деятельности, связанным с изготовлением и продажей лекарств, сначала в Древней Греции, позже в Древнем Риме, а затем и у других народов стали давать названия, имеющие корень “фарма” или “фармако”. До наших дней сохранились такие термины, как фармакопея – сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств, фармакология – наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм, фармакогнозия – наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки.

Содержание

Введение 2
1.В чем заключаются отличительные особенности фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе. 3
2.В чем заключается историческое наследие медицины Древнего Рима. 7
3.В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения. 10
4. Роль российских фармацевтов К. И. Щепина, И. И. Лепехина в развитии лекарствоведения. 14
5. Когда и при каких условиях появилась Международная Фармакопея. 19
6.Основные достижения аптечной службы в период развития социализма. 22
Заключение. 27

Вложенные файлы: 1 файл

КР_Донкова Е.А._164_История фармации.docx

— 65.53 Кб (Скачать файл)

Падение рабовладельческой  системы Западного Средиземноморья  открыло новый период в истории  человечества - средние века с характерным  для них новым общественным устройством - феодализмом. Культура феодального  общества (в том числе и медицина) рождалась в сложных экономических, социальных и политических условиях. Однако, при всех трудностях развития, одним из важнейших ее истоков были достижения великих цивилизаций древнего мира, которые составили основу последующего развития всего человечества.(Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. ; Сорокина Т.С. История медицины).

3.В чем заключалось  значение принятия Русью христианства  для развития лекарствоведения.

 

Важным событием в истории  Руси было принятие христианства в  качестве государственной религии  в 988. г. князем Владимиром. 

На Руси издавна развивалась  народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» .(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в  порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения  из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара  и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также  о целебных свойствах    «кислой    воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые  в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове.

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

Наиболее  известными из них стали лечебница  в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

Оттуда пошла  и житийная литература. В XIII в. там был создан «Киево-Печерский патерик» – сборник рассказов и историй об этом известнейшем монастыре. Множество известных зодчих и живописцев принимали участие в создании интерьера лавры.

Как ни странно, в лавре находили способы лечения  самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный  Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Также святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели  монастыря бесплатно, к больным  относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение  является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое  значение.

Монастырские  лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли  своими знаниями и знаниями предков  и по этим источникам преподавали  медицину.

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи — связать общественные    отношения на Руси с нормами новой христианской мора-п» — и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и гредупреждении, приведены советы о витании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать . тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.

В «Изборнике» говорится  о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или : мертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны даже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших  массаж, о привлечении женщин для  ухода за больными.

По уровню развития санитарного  дела Древнерусское государство  в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках  древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых  сообщается о существовании в  Новгороде больниц для гражданского населения и о спвг циалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.

Неотъемлемой составной  частью медико-санитарного быта древней  Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным  средством врачевания. Баня была самым  чистым помещением в усадьбе. Вот  почему наряду со своим прямым назначением  баня использовалась и как место, где принимали роды,  вправляли  вывихи и делали кровопускания, проводили  массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали  лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

Первое описание русской  паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный  русский акушер    Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане» (1783).

В то же время врачевание в древней Руси не было церковной  монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.   (Семенченко В.Ф. История фармации; Сорокина Т.С. История медицины).

4. Роль российских  фармацевтов К. И. Щепина, И.  И. Лепехина в развитии лекарствоведения.

 

Иван Иванович Лепехин (1740-1802) родился  в Петербурге. Его отец был солдатом Семеновского полка и сумел открыть  понятливому мальчику путь в гимназию Академии наук. Когда в 1758 г. заведование  научной и учебной частью в  Академии принял М.В. Ломоносов, Лепехин, к тому времени семнадцатилетний юноша, уже заканчивал гимназию. В 1760 г. он был зачислен в университет. Два с половиной года Лепехин  пробыл в университете и 13 апреля 1762 г. по предписанию Академии выехал из Петербурга «в заморские земли». Лепехин  прибыл в Страсбург и стал слушать  лекции страсбургских профессоров. Лепехин изучал ботанику, зоологию, минералогию, иностранные языки, а  сверх множества занятий все  свободное время проводил на медицинском  факультете. Лепехин ходил к пациентам, прописывал рецепты и изучал «натуру  болезней, течение и перемену оных, употребление и действие медикаментов, и обхождение с больными».  
         «Записки» Лепехина вызвали большой интерес ученых и неоднократно переиздавались. В них молодой ученый описал около 600 видов растений, употребляемых в различных отраслях народного хозяйства. Как врач и ботаник, он особенно интересовался целебными свойствами растений, употребляемых в народной медицине. Как патриот, он широко пропагандировал изучение отечественной лекарственной флоры, «дабы избавиться от привозимых из далеких стран растений, которые по разным причинам весьма часто оказывались непригодными для врачебного употребления». Знаменитый ученый высказывает для своего времени оригинальную мысль о том, что между человеком, растительным миром и внешней средой существует взаимосвязь. Отсюда он делает вывод, что для лечебных целей надо использовать не привозимые из далеких стран, а местные растения, произрастающие в той же среде, в тех же условиях, которые окружают больного. 
          Труды академика И.И. Лепехина выходили не только отдельными изданиями, автор помещал их также и в периодической печати. Его статьи публиковались в трудах Вольного экономического общества, в технологическом журнале, в академических сочинениях и др. В месяцеслове, например, была помещена его статья «О домашних средствах, употребляемых в болезнях простым народом», в которой автор останавливался на средствах, употребляемых при лихорадке и венерических болезнях. Академик описал 25 лекарственных растений из арсенала домашних средств, употребляемых при «французской болезни». Среди этих растений Лепехин указывает на большой прикрыт, петушок, или чистяк, белую чемерицу, истод, черноголовник, горькую траву и ряд других. 
К домашним средствам, употребляемым при лечении лихорадки, академик Лепехин относит молочай, луговую руту, крушину, конскую гриву, или коноплянку; стародубку, горчанку, золототысячник, бобровку, змеевик и ряд других. 
         Будучи естествоиспытателем и натуралистом, Лепехин в то же время живо откликался на так называемые теневые стороны лечебного дела того времени. Встречаясь во время своего путешествия по восточным провинциям России с отсутствием квалифицированной врачебной помощи не только в деревне, но и во многих провинциальных городах, он мечтал о создании лечебника для народа, где бы простым и доходчивым языком сообщалось о том, как надо пользоваться местными лекарственными травами. В «Дневных записках» он пишет: «Я разумею такое наставление, чтобы всякий крестьянин мог довольствоваться простыми былиями на их полях растущими, чтобы слог был простой и внятный, травы природными бы изъяснены были наименованиями, а важнейших трав живые изображения, с которыми всяк живую траву сравнить мог. Не великий из того произойдет убыток, когда отдаленные места такими наставлениями снабжены будут даром...» Лепехин предлагал обучать основам врачебной науки и познанию отечественной лекарственной флоры священников, чтобы последние, попав в глухие места, где нет врачей, могли бы в известной мере заменить их. 
И.И. Лепехин умер в апреле 1802 г., оставив после себя большое литературное наследство. При жизни он являлся бессменным секретарем Петербургской Академии наук, членом Медицинской коллегии, а также Членом и секретарем Российской академии наук, которая была учреждена в 1783 г. Екатериной П.

Одним из талантливых русских медиков  и фармацевтов, современником СП. Крашенинникова являлся Константин Иванович Щепин (1728-1770). Медицинским  наукам Щепин учился в Италии, в  университетах Падуи, Болоньи и  Флоренции. После возвращения в  Россию он был принят в число студентов  Петербургской академии и под  руководством СП. Крашенинникова изучал растительность окрестностей Петербурга. В 1753 г. Щепин продолжил свое образование  в Лейденском университете, где защитил  докторскую диссертацию «De acido vegetabili». Кроме Германии Щепин побывал в Англии и Франции, где слушал лекции по медицине. В Швеции, в Упсале у К. Линнея Щепин изучал ботанику «при травах в саду».

 В процессе клинической практики Щепину становилось ясно, что лечение больных нельзя проводить по шаблону, поскольку люди отличаются друг от друга возрастом, полом, темпераментом, образом жизни. Правда, в распоряжении медицинской науки того времени не было систематизированных наблюдений о зависимости методов лечения от индивидуальности больного. Терапевтическая практика не отличалась разнообразием. И если часть врачей видела смысл лечения в лекарствах, стремилась найти лекарства большой целебной силы путем смешения многих лекарственных веществ, то другая часть направляла свои усилия на внедрение в лечебный обиход средств народной медицины. Щепин стремился действовать логически, пытаясь подыскать объяснение тому или иному лечебному приему. Это способствовало росту его авторитета, как преподавателя. 1759 г. обогатил Щепина опытом лечебной работы. Перед ним со всей остротой встал вопрос,  каким образом с наибольшей полнотой реализовать приобретенные знания. Но во время войны России с Пруссией Щепин был вынужден уйти в распоряжение военного командования. Щепин начал подготовку военных врачей. В августе 1760 года, по собственному желанию, Щепин был отправлен на фронт в качестве дивизионного доктора.

Период с 1760 по 1761 год Щепин провел в напряженной работе. Сотни раненых  и больных прошли через его  руки за это время. Война дала Щепину богатейший практический опыт. Этот опыт должен был служить в дальнейшем более целеустремленной подготовке новых врачей. Заботясь о своей  будущей службе, он указывает в  первую очередь преподавательские  должности как наиболее подходящие для себя. Только в январе 1762 года Медицинская канцелярия разрешила  ему вернуться в Петербург. 8 марта  этого же года Константин Иванович Щепин был назначен преподавателем анатомии, физиологии и хирургии в  Московской госпитальной школе. Свое назначение в Москву на профессиональную должность  Щепин рассматривал как ответственное  и весьма серьезное  дело, отныне он становился профессором. На этом поприще Щепин проделал колоссальную работу.

В исполнение своих обязанностей руководителя госпитальной школы при Московском генеральном госпитале Щепин  вступил 20 марта 1762 года. Необычайная  жажда деятельности, владевшая им, помогла ему быстро войти в  курс событий, всколыхнуть атмосферу  равнодушия, окружавшую дело подготовки лекарей в госпитале. Всего в  ведение Щепина насчитывалось 65 учащихся. Они распределялись на подлекарей, лекарских учеников 1, 2 и 3 подготовительных классов и волонтеров. Подавляющее  большинство учащихся составляли русские  и украинцы, прибывшие из самых  различных мест: Киева, Казани, Пскова, Стародуба, Чернигова и других городов. Средний их возраст был от 20 до 25 лет.

Щепин предложил свой план и распорядок занятий, которые были утверждены, и  Щепин приступил к использованию  этого плана. Владея анатомической  техникой, Щепин обучил своих помощников - операторов Елачича и Энгеля – искусству изготовления анатомических препаратов. Щепин нередко сам готовил препараты, в своих лекциях он впервые использовал данные микроскопической анатомии. Под руководством Константина Ивановича студенты должны были отработать все операции на трупах. В процессе обучения хирургии ученики использовали свои навыки владения инструментами сначала на трупах, а потом и на живых больных.

Особо следует упомянуть заботы Щепина о ведении учащимися историй  болезни. Щепин систематически устраивал  клинические обходы  больных госпиталя. Эти обходы, так же как и дежурства у постели больных, воспитывали у учащихся наблюдательность и умение самостоятельно решать вопросы лечения. Практика в госпитале перемежалась с присутствием на лекциях по клинической медицине и фармации. Все эти дисциплины вел один Щепин! Рабочий день Щепина в связи с этим продолжался с утра до вечера. Всемерно заботясь об улучшении преподавания, Щепин в первую очередь достиг того, что его ученики основательно изучили анатомию. Щепин сделал обязательным изучение студентами трупа, до него этому вопросу не уделяли большого внимания. Ученики Щепина могли ассистировать в операциях еще до выпуска из медицинской школы. Выпускники Щепинской школы были на порядок выше в своих знаниях, чем их коллеги из-за рубежа.

На большую высоту поднял Щепин  фармацевтическую подготовку лекарей. Ввел преподавание рецептуры и добился  узаконения практики лекарских учеников в аптеке. Заказал Томы по  фармацевтики и анатомии из-за границы. Принятые в этом направлении Щепиным меры, несомненно, способствовали повышению общей культуры последующего поколения врачей.     В ноябре 1765 года здание анатомического театра Щепинской школы сгорело. Были уничтожены превосходные препараты, оборудование и инструменты. В 1764 году Щепин был отправлен в Петербург в качестве преподавателя анатомии и хирургии в одной из госпитальных школ, тем самым закончился самый плодотворный этап в жизни ученого, связанный с Московской госпитальной школой. 

Информация о работе История фармации