Классификация психических расстройств по МКБ-10

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1960-х годов во Всемирной Организации здравоохранения началась активная работа по программе, ставящей своей целью улучшение диагностики и классификации психических расстройств. В то время ВОЗ провела серию совещаний, на которых представители различных дисциплин и психиатрических школ из разных стран мира подытожили существовавшие тогда знания в этой области. ВОЗ стимулировала и проводила исследование классификационных критериев и диагностической воспроизводимости. Кроме того, разрабатывались и распространялись процедуры совместных диагностических оценок клинического материала на основе изучения видеозаписей расспроса больных и другие методы В результате многочисленных предложений по улучшению классификации психических расстройств в ходе самых широких консультаций был проведен 8-ой пересмотр Международной классификации болезни (МКБ-8). Был разработан специальный глоссарий с определением каждой категории психических расстройств в МКБ-8.

Вложенные файлы: 1 файл

yandbtm.doc

— 765.00 Кб (Скачать файл)

F7х.0 минимальные  поведенческие нарушения или  отсутствие их

F7х.1 значительные  поведенческие нарушения, требующие  внимания или лечебных мер

F7x.8 другие поведенческие  нарушения

F7х.9 поведенческие  нарушения не определены

 

F80-F89 Нарушения  психологического развития

F80 Специфические  расстройства развития речи

F80.0 Специфические  расстройства артикуляции речи "

F80.1 Расстройство  экспрессивной речи

F80.2 Расстройство  рецептивной речи

F80.3 Приобретенная  афазия с эпилепсией (синдром  Ландау-Клеффнера)

F80.8 Другие расстройства  развития речи

F80.9 Расстройство развития речи неуточненное

F81 Специфические расстройства развития школьных навыков

F81.0 Специфическое  расстройство чтения

F81.1 Специфическое  расстройство спеллингования

F81.2 Специфическое  расстройство навыков счета

F81.3 Смешанное  расстройство школьных навыков

F81.8 Другие расстройства  школьных навыков

F81.9 Расстройство  развития школьных навыков, неуточненное

F82 Специфическое  расстройство развития двигательных  функций

F83 Смешанные  специфические расстройства

Другие расстройства развития речи

Расстройства развития речи, неуточненное

F84 Общие расстройства  развития

F84.0 Детский  аутизм

F84.1 Атипичный  аутизм

.10 Атипичность  в возрасте начала

.11 Атипичность  в симптоматике

.12 Атипичность  и в возрасте начала, и в  симптоматике

F84.2 Синдром  Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 Гиперактивное  расстройство, сочетающееся с умственной  отсталостью и стереотипными  движениями

F84.5 Синдром  Аспергера

F84.8 Другие общие  расстройства развития

F84.9 Общее расстройство  развития, неуточненное

F88 Другие расстройства  психологического развития

F89 Неуточненное  расстройство психологического  развития

 

F90-F98 Поведенческие  и эмоциональные расстройства, начинающиеся  обычно в детском и подростковом  возрасте

F90 Гиперкинетические  расстройства

F90.0 Нарушение  активности внимания

F90.1 Гиперкинетическое  расстройство поведения

F90.8 Другие гиперкинетические  расстройства

F90.9 Гиперкинетическое  расстройство, неуточненное

F91 Расстройства  поведения

F91.0 Расстройство  поведения, ограничивающееся семьи

F91.1 Несоциализированное  расстройство поведения

F91.2 Социализированное  расстройство поведения

F91.3 Оппозиционно-вызывающее  расстройство

F91.8 Другие расстройства  поведения

F91.9 Расстройство  поведения, неуточненное

F92 Смешанные  расстройства поведения и эмоций

F92.0 Депрессивное  расстройство поведения

F92.8 Другие смешанные  расстройства поведения и эмоций

F92.9 Смешанное  расстройство поведения и эмоций, неуточненное

F93 Эмоциональные  расстройства, специфические для  детского возраста

F93.0 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте

F93.1 Фобическое  тревожное расстройство детского  возраста

F93.2 Социальное  тревожное расстройство детского  возраста

F93.3 Расстройство  сиблингового соперничества

F93.8 Другие эмоциональные  расстройства детского возраста

.80 Генерализованное  тревожное расстройство детского  возраста

F93.9 Эмоциональное  расстройство детского возраста, неуточненное

F94 Расстройства  социального функционирования с  началом специфическим для детского  возраста

F94.0 Элективный  мутизм

F94.1 Реактивное  расстройство привязанности детского  возраста

F94.2 Расторможенное  расстройство привязанности детского  возраста

F94.8 Другие расстройства  социального функционирования детского  возраста

F94.9 Расстройство  социального функционирования детского возраста, неуточненное

F95 Тикозные  расстройства

F95.0 Транзиторное  тикозное расстройство

F95.1 Хроническое  двигательное или голосовое тикозное  расстройств

F95.2 Комбинированное  голосовое и множественное двигательное  тикозное расстройство (синдром  де ля Туретта)

F95.8 Другие тикозные  расстройства

F95.9 Тикозное  расстройство, неуточненное

F98 Другие поведенческие  и эмоциональные расстройства, начинающиеся  обычно в детском и подростковом  возрасте

F98.0 Неорганический  энурез

.00 Только ночной  энурез

.01 Только дневной энурез

.02 Ночной и  дневной энурез

F98.1 Неорганический  энкопрез

.10 Неспособность  приобретения физиологического  контроля кишечника

.11 Адекватный  контроль кишечника и дефекация  в неадекватных местах с нормальной  консистенцией кала

.12 Загрязнение в связи с жидкой консистенцией кала

F98.2 Расстройство  питания в младенческом возрасте

F98.3 Поедание  несъедобного (пика) в младенчестве  и в детстве

F98.4 Стереотипные  двигательные расстройства

.40 Без самоповреждений

.41 С самоповреждениями

.42 Смешанное

F98.5 Заикание

F98.6 Речь взахлеб

F98.8 Другие специфические  поведенческие и эмоциональные  расстройства, начинающиеся обычно  в детском и подростковом возрасте

F98.9 Неуточненные  поведенческие и эмоциональные  расстройства, начинающиеся обычно  в детском и подростковом возрасте

F99 Неуточненное  психическое расстройство

F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

Деменция

G1. Требуется наличие  обоих признаков:

1) Ухудшение памяти, наиболее  заметное в области усвоения  новой информации, хотя в более тяжелых случаях может нарушаться и воспроизведение ранее усвоенной информации. Расстройство касается как вербального, так и невербального материала. Снижение памяти должно подтверждаться объективно надежным анамнезом от информанта и, по возможности, дополняться данными нейропсихологического тестирования или количественной оценки когнитивных способностей. Уровни выраженности ухудшения памяти следует оценивать следующим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение памяти):

Легкое расстройство памяти. Повседневная деятельность затруднена, хотя все же возможно независимое  проживание. Нарушено главным образом  усвоение нового, материала. Например, могут отмечаться трудности в  повседневной жизни в фиксации, хранении и воспроизведении, касающиеся местонахождения бытовых предметов, социальных договоренностей или информации, полученной от родственников.

Умеренное расстройство. Нарушение памяти представляет собой  серьезное препятствие для повседневной жизни. Удерживается только очень хорошо усвоенный или очень знакомый материал. Новая информация удерживается лишь случайно или на очень короткое время. Больной не в состоянии вспомнить основные сведения о том, где он живет, что он недавно делал или как зовут его знакомых.

Тяжелое расстройство. Эта степень нарушения памяти характеризуется полной неспособностью усвоенной информации. Больной не в состоянии узнать даже близких родственников.

2) Снижение других  когнитивных способностей характеризуется  ослаблением критики и мышления, например в планировании и организации, а также ухудшением общей обработки информации.

Подтверждение этому  должно основываться, если возможно, на данных объективного анамнеза и по возможности дополняться нейропсихологическими  тестами или количественными  объективными оценками. Должно устанавливаться ухудшение по сравнению с предыдущим более высоким уровнем продуктивности. Степень снижения должна оцениваться следующим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение):

Легкое нарушение. Снижение когнитивных способностей вызывает нарушение продуктивности в повседневной жизни, не обуславливая однако зависимости больного от других. Невозможны более сложные повседневные задачи и формы досуга.

Умеренное нарушение. Снижение интеллектуальных способностей делает невозможным функционирование в повседневной жизни без посторонней помощи, включая покупки в магазинах и обращение с деньгами. В пределах дома может выполняться лишь простая работа. Интересы очень ограничены и поддерживаются плохо.

Тяжелое нарушение. Ухудшение характеризуется отсутствием или фактическим отсутствием разумного мышления.

Общая тяжесть деменции лучше всего определяется уровнем  нарушения памяти ИЛИ интеллекта, в зависимости от того, что более  выражено (например, при легком расстройстве памяти и умеренном интеллектуальном нарушении деменция оценивается как деменция умеренной тяжести).

G2. Отсутствие помрачения  сознания (как в критерии А  в F05) на протяжении периода  времени, достаточного для отчетливого  выявления

G1. Если на фоне деменции  имеют место эпизоды делирия, то диагноз деменции следует отвергнуть.

G3. Снижение эмоционального  контроля или мотивации,или изменение  социального поведения.проявляющееся  минимум одним из следующих  признаков:

1) эмоциональная лабильность

2) раздражительность

3) апатия

4) огрубение социального  поведения

G4. Для достоверного  клинического диагноза G1 должно  наблюдаться отчетливо на протяжении  не менее 6 месяцев; если период  с начала манифестации короче, то диагноз может быть лишь  предположительным.

Примечание:

Диагноз подтверждается также данными о поражении других высших корковых функций, например, афазией, апраксией, агнозией.

Оценка независимости  проживания или развития зависимости (от других лиц) должна учитывать культуральные  особенности. Для указания на наличие дополнительных симптомов можно

Деменция определяется здесь с минимальной продолжительностью в 6 месяцев для дифференциации от обратимых состояний с идентичными  поведенческими синдромами, такими как  травматическое субдуральное кровоизлияние (S06.5), гидроцефалия с нормальным внутричерепным давлением (G91.2) и диффузная или очаговая травма мозга (S06.2 и S06.3).

Для указания на наличие  дополнительных симптомов в категориях F00-F03 (F00 — деменция при болезни  Альцгеймера; F01- сосудистая деменция; F02- деменция при болезнях, классифицированных в других разделах и F03.- неуточненная деменция) можно использовать пятый знак:

.x0 без дополнительной симптоматики

.x1 с другой симптоматикой, преимущественно бредовой

.x2 с другой симптоматикой,  преимущественно депрессивной

.x4 с другой смешанной  симптоматикой

Шестой знак может  использоваться для указания тяжести  деменции:

.хх0 легкая

.хх1 умеренной тяжести

.xх2 тяжелая

Как отмечено выше, общая  тяжесть деменции зависит от уровня нарушения памяти или когнитивных  функций в зависимости от того, что более выражено.

F00 Деменция при болезни Альцгеймера

А. Должны выполняться  общие критерии деменции G1-G4.

Б. Отсутствие данных физического  или специального обследования или  данных из анамнеза о другой возможной  причине деменции (например, о цереброваскулярном заболевании, заболевании, обусловленном БИЧ, болезни Паркинсона, болезни Гентингтона, гидроцефалии с нормальным внутричерепным давлением), системном заболевании (например, гипотиреоидизме, дефиците витамина В 12 или фолиевой кислоты, гиперкальциемии) или о злоупотреблении алкоголем или наркотиками.

Примечание:

Диагноз подтверждается постмортальными данными о нейрофибриллярных  узелках и невритических бляшках  в количестве, превышающем наблюдаемое  при нормальном старении мозга.

Следующие признаки подтверждают диагноз, но не являются необходимыми элементами: вовлечение корковых функций, о чем свидетельствуют афазия, апраксия или агнозия; снижение мотивации  и влечений, приводящее к апатии и аспонтанности; раздражительность  и расторможенность в социальном поведении; данные специального обследования о наличии церебральной атрофии, особенно если она нарастает со временем. В тяжелых случаях могут наблюдаться паркинсоноподобные экстрапирамидные явления, логоклония и эпилептические припадки.

Уточнение признаков  для возможной типологии

В связи с возможностью существования подтипов рекомендуются  следующие признаки как основа для  последующего подразделения:

Возраст начала, степень  прогредиентности, тип .клинической  симптоматики, особенно относительная выраженность (или отсутствие) симптомов поражения височной, теменной или лобной доли, нейропатологические или нейрохимические аномалии и их тип.

Информация о работе Классификация психических расстройств по МКБ-10