Нарушение мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:20, реферат

Краткое описание

Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни. При установлении диагноза заболевания психиатр часто руководствуется наличием того или другого вида нарушений мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.docx

— 62.23 Кб (Скачать файл)

Эти положения марксистско-ленинской  философии легли в основу взглядов советской психологии на природу  психических процессов, в том  числе и мышления. Мышление является особой формой человеческой деятельности, рождающейся в практике, когда  перед человеком встает необходимость  разрешить какую-нибудь задачу.

Для понимания природы  мыслительной деятельности большое  значение имеет исследование ее генезиса. Психические свойства формируются  в процессе онтогенетического развития. Толкование психических процессов, в том числе и мышления, как  внутренних духовных свойств, как замкнутых  в себе духовных функций пытался  своими исследованиями опровергнуть Л. С. Выготский [46]. Он неоднократно высказывал мысль, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом, что действие, сначала разделенное между двумя людьми, становится способом собственного поведения человека.

Положение о том, что психическая  деятельность формируется из внешней, наиболее последовательно развито А. Н. Леонтьевым и П. Я. Гальпериным. В работах П. Я. Гальперина [54] указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом "про себя", "в уме". Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает более обобщенный характер. Происходит, по выражению автора, специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

А. Н. Леонтьев [114] усматривает в этом моменте образование механизма соответствующей психической функции, указывая далее, что многие звенья процесса становятся излишними, не получают подкрепления, затормаживаются и выпадают. Вместе с этим сокращением процесса происходит закрепление соответствующих рефлекторных связей "редуцированной системы".

А. В. Запорожец проводит эту точку зрения на основании  экспериментального изучения формирования произвольных движений у ребенка.

Следует отметить, что понимание  психических процессов как развивающихся  из внешней деятельности, имеет место  также у ряда прогрессивных психологов за рубежом (Ж. Пиаже, А. Валлон).

Развиваемые в советской  психологии положения о том, что  теоретическая деятельность развивается  из внешней, что психические свойства, как общие, так и специальные, являются продуктом онтогенетического  развития, опираются на учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлекторной природе психики. В "Элементах мысли" И. М. Сеченов говорит о том, что мысль начинается с образования представлений о предмете и непосредственно переходит во "внечувственную область": "Переход мысли из опытной области во внечувственную совершается путем продолженного анализа, продолженного синтеза и продолженного обобщения. В этом смысле она составляет естественное продолжение предшествующей фазы развития, не отличающегося он неё по приемам, а следовательно, и процессами мышления" [171, 426].

Точка зрения советской психологии на мышление как на деятельность, выросшую из практической, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И. П. Павлова, согласно которому в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.

Таким образом, выдвигая положение  о рефлекторной природе мышления, советские психологи тем самым  отрицают положения идеалистической  эмпирической психологии, которая подходит к мышлению как к врожденной способности, как к функции, лишь количественно  увеличивающейся в ходе созревания мозга.

Психологическое исследование мышления, его становление и развитие состоят, как отмечает С. Л. Рубинштейн, в раскрытии его закономерностей  как аналитико- синтетической деятельности.

Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических  актов обнаружило их процессуальную структуру. Даже самые элементарные психические процессы человека, такие, как ощущение и восприятие, являются процессами в том смысле, что они  протекают во времени, обладают некоторой  изменчивой динамикой. В каждом акте мышления человека она выражена в  максимальной степени.

Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать  окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи личностно мотивированным.

Суммируя все вышесказанное, следует подчеркнуть, что мышление является деятельностью, опирающейся  на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых  задача осуществляется.

Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу  операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция  неправильных ходов.

Эти положения советской  психологии о структуре мышления являются основой анализа различных  форм патологии мышления.

Нарушения мышления, встречающиеся  в психиатрической практике, носят  разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую  схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психически больных.

Нам представляется возможным  выделить следующие три вида патологии  мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение личностного  компонента мышления.

Особенности мышления каждого  отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в  пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически  измененного мышления больных наблюдаются  более или менее сложные сочетания  разных видов нарушений. Так, например, нарушение процесса обобщения в  одних случаях сочетается с нарушением целенаправленности мышления, в других — с различными подвидами нарушений  его динамики.

Различают следующие виды нарушения мышления:

  • Нарушения динамики мышления.
  • Нарушения операциональной стороны мышления.
  • Нарушения мотивационного компонента мышления.

При нарушениях динамики мышления характерны следующие  проявления

Скачка  идей или ускорение мышления

Нарушение мышления протекает в форме беспрерывного  потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно  скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и умозаключения возникают  спонтанно, они поверхностны и могут  быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть  и потерять голос. Однако, в отличие  от бессвязности мышления, в высказываниях  прослеживается определенный смысл.

При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:

  • быстрые, хаотичные ассоциации;
  • повышенная отвлекаемость, спонтанные ответы;
  • экспрессивная жестикуляция и мимика;
  • осознанность действий, понимание ошибок и способность их исправлять;
  • способность к анализу, осмысленность действий.

Инертность  мышления

Характерные признаки данного нарушения мышления –  замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных мыслей. Человек затрудняется с ответом  на вопрос, задержка речевой реакции  существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые  темы.

Инертность мышления характерна при следующих заболеваниях:

  • эпилепсия и эпилептойдная психопатия;
  • маниакально-депрессивный синдром;
  • апатические и астенические состояния;
  • помрачение сознания легкой степени.

Непоследовательность  суждений

Данное отклонение характеризуется неустойчивостью  суждений. При выполнении ассоциативных  заданий человек может чередовать правильный и ошибочный способы. Наблюдается неустойчивость ассоциаций. В то же время сохраняется способность  к обобщению, усвоению инструкций, анализу.

Подобное нарушение  мышления происходит при таких заболеваниях как:

  • заболевания сосудов головного мозга;
  • травмы головного мозга;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения в период ремиссии.

Откликаемость

Данное нарушение  выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. Больные вплетают в речь предметы окружения, просто называют объекты, попадающие в их поле зрения. Наблюдается колебание умственных достижений. Возможно перенесение свойств предмета на его изображение. Характерна потеря ориентации по времени и месту. Больные не помнят имен, дат и важных событий. Имеет место нарушение или несвязность речи, несуразность поведения.

Откликаемость свойственна людям, страдающим тяжелыми формами сосудистых заболеваний головного мозга.

Соскальзывание

Данное нарушение  мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. В дальнейшем возможно возвращение  к основной теме без исправления  ошибок. Такие проявления отличаются эпизодичным, внезапным характером. Зачастую эти нарушения выявляются при выполнении заданий на ассоциативный  ряд. Наблюдаются случайные сопоставления, ассоциации подменяются созвучиями (например, «палка-галка»).

Соскальзывание, как  правило, наблюдается при шизофрении.

При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения

Снижение  уровня обобщения

Для подобного нарушения  характерно затрудненное обобщение  признаков. Человек не в состоянии  отобрать свойства и признаки, характеризующие  понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.

Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:

  • олигофрения;
  • эпилепсия;
  • энцефалит.

Искажение процесса обобщения

Данное нарушение  мышления проявляется как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. Человек замечает только случайные стороны явления, второстепенные связи между объектами. Для больного отсутствуют культурно принятые обобщения. Объекты могут быть объединены по цвету, материалу или форме, вне зависимости от их назначения и других основных функций.

Подобное нарушение  свойственно при таких заболеваниях как:

  • шизофрения;
  • психопатия.

При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие  проявления.

Разноплановость мышления

Этот вид характеризуется  отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие  признаки. В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах  и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью. Классификация и отбор предметов  или явлений может производиться  на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.

Резонерство

Данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек  пускается в длительные бесконечные  рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями. Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует. Характер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника.

Такая патология  мышления характерна для больных  шизофренией.

Некритичность

Патология, характеризующаяся  поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.

Бред

Данное нарушение  мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные  с информацией, поступившей из окружающего  мира. Соответствие бредового умозаключения  действительности не имеет значения для больного. Человек руководствуется  такими умозаключениями и, таким  образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности. По содержанию бред отличается огромным разнообразием.

Современная медицина описывает несколько групп бредовых состояний, объединенных общей тематикой. Наиболее характерны из них следующие  группы:

  • бред преследования;
  • религиозный бред;
  • бред сутяжничества;
  • бред ревности;
  • бред отравления;
  • бред происхождения;
  • ипохондрический бред и некоторые другие фабулы.

Информация о работе Нарушение мышления