Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:10, реферат
Каждый специалист, работающий со здоровыми и больными людьми, должен приобрести знания и навыки общения с ними, навыки педагога и воспитателя. Особенно важное значение приобретает это положение, если речь идет об общении врача, воспитателя (педагога) с больными или инвалидами. По сути, в этих, целях вполне приемлемо использовать основные принципы медицинской деонтологии и этики
Цели медицины органически включают в себя нравственные оценки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотношений врача и больного, по и потому, что соблюдение деонтологических норм медиками само по себе дает лечебный эффект.
Введение
Понятие медицинской этики и деонтологии, основные этические принципы
Основные направления межличностных взаимоотношений медицинского работника, характеристика деятельности медицинской сестры.
Особенности этики и деонтологии медицинской сестры в детских лечебных учреждениях
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Каждый специалист, работающий
со здоровыми и больными людьми,
должен приобрести знания и навыки общения
с ними, навыки педагога и воспитателя. Особенно важное
значение приобретает это положение, если
речь идет об общении врача, воспитателя
(педагога) с больными или инвалидами.
По сути, в этих, целях вполне приемлемо
использовать основные принципы медицинской
деонтологии и этики
Цели медицины органически включают в
себя нравственные оценки не только потому,
что предполагают этические нормы взаимоотношений
врача и больного, по и потому, что соблюдение
деонтологических норм медиками само
по себе дает лечебный эффект.
Медицинская этика или медицинская деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем,
связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими,
со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между
собой в процессе лечения больного
Медицинская деонтология включает в себя:
1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
4. Проблемы взаимоотношений
с больными и их
Врачебная тайна — медицинское, правовое, социально-
этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому
работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии
здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте
обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни,
полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется
также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях,
предусмотренных законодательством.
Отношение медиков к родственникам больного предполагает
приобщение их к борьбе за выздоровление заболевшего, а также
попытки смягчить переживания близких больному людей в случаях,
когда лечение неэффективно. При этом следует учитывать
психотравмирующий эффект болезни на родственников больного, их
реакцию на неблагоприятный исход заболевания, возможности и
желание сотрудничать с врачами.
По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:
Четыре универсальных этических принципа включают в себя:
Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.
Принцип милосердия гласит: "Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда". Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!
Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.
Принцип справедливости не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.
Принцип полноты оказания
медицинской помощи
Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.
Медицинская этика изучает
и определяет решение различных
проблем межличностных
Отношения "медсестра - пациент"
В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. В соответствии с этими документами, медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад; «Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными».
В условиях лечебного учреждения первый с контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.
Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица). Совершенно неприемлемо обращение «больной», как будто пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент с должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.
При всем этом медсестра постоянно должна помнить, что партнерские отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними устанавливается ток называемая эмпатия, т.е. медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.
Зная особенности переживаний больного, его личности, медсестра тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.
Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не должен вызывать к нему негативного отношения со стороны медицинского персонала.
Обязанность медсестры — быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.
Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу. Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе. способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.
Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный уровень должен соответствовать статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условия.
Значительную роль в
системе взаимоотношений
Характеристика деятельности медицинской сестры
Информация о работе Понятие медицинской этики и деонтологии, основные этические принципы