Понятие медицинской этики и деонтологии, основные этические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:10, реферат

Краткое описание

Каждый специалист, работающий со здоровыми и больными людьми, должен приобрести знания и навыки общения с ними, навыки педагога и воспитателя. Особенно важное значение приобретает это положение, если речь идет об общении врача, воспитателя (педагога) с больными или инвалидами. По сути, в этих, целях вполне приемлемо использовать основные принципы медицинской деонтологии и этики
Цели медицины органически включают в себя нравственные оценки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотношений врача и больного, по и потому, что соблюдение деонтологических норм медиками само по себе дает лечебный эффект.

Содержание

Введение
Понятие медицинской этики и деонтологии, основные этические принципы
Основные направления межличностных взаимоотношений медицинского работника, характеристика деятельности медицинской сестры.
Особенности этики и деонтологии медицинской сестры в детских лечебных учреждениях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат настюше.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо остановиться и на этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении.

Можно различать:

  • начальный,
  • развернутый
  • и конечный этапы.
    • На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание местные обычаи, особенности. Сестра и врач в ходе работы получают представление о поведении больного. Возникает связь между ними и больным. Познают они и отношение больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает больной у врача, сестры. Прежние впечатления, предубеждения, личные воспоминания могут быть спроецированы на нового больного, могут послужить таким образом причиной заблуждений. Очень интересны воспоминания сестры и врача, связанные с той или иной больничной койкой (и, конечно, побывавшими на ней больными). «На этой же кровати лежал». .. — это чувство вызывает впечатление повторяемости. Следы воспоминаний о прежних больных проецируются на вновь поступившего больного, положенного на то же место в палате. В начальный период и больному могут мешать предрассудки, предубеждения, воспоминания, которые он проецирует на лечащий персонал, на врачей и сестер.
    • На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом. Дальнейшая работа уже зависит от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появления страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.
    • На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Не раз приходится слышать: «Больной не хочет выписываться...» Больного в таких случаях мучают сомнения: «Что будет со мной дома?» «Как смогу я выдерживать диету?» «Что будет, если...?» и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской больных из больницы.

Личность сестры, метод ее работы, стиль ее, умение обращаться с больными, владение техникой психологической работы с больными — все это, как и в случае врача, — само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие. Однако приходится считаться и с побочными действиями этого «лекарства», с его иногда вредными воздействиями, с проблемами соответствующей его «дозировки».

Сестре приходится выполнять  и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Прием больного в лечебной учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему необходимых во время его пребывания здесь сведений, выполнение назначений врача, — все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, его послом среди больных является сестра, она-то и «переводит» больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое.

Больной очень многое может узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь требует  от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению на практике этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает больному развиваться. Эта ее работа может быть эффективно только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. Ее взгляды и мнения должны соответствовать тому общему духу, который господствует в отделении. Ошибки ее, недостатки личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.

Все очерченные выше задачи могут быть выполнены сестрой в наше время лишь при постоянном совершенствовании ею своих знаний и навыков. Кроме изучения той области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься и повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности. 

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента

 

Отношения медицинской  сестры с родными и близкими пациента — актуальная деонтологическая проблема. Эти отношения должны строиться, прежде всего, в интересах быстрейшего выздоровления больного. Беседу с родственниками о состоянии больного, о его диагнозе и прогнозе ведет только врач. При этом следует избегать чрезмерной детализации информации о больном. 

Необходимо сохранять  сдержанность, спокойствие и тактичность.

Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

Беседовать только в  пределах своей компетенции (не имеет  право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

Отвечать на вопросы  спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

 

Отношения  «медсестра – врач»

 

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять врачебные  назначения своевременно, четко и  профессионально;

Срочно информировать  врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных  назначений в тактичной форме  выяснить все нюансы с врачом в  отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa"

 

Недопустима грубость и  неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

В сложных ситуациях  должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал"

 

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

Недопустимо делать замечания  в присутствии больных и посетителей.

 

 

 

  1. Особенности этики и деонтологии  медицинской сестры в детских лечебных учреждениях

 

 

 Особенности деонтологии медицинской  сестры педиатрических лечебных учреждений связаны с анатомо-физиологическим  несовершенством организма маленького пациента, вовлечением в лечебный процесс родителей или родственников  ребенка, а также невозможностью в ряде случаев прогнозирования реакций, которые может дать ребенок на лечение.  
В педиатрии взаимоотношения медицинского работника и пациента приобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.

Одно из важнейших  условий для установления взаимопонимания  между пациентом и медработником  – ощущение поддержки. Если больной  ребенок осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять насильно делать что-то неприятное, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Взаимоотношения медицинского работника и больного ребенка  в каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности пациента, от его нозологической принадлежности и от индивидуально-психологических особенностей медработника.

Перечисленные выше модели отношений в системе «медработник-пациент» относятся в большинстве случаев  к общению со взрослыми пациентами, с детьми же медработник должен общаться, смешивая все эти модели, в зависимости от ситуации и от того, как медработник настроит ребенка на общение, используя свой психотерапевтический потенциал.

В системе «медсестра-ребенок» существует важнейшее промежуточное  звено – мать, родители и родственники.

К сожалению, больной малыш часто не может самостоятельно описать свои жалобы, характер и локализацию боли, а также время начала заболевания. В связи с этим педиатр или медицинская сестра, как правило, составляет представление о болезни маленького пациента на основании жалоб, предъявляемых родителями, объективного осмотра ребенка и данных дополнительного обследования.

Таким образом, медицинская  деонтология предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми. Ведь их деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками, в первую очередь с матерью ребенка, с ее восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями.

Индивидуальный подход, нахождение общего языка, выявление и учет конкретных особенностей характера - все это требует от медицинского работника «всего-навсего» трех вещей: желания, умения и времени…

В настоящее время  родители обладают большим запасом  сведений о заболеваниях детского возраста, почерпнутых из специальной, просветительской литературы и средств массовой информации.

В связи с этим, увлечение  модными различными средствами и  методами лечения, рекламируемыми порой  самими медиками, могут создавать  затруднение при контакте медработников  с родителями. Общаясь с медработником, родители больного ребенка нередко ожидают встречи с выдающейся личностью. Порой они испытывают разочарование, встречаясь «всего лишь» с добросовестным тружеником и хорошим профессионалом. И если при этом нарушаются правила деонтологии, то возникает повод для недоразумений. Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов:

1. Контакт устанавливают  в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медсестре, она относится к нему с доверием;

2. Доверие к медработнику  вызывается его поведением, личным  примером, человеческими качествами. Спокойная, внимательная, оптимистичная,  аккуратная медсестра, сохраняющая  здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящая служит примером, внушающим доверие;

3. Убежденное и четкое  изложение сведений о больном  ребенке в доброжелательной и  мягкой форме, свидетельствующее  о высоком профессиональном уровне  медсестры, вызывает доверие к ней лично и к учреждению, которое она представляет;

4. Соблюдение известной  дистанции при условии предельной  доброжелательности облегчает взаимопонимание  в сложных ситуациях;

5. Проявление таких  душевных качеств, как внимание, доброта, ласка, вносит успокоение в сознание матери, ближайших родственников.

6. Твердая воля при  предъявлении матери, как посреднику  в общении с ребенком, определенных  требований облегчает лечебный  процесс, так как родители, порой  теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;

7. Внушение ребенку  и его матери мысли о том,  что они сами заинтересованы  и нуждаются в выполнении врачебных  предписаний, снимает многие деонтологические трудности.

При этом, соблюдение этики в отношении к ребенку не зависит от его возраста. В этом состоит специфика профессии медработника, работающего с детьми - высокий профессионализм, сочетающийся с терпением и любовью к детям. Медицинские работники, контактирующие с детьми, должны быть психологами и педагогами.

Внушенные детям страхи представляют собой еще один из камней преткновения в общении с детьми. Иногда их источник – родители, мать, окружающие ребенка, которые непроизвольно  заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. Разговоры при ребенке об отрицательном опыте взрослых в различных ситуациях, связанных со здоровьем, болевых реакциях помимо воли запечатлеваются в его психике. Нередко медработники «пугают» мать возможными осложнениями, и та, сама в силу своего характера, становится одержимой страхом потери ребенка: считает у него пульс каждые полчаса, вызывает к нему по делу и без дела скорую помощь. В этом случае  у ребенка развивается неадекватная фиксация на своем физическом самочувствии, появляются ипохондрические опасения за свою жизнь, он начинает бояться двигаться, напрягаться, рвутся его контакты со сверстниками, учеба утрачивает интерес, смыслом жизни становятся разнообразные мероприятия по поддержанию здоровья, оберегание себя от каких бы то ни было нагрузок (вплоть до невозможности подняться на один этаж по лестнице).

Поэтому, для квалифицированного оказания медицинской помощи детям  медсестре, работающей с детьми, необходимо иметь не только глубокие теоретические  знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его матери, четко представлять существующие в этой области этические проблемы.

Информация о работе Понятие медицинской этики и деонтологии, основные этические принципы