Правовой статус донорства крови и ее компонентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации 1993г. закрепила за каждым человеком право на жизнь. Традиционно право на жизнь рассматривается в двух аспектах: во-первых, как право человека на гарантированную защиту от любых незаконных посягательств на его жизнь со стороны третьих лиц (государства, его представителей и т.д.); во-вторых, как правомочие на свободное распоряжение своей жизнью. Современные достижения медицины, которые направлены на сохранение и появление жизни, такие как трансплантация, применение вспомогательных репродуктивных технологий, позволяют выделить такую форму реализации этого права как донорство.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глоссарий………………………………………………………..…..4
Специальная часть……………………………………………….....5
Практическая часть………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Правовые аспекты донорства крови и ее компонентов.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

3. Индивидуальные требования к медицинскому обследованию доноров

3.1. Активные доноры крови или ее компонентов обоего пола представляют:

- каждые полгода медицинскую  справку амбулаторно-поликлинического  учреждения по месту жительства  или по месту прикрепления  с указанием перенесенных за  прошедшее полугодие заболеваний;

- один раз в год данные лабораторно-клинического анализа мочи, рентгеноскопического (или флюорографического) обследования органов грудной клетки, электрокардиографии;

- каждые три месяца  справку об отсутствии контакта  по гепатиту А;

- каждые шесть месяцев  справку об отсутствии контакта по гепатитам В и С;

- при каждом обращении  для сдачи крови - справку об  отсутствии контакта по другим  инфекционными заболеваниям.

3.2. Активные доноры-женщины,  ежегодно представляют справку  о гинекологическом статусе на  день выдачи справки (перенесенные заболевания, оперативные вмешательства, роды, отсутствие беременности).

3.3. Доноры плазмы.

3.3.1. При первичном,  до сдачи плазмы, клинико-лабораторном  исследовании крови дополнительно  к определению уровня гемоглобина  в крови и группы крови исследуются следующие ее показатели:

- количество тромбоцитов  и ретикулоцитов;

- содержание общего  белка в сыворотке крови - белковые  фракции сыворотки крови.

3.3.2. При повторных  сдачах плазмы дополнительно  к показателям крови, указанным  в п.3.3.1, определяются скорость оседания эритроцитов (СОЭ), количество лейкоцитов, а после каждых пяти плазмаферезов - белковые фракции сыворотки крови.

3.3.3. При интервале  между сдачей плазмы более  2 месяцев донор обследуется как  при первичном обращении.

3.4. Доноры клеток крови.

Первичное, до сдачи клеток крови, клинико-лабораторное исследование крови проводится по показателям, аналогичным  исследованию крови доноров плазмы (п/п 3.3).

Дополнительно к этому  определяется время свертывания  крови или время кровотечения по Дюке.

3.5. Доноры иммунной  плазмы.

Клинико-лабораторное исследование крови при иммунизации донора проводится аналогично исследованию крови  доноров плазмы (п/п.3.3).

 

Согласно  Федеральному закону РФ от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ доноры крови, биологических       жидкостей, органов и тканей подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию

 Статья 9 Обязательное медицинское освидетельствование

1. Обязательному медицинскому  освидетельствованию подлежат доноры  крови, биологических жидкостей,  органов и тканей.

2. Лица, отказавшиеся  от обязательного медицинского  освидетельствования, не могут  быть донорами крови, биологических  жидкостей, органов и тканей.

3. Работники отдельных  профессий, производств, предприятий,  учреждений и организаций, перечень  которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

Перечень работников, которые должны проходить обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года № 877, и в него включены:

  • врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;
  • врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Перечень конкретных должностей и профессий работников, обязанных проходить обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров определяется руководителем учреждения, предприятия, организации.

4. Правила, в соответствии  с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет.

5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

          Статья 15. Контроль за качеством донорской крови и ее компонентов

Кровь, ее компоненты, выпускаемые  организациями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение  безопасности донорской крови и  ее компонентов, подлежат обязательному  контролю со стороны федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок взаимодействия организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение  безопасности донорской крови и  ее компонентов, и биопредприятий по производству препаратов из донорской  крови определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Ответственность должностных лиц организаций здравоохранения

Должностные лица организаций  здравоохранения несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение  порядка заготовки, переработки, хранения крови, ее компонентов и применения препаратов из донорской крови.

Раздел IV 
Заключительные положения

 

Статья 17. Порядок обмена донорской кровью, ее компонентами и вывоз их за пределы Российской Федерации

Порядок обмена донорской  кровью и ее компонентами с иностранными медицинскими организациями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Вывоз донорской крови и ее компонентов за пределы Российской Федерации допускается в случае оказания экстренной гуманитарной помощи при экстремальных ситуациях по решению Правительства Российской Федерации.

Продажа донорской крови  и ее компонентов в другие государства в целях извлечения прибыли запрещается.

Статья 18. Организация донорства крови и ее компонентов при экстремальных ситуациях

В случаях стихийных  бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях организация донорства крови и ее компонентов осуществляется в установленном порядке под руководством федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование всех мероприятий по организации донорства  крови и ее компонентов в случаях, указанных в части первой настоящей  статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Действие международных договоров

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые устанавливает настоящий  Закон, то применяются правила международного договора.

Практическая  часть

Задача 1

 На следующий день после  кроводачи Донор N не вышел на работу. Последует ли наказание?

Нет, так как согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

Комментарии к  ст 186 ТК РФ В подпункте. "д" п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что не является прогулом использование работником дней отдыха. В случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя.

Заключение

Донорство законодательно закреплено лишь в Федеральном законе от 9 июня 1993 г. “О донорстве крови и ее компонентов”. В его первой статье сказано, что донорство крови и ее компонентов — это свободно выраженный добровольный акт. Однако признание донорства актом, т.е. единичным поступком, умаляет широту и динамичность явления. Донор, передав трансплантат, участвует в ряде сопутствующих действий: медицинском обследовании, страховании на случай заражения, получении лечения (для компенсации утраченного биологического материала) и предоставляемых мер социальной поддержки и т.д.

Можно сказать, что донорство —  это добровольная и сознательная деятельность по отчуждению органов, тканей, биологической жидкости, клеток или по предоставлению всего организма в лечебных целях, основанная на положениях Конституции РФ и принятых в соответствии с ней нормативно-правовых актах, регулирующих складывающиеся при этом отношения, выполняемая под строгим контролем государства и влекущая правовые последствия для ее субъектов. Отметим, что донорство можно рассматривать двояко: и как социальный институт (регулируемый совокупностью правовых норм), и как правомочие человека (распоряжаться своим организмом и его отчуждаемыми частями), т.е. право на донорство.

Донорство, основой которого являются конституционные права и свободы, занимает особое положение в системе  реализации самим донором и третьими лицами этих прав и свобод. Во-первых, право на донорство следует из конституционных прав, которые предусматривают для человека возможность распоряжаться своим организмом и его частями (ст. 22 Конституции РФ). Во-вторых, ряд конституционных прав и свобод направлен на обеспечение защиты физической и нравственной неприкосновенности донора (ст.ст. 20, 21, 22, 23, 24, 41). В-третьих, Конституция РФ содержит права и свободы, которые ограничивают право на распоряжение своим организмом в интересах самого донора (ст.ст. 2, 21, 55). Наконец, в-четвертых, донорство направлено на обеспечение конституционных прав и свобод третьих лиц (например, реципиента), служа спасению жизни и восстановлению здоровья людей. Очевидность социального значения донорства подчеркивает острую нужду общества в его надлежащем правовом регулировании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

 

  1. Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов"

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов  и (или) тканей человека"

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) Раздел VII
  2. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России"
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2005 г. N 246 "Об утверждении форм представления гражданина Российской Федерации к награждению нагрудным знаком "Почетный донор России" и перечня документов, подтверждающих сдачу крови или плазмы крови"
  4. Приказ Минздрава РФ от 14 сентября 2001 г. N 364 "Об утверждении порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов"

 

Дополнительная  литература

 

  1. Письмо Фонда социального страхования РФ от 26 июля 2006 г. N 02-15/07-2407Л Об определении размера пособия по временной нетрудоспособности донорам
  2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. (под ред. проф. В.И. Шкатуллы), 4-е изд., изм. и доп. - "Норма", 2006 г.
  3. Особенности национального управления службой крови (Е.Б. Жибурт, "Менеджер здравоохранения", N 3, март 2007 г.)

Информация о работе Правовой статус донорства крови и ее компонентов