Правовые основы психиатрии в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Объектом работы является нормативно-правовая база при оказании психиатрической помощи.
Цель работы - рассмотреть особенности законодательства РФ при оказании психиатрической помощи гражданам.
Задачи курсовой следующие:
- рассмотреть общую правовую характеристику оказания психиатрической помощи;
- дать оценку нормативно – правовой базе психиатрии РФ;
- проанализировать Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика психиатрической помощи в России 5
1.1. Понятие и сущность психиатрической помощи 5
1.2. Характеристика видов психиатрической помощи 7
Глава 2. Правовые основы психиатрии в Российской Федерации 13
2.1 Нормативно – правовая база психиатрии РФ 13
2.2. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 20
2.3. Контроль за повышением качества медико-социальной помощи лицам, находящимся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре 25
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Soblyudenie_prav_grazhdanina_pri_okazanii_psikh.docx

— 140.45 Кб (Скачать файл)

Краеугольной статьей  в Законе можно считать ст. 38 о «Службе защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах», которая в теории должна являться важным звеном в реализации данного законодательного акта. В функции службы входят мероприятия по защите прав пациентов, определяющиеся сбором жалоб и заявлений пациентов, с переправлением их в органы исполнительной и представительной власти, в прокуратуру, суд или результативным их разрешением силами административного звена учреждения, в котором находится пациент. Предложенная Законом формулировка данной статьи дает не вполне четкое понимание обязанностей этого органа, не говоря уже о том, что воплощение обозначенного предписания в реальности, хотя бы в плане создания такой службы, на данный отрезок времени практически не осуществляется. При этом предполагаемое значение службы в работе психиатрических стационаров рассматривается как весомое19.

Направленность работы контролирующих органов и комиссий будет исходить из степени выполнения на практике законодательных актов. Такой же подход используется в работе инспекционных комиссий в психиатрических клиниках Новосибирской области, в региональных контролирующих организациях. В нашей практике исполнение контроля включает в себя оценку следующих положений: 1) реализация прав пациентов, находящихся на принудительном лечении; 2) организация лечебно-реабилитационного процесса и условий содержания для лиц, находящихся на принудительном лечении; 3) организация работы и профессиональная подготовка персонала, работающего в стационаре принудительного лечения.

Реализация прав пациентов, находящихся на ПЛ в психиатрических  стационарах, регламентируется ст. 5 и ст. 13 Закона. При этом существуют некоторые особенности, связанные с данным контингентом пациентов: поступление и выписка пациентов определяются только судом; госпитализация в стационары осуществляется вне согласия пациентов; назначение лечения не требует согласия пациентов; пациенты ограничены в свободном выходе за территорию больницы; права пациентов ограничены регламентируемой ч. 3 ст. 37 Закона; охрану периметра больницы и самого стационара производит вневедомственная служба; присутствуют серьезные проблемы налаживания комплексных взаимоотношений.

В подобных ограничениях может  скрываться ущемление прав пациентов, что требует поиска определенных механизмов, регулирующих указанные положения20. К ним можно отнести объемное информирование пациентов и их родственников о порядке назначения, изменения и отмены принудительного лечения; доступность получения данной информации пациентами и их представителями через знакомство с определенными законодательными и другими нормативными документами; доступность получения профессиональной юридической консультации; необходимость доведения до пациента информации, касающейся предписанной ему терапии: действие лекарственных препаратов, возможные побочные эффекты терапии, предполагаемая эффективность лечения и динамическое подтверждение этой эффективности на практике; запрет на определенные виды лечения (ч. 4 и ч. 5 ст. 11 Закона); гуманистическая профессиональная направленность деятельности персонала; замена вневедомственной охранной службы собственной службой обеспечения безопасности, которая будет находиться в прямом подчинении у главного врача больницы; вовлечение в работу медицинского учреждения сотрудников службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.

Условия содержания пациентов  в стационаре, который осуществляет функции ПЛ, и принципы организации лечебно-реабилитационного процесса должны соответствовать следующим требованиям: наличие (создание) комфортных условий, ориентируемых на длительное пребывание пациентов в психиатрическом отделении; оптимизация распределения пациентов по палатам, отведение площадей для реабилитационных, социально-просветительных мероприятий; обустройство прогулочного двора; адекватность назначения биологической терапии; использование в том числе лекарственных препаратов последних поколений; охваченность пациентов реабилитационной, коррекционной работой и трудотерапией, которые будут равновесно значимыми с биологическими методами лечения в курации пациентов, находящихся на принудительном лечении; организация преемственной работы с амбулаторными психиатрическими службами.

Выполнение настоящих  требований можно осуществить через  структуризацию лечебно-реабилитационной и медико-социальной работы, планомерно внедряя каждый из следующих условных этапов стационарного ПЛ: диагностически адаптационный; этап интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий; этап стабилизации; этап подготовки к выписке из стационара21. При этом так или иначе упор в работе должен делаться на этапе стабилизации, который включает в себя уже дифференцированный подход к реабилитационным мероприятиям. Это связано в первую очередь с тем, что инициально контингент больных определяется как представляющий общественную опасность, влияние же на данный статус оказывается не только биологическими воздействиями. Именно поэтому данная фаза медико-социального процесса может являться наиболее продолжительной по времени22.

Налаживание органичной работы стационара полностью сопряжено с деятельностью персонала в нем занятого. Особого внимания заслуживают требования, которые должны быть предъявлены к сотрудникам психиатрических стационаров. Перед ними поставлены следующие задачи: предупреждение совершения больными повторных деяний не только в самом стационаре, но и после выписки из него; нацеленность усилий в большей мере должна быть направлена не на нивелировку острой психопатологической симптоматики, которая обычно купируется в ближайшее время после поступления, а на коррекцию дефицитарных расстройств и изменений личности; направленность действий на изменение имеющегося криминально-уголовного паттерна поведения, присущего данному контингенту пациентов; строгий надзор за пациентами без ущемления их прав; социализация и адаптация пациентов как к условиям, организованным в медицинском учреждении, так и к условиям, определяемым социумом после выписки из стационара; разъяснительная работа с родственниками пациентов, вовлечение их в реабилитационный процесс.

Для практического осуществления  этих задач необходимо внести следующие атрибуты в работу стационара: акцентирование деятельности сотрудников на коррекционновоспитательной, психотерапевтической (в том числе индивидуальной) работе с пациентами, с вовлечением их в лечебно-трудовые и культурно-просветительские мероприятия, вырабатывающие у них навыки самореализации и самоуправления23; создание общего гуманистического, психогигиенического климата в стационаре; проведение специальной подготовки персонала не только по клиникодинамическим характеристикам психических расстройств, но и по особенностям проводимого принудительного лечения, законодательной базе ПЛ, с обязательным акцентированием внимания на вопросах этики и деонтологии; проведение нормирования работы персонала в перерасчете на количество пациентов; регулирование численности работающего персонала; обязательное введение в штат сотрудников таких специальностей, как психотерапевт (психолог с функциями коррекционной работы), социальный работник, трудотерапевт, юрист (возможно консультирование на договорной основе); налаживание работы с органами внутренних дел; налаживание работы с муниципальными социальными службами, службами занятости.

Последний пункт является важным звеном не только на завершающем  этапе медико-социальной работы, он способствует целостной оптимизации реабилитационного процесса, способствует наименее безболезненному возвращению пациента в социум, восстановлению им утраченных за длительное время нахождения на принудительном лечении контактов. Преемственное взаимодействие с социальными службами становится особенно актуальным при отсутствии у пациента родственных связей.

Таким образом, нами предложен  подход, базирующийся на медико-правовых аспектах, который может быть использован в проведении контроля качества оказания медико-социальной помощи лицам, находящимся на стационарном принудительном лечении. Данный подход не является принципиально новым, но нами он рассматривается как актуально соответствующий сегодняшним реалиям, позволяя обратить внимание специалистов на ряд упускаемых из внимания важных прикладных компонентов, осуществлять превенцию некоторых конфликтных ситуациях в судебно-психиатрической деятельности и привести эту деятельность в регулируемое соответствие. В нашей работе обозначенный метод контролирования продемонстрировал свою результативность, а также нашел понимание со стороны специалистов, принимающих участие в ПЛ, пациентов и их родственников. В статье осознанно опущены вопросы, касающиеся ведения медицинской нормативной документации, регламентируемой в работе психиатрического стационара - акцент сделан на практической деятельности учреждений. Контролирование учреждений, проводимое по вышеописанным положениям, должно воплощаться в действительность не только путем взаимодействия с администрацией и сотрудниками стационара, надлежит осуществлять прямой контакт с пациентами, находящимися на принудительном лечении, их родными и близкими, а также с органами, оказывающими содействие в реализации и медико-социальной помощи, реабилитационной и правовой поддержке. Нынешний день в большей мере позволяет говорить не столько о контроле над повышением качества оказания медико-социальной помощи лицам, находящимся на принудительном лечении в психиатрических стационарах, сколько о контроле выполнения законодательных и других нормативных актов. Путем оптимизированного и адекватного их внедрения в практическую деятельность стационарной психиатрической службы можно добиться и реализации прав пациентов в области оказания им специализированной помощи, а также целенаправленно работать над повышением ее качественных показателей. При исполнении же правовых предписаний необходимо придерживаться не только юридических положений, но и профессиональных, нравственных основ и творческих индивидуальных подходов, исходящих от административного звена и сотрудников психиатрических стационаров, которые могут способствовать оценке высокого уровня качественных показателей помощи учреждений.

 

Заключение

 

Психиатрическая помощь является особым видом оказания медицинской  помощи. Поскольку данная сфера деятельности являет собой определенный порядок  и условия ее выполнения, она регламентируется индивидуальными законодательными актами – Гражданским законом РФ, Кодексом об Административных правонарушениях РФ, , основным законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другие.

Основополагающий закон об оказании психиатрической помощи представлен в шести разделах, каждый из которых имеет развернутый ответ на отдельный вопрос, возникающий в ходе осуществления детальности в сфере психиатрической помощи. Разделы данного нормативного правового акта регулируют не только основные функции психиатрической помощи, но и принципы организационного и экономического направления, при оказании такой помощи. Исполнение закона об оказании психиатрической помощи, как и многих других специализированных законов, строго контролируется органами государственной власти, в случае нарушения норм и принципов этого акта, наступает ответственность дисциплинарного, административного или уголовного характера.

Общие положения первого  раздела закона определяют основное понятие термина психологической  помощи и его основные принципы, а также все основные термины, которые используются в законодательном  акте, права лиц, страдающих психологическими расстройствами, регламентирует законодательство в этой сфере и степени его  применения. В статьях раздела  зафиксированы основные функции, а  также условия оказания психологической  помощи.

Раздел 2 закона об оказании психиатрической помощи необходим  для обеспечения помощи психологического характера и социальной поддержки  лиц, которые страдают психиатрическими расстройствами. Так, статья 16 настоящего закона определяет виды психологической помощи, которые гарантируются государством, а также виды социальной поддержки. Кроме того, статья 17 раздела определяет порядок финансирования психологической помощи, оказываемой государством.

Виды учреждений, а также  лиц, имеющих право оказывать  психиатрическую помощь, их права  и обязанности закреплены в разделе 3 закона об оказании психиатрической  помощи. Права и обязанности лиц, оказывающих психиатрическую помощь, закреплены в статьях 19-20 закона, гарантии медицинским и другим работникам в этой сфере зафиксированы в  статье 22.

Порядок оказания психиатрической  помощи, а также подробное описание ее видов трактует раздел 4 закона. Порядок  прохождения психиатрического освидетельствования, в том числе без согласия лица, и включая порядок подачи заявления  на проведение подобного освидетельствования, регламентируют статьи 23-25 закона об оказании психиатрической помощи. Остальными статьями данного раздела регулируется порядок амбулаторной психиатрической  помощи и диспансерного наблюдения, порядок обращения в суд с  заявлениями о госпитализации в  недобровольном порядке, основания  для госпитализации в стационар, в том числе несовершеннолетнего  и в недобровольном порядке, права  пациентов, которые находятся на лечении, обязанности медперсонала и администрации, и другое.

Прокурорский надзор и  контроль органов государственной  власти, который осуществляется в  сфере оказания психологической  помощи, и кроме того, порядок  действий при обжаловании действий при оказании психиатрической помощи, регламентируются пятым и шестым разделами закона.

 

Список использованной литературы

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)
  3. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.10.2013)
  5. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об опеке и попечительстве" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)»
  6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.09.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) 
  8. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 02.07.2013) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
  9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей" 
  10. Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 г. №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О  психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»)
  11. Приказ Минздрава РФ №133, МВД РФ №269 от 30.04.1997 г. «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» 
  12. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 г. №438 «О психотерапевтической помощи»
  13. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.04.2010 г. №225ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации»
  14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» 
  15. Всеобщая декларация прав человека. // Международная защита прав и свобод человека. – М, 2010.
  16. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть – М., 2009.
  17. Дмитриев А. С., Котов В. П., Мальцева М. М. Этапы стационарного принудительного лечения и типология больных // Руководство по судебной психиатрии / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостаковича, А. А. Ткаченко. - М. : Медицина, 2009. - С. 473 - 479.
  18. Долженко В. Д., Колосовский В. М., Шалабодова С. Ю. Опыт проведения психосоциальной реабилитации при принудительном лечении в отделении специализированного типа // Рос. психиатр. журн. - 2011. - № 6. - С. 11—14
  19. Защита прав пациентов психиатрических стационаров (научно-практическое пособие) / под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. А. Тихоненко. - М. : ГНЦССП им. В. П. Сербского, 2009. - 148 с.
  20. Каннабих Ю.В. История психиатрии: Репринтное издание. — М.: ЦРТ МГП ВОС, 1994.
  21. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии / под общ. ред. Т. Б. Дмитриевой. - М. : «Спарк», 2010. - 363 с.
  22. Кондратьев Ф. В., Шостакович Б. В. Этика и деонтология в судебной психиатрии // Руководство по судебной психиатрии / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостаковича, А. А. Ткаченко. - М. : Медицина, 2011. - С. 81—88.
  23. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. – М: БЕК, 2011.
  24. Медицинская этика и деонтология / Под ред. Г.В. Морозова, Г.И. Ца-регородцева. — М.: Медицина, 1983. — 270 с.
  25. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве – М.,2010.
  26. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. С.В. Бородина, В.П. Котова. — М.: Республика, 1994. — 242 с.
  27. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан РФ. (под ред. проф. Ю. Д. Сергеева) – М: Претор, 2012.
  28. Справочник по психиатрии. — 2-е изд. / Под ред. А.В. Снежневс-кого. — М.: Медицина, 1985. — 416 с.
  29. Этика практической психиатрии: Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. — М: Право и Закон, 1996. — 192 с.
  30. Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. — М.: Мед-гиз, 1951. — 479 с.

Информация о работе Правовые основы психиатрии в Российской Федерации