Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:35, контрольная работа
Выписывание, получение лекарственных средств из аптеки производит старшая медицинская сестра отделения в соответствии с потребностью отделения по заявкам палатных медицинских сестер. Требования на получение лекарственных средств из аптеки выписываются в трёх экземплярах, которые заверяются заведующим отделения и направляются в аптеку. На ядовитые, наркотические, сильнодействующие, спирт этиловый–4 экземпляра. В требовании-накладной указывается №, дата составления, отправитель - получатель, наименование лекарственного средства, дозировка, форма, количество. Требования подписываются главным врачом и заверяются печатью лечебного учреждения.
4. Побочные действия лекарственных средств. Профилактика.
Лекарственная терапия имеет ряд серьезных рисков, в терапевтических дозах лекарственные вещества помимо основного могут оказывать и побочное действие. Различают побочные эффекты неаллергической и аллергической природы. Неаллергические побочные эффекты специфичны для каждого вещества, усиливаются при увеличении дозы, устраняются специфическими антагонистами. Аллергические реакции неспецифичны (т.е. сходны для разных веществ), не зависят от доз, не устраняются специфическими антагонистами, но устраняются противоаллергическими средствами. По тяжести течения аллергические реакции делятся на:
а) лёгкие (кожный зуд, сыпи типа крапивница);
б) средней тяжести (отёк квинки, сывороточная болезнь);
в) тяжёлые (анафилактический шок).
Профилактика.
К каждому лекарственному средству должна прилагаться анатация, которая включает- состав, показания, противопоказания, побочный эффект, меры предосторожности, взаимодействие с другими препаратами, дозы и применение . С целью профилактики побочного действия лекарственного средства медсестра должна:
-ознакомится с анатацией
-знать побочный эффект данного препарата
-четко соблюдать дозировку препарата
-кратность применения
-правильно хранить
Что является важным фактором для того или иного лекарственного препарата (температура, влажность, освещенность и т.д.).
5.Парентеральное введение лекарственных препаратов. Постинъекционные осложнения. Профилактика.
Качественная лекарственная
Парентеральное введение лекарственных средств (минуя пищеварительный тракт) осуществляется посредством инъекций: внутрикожной, внутримышечной, внутривенной, внутриартериальной, в брюшную, плевральную полости, в сердце, в спинномозговой канал, в болезненный очаг, в костный мозг.
Преимуществами парентерального пути введения являются: быстрота действий, точность дозировки, поступления лекарственного средства в кровь в неизменном виде.
Недостатками введения является: обязательное участие обученного медицинского персонала, соблюдение асептики и антисептики, затруднение или невозможность введения лекарственного препарата при кровоточивости, повреждения кожи в месте инъекции.
Основные виды осложнений, связанных с парентеральным введением лекарств:
-внутрибольничное
-травматические поражения (гематомы, повреждение нервных волокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза и т.д ).
-химические повреждения лекарственными веществами (флебит, вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку, атрофия, кальциноз тканей и т.д).
- осложнения правильно
введенных лекарственных
-осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное вещество, превышение дозы, или скорость введения, или объем введенной жидкости, препарат введен через артерию или мимо сосуда и т.д). Причиной этому служит нарушение асептики; использование нестерильных шприцев, недостаточная обработка рук медицинской сестры, а также
нарушение техники введения лекарственных средств, незнание аллергического анамнеза. Особое внимание нужно обратить на инъекции растворов анальгина, эуфилина, кордиамина, кокарбаксилазы, камфары, дибазола, папаверина, витамина В6, но-шпы и особенно 25 % раствора сернокислой магнезии. Если же нарушены правила асептики при введении лекарственного средства. То уже впервые сутки отмечаются признаки воспалительного инфильтрата. Появляется болезненное уплотнение в месте инъекции, покраснение кожи, местная темная реакция. О возникновении осложнений нужно срочно сообщить врачу. Врач может назначить согревающие компрессы, УВЧ.
Если помощь не оказана, может развиться абсцесс - гнойное расплавление тканей. Отмечается общая температура, сильная боль постоянного характера, выраженная гиперемия, флюктуация. Необходимо вызвать врача-хирурга, так как лечение этого осложнения только хирургическое.
Профилактика:
10. Нельзя вводить холодные растворы. Масляные растворы
подогревают до 37-380С
11. После инъекции рекомендуется
применить тепло для улучшения
всасывания лекарства.
12. Гипертонические растворы (анальгин, сернокислая магнезия)
следует разводить новокаином или физ. раствором для быстрого
всасывания.
13. Строго соблюдать санитарно противоэпидемический режим.
Чаще всего постинъекционные абсцессы локализуются в области ягодицы, преимущественно у женщин, особенно имеющих избыточный вес. Иногда вводят лекарства в поясничную область, область тазобедренного сустава, что недопустимо. Об аллергических реакциях (крапивница, острый насморк, острый конъюнктивит, отёк Квинке) следует немедленно сообщить врачу.
Самой грозной формой аллергической реакции является анафилактический шок. Он может возникнуть при введении антибиотиков. Вакцин, различных белковых препаратов и других лекарственных средств. Поэтому нужно строго учитывать в анамнезе любые ранее выявленные аллергические реакции.
6. Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно – количественному учёту в ЛПУ.
– рецептурные составы с псевдоэфедрина гидрохлорида.
– рецептурные прописи с фенилпропаноламином и т.
Учёт вышеуказанных лекарственных средств ведётся в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной, подписанной руководителем и скреплённой печатью ЛПУ. Форма книги утверждена приложением 5 приказа МЗ РФ № 330-97 года.
7. Правила хранения, учёта, использования наркотических средств. Перечень нормативных документов.
Получаемые ЛПУ из аптек лекарства, содержащие наркотические лекарственные средства, должны иметь точное и ясное обозначение на сигнатуре или этикетке «внутреннее», «наружное», «для инъекций», «глазные капли», и т.д., а также номер аптеки, изготовившей лекарство, наименование отделения, состав лекарства, соответствующего прописи, указанной в требовании, дату изготовления и подпись лица, изготовившего, проверившего и отпустившего лекарство из аптеки. При отсутствии на упаковке лекарства перечисленных обозначений, хранение и применение лекарства в ЛПУ не разрешается. Расфасовка, рассыпка, развеска, переливание и перекладывание в тару отделений, а также замена этикеток категорически запрещается.
Наркотические лекарственные средства хранят в помещении, оборудованном входной металлической дверью. Входная дверь имеет не менее 2 запирающихся устройств. Наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу(стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому. В целях сохранности наркотических средств и психотропных веществ помещение подлежат охране подразделениями вневедомственной охраны. После окончания рабочего дня сейфы и помещения опечатываются и сдаются под охрану. Не подлежат сдаче под охрану помещения, имеющие круглосуточный режим работы. На внутренней стороне дверок шкафа (сейфа) помещают перечень наркотических средств с указанием высших разовых и суточных доз, а также таблицы противоядий. Запасы наркотических средств не должны превышать 3-х дневной потребности.
Лекарственные средства для парентерального применения, внутреннего употребления и для наружного применения должны храниться раздельно на отдельных полках.
Для оказания экстренной помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям разрешают создавать в приёмных отделениях стационаров 5-дневный резерв наркотических средств. Указанный резерв может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара.
Применение наркотических средств по назначению врача проводит процедурная или палатная медицинская сестра в присутствии врача. В истории болезни и листе назначений обязательно и журнале учёта отмечают дату и время инъекции, ставят подписи врач и медсестра, делавшая инъекцию. Выдача больным лекарств, содержащих наркотические лекарственные средства, должна производится только отдельно от прочих лекарств. Лекарственные наркотические средства подлежат предметно-количественному учёту в журналах, которые должны быть прошнурованы, пронумерованы, подписаны заместителем главного врача по лечебной части и скреплены печатью лечебного учреждения. Ключи от железных шкафов или сейфа хранятся только у лиц, ответственных за хранение и расход наркотических средств, назначенных приказом по лечебно-профилактическому учреждению и имеющих допуск для работы с наркотическими средствами. В местах хранения препаратов и на постах медицинских сестёр должны быть размещены таблицы высших разовых и суточных доз наркотических средств, а также таблицы противоядий. В каждом ЛПУ создается постоянно действующая комиссия, назначенная приказом руководителя учреждения, которая не реже 1 раза в месяц проводит проверку целесообразности назначения лечащими врачами наркотических средств, состояния хранения, учёта и расходования наркотических препаратов. Руководители ЛПУ несут полную ответственность за рациональное применение, хранение, учёт и сохранность наркотических средств. За нарушение правил хранения и хищение ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств.
Нормативные документы:
Постановление правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в российской федерации».
Постановление правительства РФ от 4.11.2006 № 644 «порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 23.01.09 № 25-1/10/2-300
Приказ Минздравсоцразвития от 12.02.2007 № 110
Приказ Минздрава РФ от 12.11.!997 № 330 « О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использование наркотических средств и психотропных веществ».
Приказ МЗ РФ от28.03.2003 № 127 Об утверждении инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки 2 и 3 перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ».
8. Алгоритм действия медицинской сестры в обращении с лекарственными средствами.
- вымыть тщательно руки;
- внимательно прочитать надпись на флаконе, пакете;
- проверить сроки годности;
- проверить назначенную дозу;
- пациент принимает лекарства
в присутствии медицинской
2. При выполнении инъекции:
- вымыть тщательно руки;
- проверить надпись на флаконе, ампуле;
- проверить сроки годности;
-поставить дату вскрытия на стерильном флаконе;
- соблюдать правила асептики, одеть перчатки.
3. Хранить лекарства только в упаковке, отпущенной из аптеки;
- не переливать растворы
в другую посуду;
- не перекладывать таблетки, порошки в другие пакеты;
- не писать самой этикеток
и не делать своих надписей
на упаковках лекарств;
- хранить лекарства на отдельных полках (стерильные, внутренние, наружные, группы «А»).
4. При подозрении у пациента анафилактического шока срочно:
- вызвать врача через дежурный персонал;
- уложить пациента и
приподнять нижние конечности;
Информация о работе Применение лекарственных средств в практике сестринского дела