Развитие здравоохранения в 90-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 08:17, реферат

Краткое описание

В 1991г. 28 июня был принят Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (обязательное медицинское страхование – ОМС). Основными целями закона были социальная защита и гарантированный равный доступ к медицинской помощи. Этот вариант закона предполагал достижение целей путем привлечения дополнительного, не зависящего от бюджета источника финансирования, и изменении схемы финансирования здравоохранения. ОМС пришел на смену советского Нового Хозяйственного Механизма (далее НХМ).

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы здравоохранения России.docx

— 1.28 Мб (Скачать файл)

- Федеральный и территориальные фонды ОМС.

- Страховые выплаты по ДМС.

- Добровольные взносы предприятий и организаций.

- Выплаты населения (оплата медицинских услуг через кассы ЛПУ всех форм собственности, приобретение медикаментов, расходных материалов в аптеках, приобретение различного рода протезов, приспособлений и расходных материалов к ним в магазинах медтехники, очков в магазинах оптики и т.д., наконец, плата за медицинские услуги «из рук в руки»). 

     Всего на здравоохранение России расходуется 5,4% ВВП (данные 2007 г.).

 Мы специально  ее выделили как реликт советского  здравоохранения, который намного эффективнее, чем здравоохранение акул капитализма, куда так стремится Россия. В таблице №1 приведены данные ВОЗ о расходах на здравоохранение в России и зарубежных странах.

     В этой таблице особое место занимает Куба. На Кубе практически нет частного здравоохранения, нет никакого ОМС. В то же время, продолжительность жизни на Кубе является одной из самых высоких в мире — 76 лет (в России — 67,65 лет), а уровень младенческой смертности в 2007 г. был фантастически низкий: 4,7 на 1000 родившихся живыми (в России — 9,4). В мировом рейтинге здравоохранения Куба занимает 34-е место (Россия делит 130 и 131 место вместе с Гондурасом). В то же время, доля государственных затрат в ВВП на здравоохранение на Кубе почти в три раза выше, чем в России, а абсолютные расходы государства из расчета на душу населения — в 1,7 раза. К сожалению, ВОЗ не дала данных по Кубе о ВВП на душу населения, но в Евангелии от Марка сказано, что «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». На Кубе показатели ВВП и ВНД различаются незначительно, а в России ВНД составляет 61,5% от ВВП на душу населения.

 
 

     Значительная часть получаемых в стране доходов вывозится из нее иностранными компаниями или гражданами, в том числе российскими. Куба практически все произведенное, кроме гаванских сигар и сахарного тростника, потребляет у себя дома.

     В рейтинге Всемирного банка Куба отнесена к странам со средним уровнем валового национального дохода на душу населения, куда попала и Россия. В этой категории последней страной является Фиджи (112-е место) с уровнем дохода на душу населения 3930 долларов. У России ВНД на душу населения составляет 9620 долларов (75-е место). Если верить Всемирному банку, то национальный доход на душу населения в России максимум в 2,5 раза выше, чем на Кубе, а минимум — одинаков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.0 Концепция развития  здравоохранения  России до 2020 года.

     Концепция была разработана Минздравсоцразвития еще в 2008 г. и передана на широкое обсуждение общественности. Затем, в конце 2008 г., она была отдана в Правительство на утверждение, где она до сих пор не утверждена. Поэтому ниже рассматривается только ее проект. 

     Цели, задачи и основные направления развития здравоохранения, сформулированные в Концепции:

- Прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн человек к 2020 году.

- Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет (в 2007 г. — 67,67).

- Снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году).

- Снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.).

- Снижение показателя материнской смертности на 100 000родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.).

- Формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения.

- Повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации. 

     Вполне  конкретные цели, хотя в их достижении должны участвовать не только здравоохранение, но и другие структуры, которые вместе с этой отраслью составляют систему охраны здоровья населения.

     Концепция предусматривает значительный рост финансирования Программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи (с учетом умеренной годовой инфляции — 5% и менее) более чем в 2 раза. 
 
 

     Правовое  обеспечение Концепции предусматривает  принятие следующих законов: 

- Закон «О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи»

     Закон должен регулировать порядок, условия  и стандарт объема предоставления гражданам  бесплатной медицинской помощи, порядок  финансового обеспечения предоставляемой  медицинской помощи с учетом потребности  граждан Российской Федерации в  медицинской помощи, а также с  учетом принимаемых стандартов медицинской помощи. Указанный федеральный закон также должен содержать порядок разработки и принятия медико-экономических стандартов, критерии качества предоставляемых медицинских услуг, порядок контроля и порядок проведения медикоэкономической экспертизы качества оказанной медицинской помощи. 

- Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ»

     Проект  этого закона опубликован 25 мая 2010 г. и принят в первом чтении в июле 2910который, в свете того, что было уже наворочено в системе ОМС  за двадцать лет ее существования, требует  внимательного рассмотрения.

В преамбуле пояснительной записки к проекту закона говорится: «Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (принят 28 июня 1991 года № 1499-1) не соответствует современным требованиям к организации обязательного государственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи».

И далее: «Не  были созданы условия, при которых  центральным элементом системы обязательного медицинского страхования является застрахованный гражданин. Закрепление права выбора страховой медицинской организации одновременно за страхователем и гражданином привело к фактическому устранению граждан от участия в выборе страховой медицинской организации. Отсутствие требований об оплате медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования по полному тарифу не дает возможность обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации, вне зависимости от формы собственности».

     Новый проект закона об ОМС отменяет в части ОМС действие закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 1991 г. Основными достоинствами проекта являются:

  1. Определен правовой статус всех субъектов обязательного медицинского страхования и механизм их взаимодействия — застрахованные лица, страхователи, страховщик, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские организации.
  2. Единственным страховщиком становится Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который передает отдельные свои полномочия страховщика территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) и страховым медицинским организациям (СМО).
  3. Застрахованное лицо (а им может быть не только гражданин России, но и иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории РФ) будет обладать правом выбора медицинской организации и врача, правом на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования, правом выбора СМО и замены выбранной СМО на иную, при этом СМО не вправе отказать ему в таком выборе. Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации.
  4. Законопроект предусматривает право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией по организации и предоставлению медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; право на возмещение от медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением медицинской организацией обязанностей по организации и предоставлению медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с федеральным законом об обязательном страховании пациентов.
  5. Законопроект предусматривает участие в заявительном порядке в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно- правовых форм и имеющих имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Таким медицинским организациям не будет требоваться решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об их участии в системе обязательного медицинского страхования.
  6. Тарифы на оплату медицинской помощи включают все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.
  7. Тарифы устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и страховых медицинских организаций.
 

Основные  недостатки законопроекта:

  1. Он законодательно закрепляет существующую систему ОМС.
  2. Законопроект никак не гарантирует полное возмещение затрат на медицинские услуги, оказываемые по государственной программе бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС.
  3. Законопроект сохраняет институт платных медицинских услуг, которые не попадают в программу государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи, в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС.
  4. Страхователи (работодатели, органы исполнительной власти) никак не заинтересованы в сохранении здоровья своих работников. Никаких компенсаций со стороны страховщика за заботу работодателями о здоровье своих работников в проекте закона не предусмотрено.

   В Концепции  предусматривается принятие Закона «О защите прав пациента», что абсолютно  правильно. Кроме того, предполагается принять Закон «Об обязательном страховании профессиональной ответственности  медицинских работников», что тоже необходимо. 
 

   Задачами  реализации целей Концепции являются:

- создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;

- переход на современную систему организации медицинской помощи;

- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

- создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

- улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

информатизация  здравоохранения.

     Подводя итог, можно сказать, что Концепция  не предусматривает смены парадигмы  системы российского здравоохранения  и не разрешает сложившийся за последние двадцать лет антагонизм между этой системой и нравственными, этическими и материальными интересами большинства населения страны, хотя некоторые положительные сдвиги в сторону реальных реформ в ней просматриваются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература:

  1. Статистические ежегодники “Народное хозяйство РСФСР”. ЦСУ РСФСР, Госкомстат РСФСР. Москва.
  2. “Российский статистический ежегодник. Официальное издание”. Госкомстат России. Москва.
  3. Статистические сборники “Здравоохранение в Российской Федерации”. Госкомстат России. Москва, 1993, 2002.
  4. Статистические сборники “Демографический ежегодник России”. Госкомстат России. Москва.
  5. Государственный доклад “О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 г.”. Министерство здравоохранения РФ, Российская Академия медицинских наук и Госкомитет по санэпиднадзору РФ. Москва, 1993.
  6. «Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1999 г.». Министерство здравоохранения РФ и Российская Академия медицинских наук. Москва, 2000.
  7. Ольховский  А, Тихонов С, «Здравоохранение России»
  8. http://stomfak.ru

Информация о работе Развитие здравоохранения в 90-х годах