Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:44, доклад
Возникающие неврологические нарушения в раннем постнатальном периоде, характеризующиеся как перенатальная энцефалопатия , или тяжелое поражение
мозга, сразу после рождения требуют включение ребенка в активный процесс лечения, который проводится в стационаре или в поликлинике. Этот первый этап лечения в остром
периоде (от рождения до 1 мес.) особенно значителен, так как при отсутствии должного лечения в этом периоде у больного формируются патологические позотонические установки и движения. Все медицинские мероприятия в этом периоде проводятся, как правило, в стационаре в отделении интенсивной терапии или неврологическом отделении.
Ранняя диагностика и прогноз ДЦП. Возникающие неврологические нарушения в раннем постнатальном периоде, характеризующиеся как перенатальная энцефалопатия , или тяжелое поражение
мозга, сразу после рождения требуют включение ребенка в активный процесс лечения, который проводится в стационаре или в поликлинике. Этот первый этап лечения в остром
периоде (от рождения до 1 мес.) особенно значителен, так как при отсутствии должного лечения в этом периоде у больного формируются патологические позотонические установки и движения. Все медицинские мероприятия в этом периоде проводятся, как правило, в стационаре в отделении интенсивной терапии или неврологическом отделении.
По окончании острого периода наступает резидуалъный период, который делится на 3 этапа:
ранний резидуальный (от 2 мес. до 12—18 мес);
характеризуется острыми нарушениями гемо- и ликвородинамики, возникающими
в процессе родов. Это вызывает у ребенка значительные нарушения регуляции мышечного тонуса по типу экстензорной ригидности. Кроме того, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушения мышечного тонуса, но и наличие стойких позотонических (детских рефлексов), задержка в развитии движений, наличие атипичных движений. В большинстве случаев наблюдается задержка психического и речевого развития.
промежуточный резидуальный (с 12—18 мес. до 4-6 лет)
характеризуется наряду с задержкой и неправильным развитием рефлексов
патологическим изменением тонуса, силы, локомоций. Этот этап является непродолжительным при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии и характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается
и даже может нарастать. Установочные рефлексы не формируются или формируются лишь их элементы. Произвольная моторика резко задерживается в своем развитии. Кроме того, у ребенка нарастают патологические синергии, формируются патологические двигательные стереотипы.
поздний резидуальный (с 4—6 лет до 16 лет). Условно называют конечной стадией заболевания. Он характеризуется окончательным развитием патологического двигательного стереотипа, организацией контрактур и деформацией на основе неврологических синдромов, которые развиваются в течении
первых стадий заболевания.
Внутри этого этапа К.А. Семенова (1979) выделяет
две подстадии: конечная стадия первой
степени характеризуется патологическими
двигательными стереотипами, позволяющим
ребенку самостоятельно или с поддержкой
передвигаться, овладевать письмом, элементами
самообслуживания. Речь ребенка может
развиваться нормально или имеются негрубые
речевые нарушения; конечная стадия второй
степени может наступить очень рано, в
первые месяцы жизни ребенка. У ребенка
быстро нарастают массивные, множественные
артрогенные контрактуры, тяжелые деформации.
Как правило, у детей наблюдается выраженное
интеллектуальное и речевое недоразвитие.
Установление раннего диагноза ДЦП очень
важно для эффективности последующего
его лечения. Такая диагностика достаточно
сложна, чему, к сожалению, способствует
и то, что такой диагностике не придают
достаточного значения. Обычно предположение
о наличии ДЦП подтверждается во второй
половине первого года жизни, когда нарушения
движения становятся заметны. В то же время
показано, что при обследовании детей
в возрасте 1, 6, 8, 12 месяцев группы высокого
риска с использованием показателей сенсомоторики
по соответствующей шкале к 6 месяцам можно
получить высокоинформативные данные
о возможном ходе дальнейшего развития
ДЦП. Анализ индивидуальных показателей
отклонений показал, что если к 8 месяцам
имеется три и более измененных показателя
развития, то возможность развития ДЦП
велика. Даже у детей с относительно легкими
проявлениями двигательных нарушений
отмечается в первые годы жизни задержка
психического и речевого развития. У части
детей с ДЦП отмечаются сильное снижение
активности, отсутствие мотивации к действию
и общению с окружающими, нарушение развития
познавательной деятельности, эмоционально-волевые
расстройства, имеются и определенныенарушения
внимания: низкая активность, инертность,
трудность привлечения к целенаправленной
деятельности, высокая отвлекаемость
и т. д. Повреждение еще незрелых мозговых
структур существенно влияет на дальнейшее
развитие познавательных процессов и
личности детей с ДЦП. Известно, что погибшие
нервные клетки не способны к восстановлению,
но необычайная функциональная пластичность
нервной ткани ребенка способствует развитию
компенсаторных возможностей. Поэтому
своевременно начатая коррекционная работа
с больными детьми имеет важное значение
в преодолении нарушений речи, зрительно-пространственных
функций, личностного развития. Многолетний
опыт отечественных и зарубежных специалистов,
работающих с детьми с церебральным параличом,
показал, что чем ранее начата медико-психолого-