Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:36, реферат
Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза. Но в нашей жизни часто приходится вести неподвижный образ жизни, много нервничать, переживать, также часто нарушать режим питания.
Департамент образования Администрации Владимирской области
ГБОУ СПО Владимирский Строительный колледж
Реферат по теме: «Сколиоз»
Выполнила: студентка группы Б-110
Максимова С.М.
Проверил: преподаватель физической культуры
Мулёв А.И.
Владимир 2012 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Сколиоз - это заболевание опорно-двигательного аппарата…….. 3
Введение
Глава 1. Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата
Сколиоз (scoliosis; греч. skoliosis искривление) - это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам или проще говоря боковое искривление позвоночника.
Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и поворот вокруг вертикальной оси. Поворот способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.
Сколиозом называют искривление
позвоночника во фронтальной плоскости.
Сколиоз считается
При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения не только функций опорно-двигательного аппарата, но и возникновение и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обусловлено процессом патологического искривления позвоночника.
Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено. У детей школьного возраста эта болезнь занимает одно из первых мест среди других деформаций костей скелета. Причем, девочки болеют в 4-5 раз чаще, чем мальчики. Почему чаще болеют девочки? Дело в том, что женский организм владеет значительно меньшей мускульной силой, что предопределенно рядом генетических причин. Когда девочки интенсивно растут, то мускульная система "не успевает" за ростом костей скелета. Потому и формируется неправильное строение скелета. Впоследствии этот процесс становится необратимым - развивается сколиоз.
Причины возникновения сколиозов у школьников - это чрезвычайно актуальная проблема, которая имеет социальный корень и нуждается в немедленном решении. Правильный подбор парт, проведения уроков физкультуры отдельно для мальчиков и девочек, индивидуальные комплексы физических упражнений для каждого ребенка, а не для "среднестатистического школьника". Это неполный перечень факторов, которые способствовали бы предотвращению возникновения сколиоза среди детей.
Из разных разделений сколиозов согласно этиологии и патогенезу этого недуга самое большое распространение получила классификация Кобба, в соответствии с которой они делятся на пять главных категорий.
1) Произошли на основе миопатического уровня. Страдания заключаются в заболевании неполного развития связочного аппарата и мышечной ткани. К этой категории также могут быть приурочены рахитические сколиозы, которые образуются в ходе дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани.
2) Произошли на основе нейрогенного уровня: в результате полиомиелита, сирингомиелии, неврофиброматоза, а также спастического паралича. Сюда же можно отнести и сколиозы на основе радикулита, люмбоишиальгии и вызванные дегенеративными переменами в межпозвонковых дисках, часто влекущие за собой стеснение корешков и клинически корешковый гетеро- или гомоплегический синдром. Нейрогенные сколиозы. Возникают после разных неврологических заболеваний (полиомиелит, другие инфекционные болезни). Причиной нейрогенного сколиоза может быть родильная травма. Такой вид этого заболевания плохо поддается лечению и быстро прогрессирует.
3) Образовываются в ходе патологии формирования ребер и позвонков. В эту же категорию входят все унаследованные сколиозы, формирование которых обусловлено костными диспластическими недостаточностями.
4) Иискривления позвоночника, вызванные болезнями грудной клетки (рубцовые на почве ожогов, эмпиемы, пластических операций на грудной клетке).
5) Идиопатические сколиозы, образование которых на сегодня еще не до конца исследовано. Самая многочисленная группа сколиозов, причина возникновения которых не установлена. Известно, что они чаще всего обнаруживают у детей школьного возраста (10-15 лет).
Врожденные сколиозы. Возникают в результате врожденных изъянов развития позвонков (дополнительные позвонки, полу хребтов, дополнительные ребра, уменьшения или увеличения количества позвонков). Врожденный сколиоз может развиться на любом уровне позвоночного столба, но чаще всего встречается в грудном отделе. Такие сколиозы проявляются в раннем возрасте, иногда сразу после рождения. Течение врожденных сколиозов неблагоприятный, они прогрессируют, предопределяя увечье ребенка.
Диспластические сколиозы. Вызваны недостаточностью некоторого участка позвоночного столба. Позвонки часто сращиваются между собой, образовывая массивные костные блоки. Иногда наблюдается недоразвитие задних частей позвонков, то есть часть позвоночного столба на определенном участке имеет щель, в которую может упираться часть спинного мозга, - спинномозговая грыжа. Такие сколиозы распознают также рано, они имеют тенденцию к прогрессу, то есть к усилению бокового искривления.
Согласно современным данным, сколиоз составляет около 66 процентов всех заболеваний позвоночника.
1.2 Причины возникновения сколиоза
Различают сколиозы врожденные, в основе которых лежат различные деформации позвонков:
К приобретенным сколиозам относятся:
1. Ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;
2. Рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;
3. Паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;
4. Привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.
1.3 Степени сколиоза
В зависимости от величины искривления позвоночника различают четыре степени сколиоза.
Первая степень. Боковое искривление позвоночника едва заметно у ребенка, который стоит. В лежачем положении деформация значительно уменьшается. На рентгенограмме угол бокового отклонения - до 10 градусов.
Сколиоз I степени можно определить по следующим признакам:
Чтобы определить дугу искривления, нужно наклонить больного вперед и отметить дугу по остистым отросткам зеленкой или фломастером. При выпрямлении больного искривление пропадает.
Вторая степень. Значительное боковое искривление позвоночного столба. Деформация хорошо заметна, когда ребенок стоит. При сгибании к переду на уровне грудного отдела позвоночника видно реберный горб, то есть деформация грудной клетки. На рентгенограмме позвоночника величина угла деформации составляет не более 25 градусов.
Сколиоз II степени характеризуется наличием таких признаков:
Третья степень. Позвоночник очень искривлен, с большим
реберным горбом на спине, который занимает практически всю половину грудной клетки. Движения позвоночного столба очень ограничены. На рентгенограмме позвоночника угол деформации - до 40 градусов. Такие дети слабенькие, вялые, бледные, быстро устают, склонные к частым простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, физическая нагрузка вызывает у них сильное сердцебиение, потливость, то есть имеются все признаки дыхательной и сердечной недостатностей.
Сколиоз III степени определяется по признакам:
Четвертая степень. Деформация настолько выражена, что она заметна
даже через одежду. Туловище ребенка сильно укорочено, грудная клетка
как спереди, так и сзади деформированная. Реберный горб остр или полог
на всю половину грудной клетки. В результате значительного
укорачивания туловища руки кажутся слишком длинными, а нижние
конечности непропорционально большими. Реберная клетка упирается
своей нижней частью в кости таза. Функция органов грудной и брюшной
полостей сильно нарушена. Такие дети задыхаются даже при
незначительных физических нагрузках. Позвоночный столб практически
неподвижен. Для подобных детей характерной является одышка,
сердцебиение, потливость, слабость, болезненность. Они нуждаются в
постоянном присмотре, как родственников, так и медицинского
персонала, помощи от государства в виде социальной пенсии.
Сколиоз IV степени отличается сильной
деформацией позвоночника. Вышеописанные
симптомы сколиоза усиливаются. Мышцы
в области искривления
1.4 Меры профилактики
Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. С большой осторожностью с целью коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например у гимнастической стенки.
Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.