Способы выкладки товаров аптеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

Аптекарское дело началось в России в 1620 г. с утвержденияаптекарского приказа и аптекарской палаты. До 1710 г. кроме военно-полевых аптек существовала только одна придворная или «верхняя» аптека в Москве. Указом от 22 ноября 1701 г. Петр I разрешил открыть первые 8 «вольных» аптек в столице. В это время, можно сказать, и появился дизайн интерьера аптек. По фотографиям 1900 г. видно, что интерьер «Первой женской аптеки» на Невском проспекте, 32 состоял из прилавка с застекленной верхней частью, кассы-бюро, линии шкафов и стеллажей на заднем плане. По описанию этой аптеки мы видим, что такая комплектация аптек осталась и сегодня, хотя в конструкторское решение внесены значительные изменения с учетом социальных и мерчандайзинговых особенностей.

Содержание

Введение 2
Понятие о мерчандайзинге 3
Категории покупателей и покупок 5
Организация торгового зала 7
Размещение товаров на полках 8
Выводы 12
Литература 13

Вложенные файлы: 1 файл

ОКСАНА РЕФЕРАТ.docx

— 111.90 Кб (Скачать файл)

 

Тенденция развития конкурентной среды (КС) усиливает влияние неценовых детерминант, к числу которых относится и уровень культуры обслуживания населения работниками первого стола аптек. Ведь не секрет, что оттого, насколько вы уверены в себе, своих силах, зависит успех вашей работы, а в конечном итоге - конкурентоспособность (КСП) и успех вашей аптеки. «Верить в победу значит уже победить». Фармацевтический работник является не только субъектом, но и объектом общения. Он должен хотеть и уметь общаться с покупателями. А это достаточно сложная наука. Учитывая социальную значимость работы аптек, постоянный контакт с населением, на передний план выдвигается роль человеческого фактора. В аптеке она имеет первостепенное значение и наряду с профессиональной подготовкой требует от специалистов знания вопросов социальной психологии. И это не случайно, ведь один из главных критериев КСП организации -кадры.

 

Психология не заняла еще подобающего места в структуре организации торгового процесса в аптеке, обучения и воспитания фармацевтических кадров, но все более ощущается необходимость внедрения положений социальной психологии в управление торговлей в многофункциональной деятельности аптек.

 

В условиях успешной конкуренции именно среди розничных структур фармацевтического рынка для результативной деятельности аптек все большая роль отводится его социально-психологическому направлению. В прикладной ветви социальной психологии, психологии торговли возможно введение нового понятия - «психология аптечной торговли». Это связано с особенностями самой аптечной торговли, включающей в себя широкий спектр стандартных взаимоотношений типа:

 

- руководитель - вышестоящая  организация;

 

- руководитель - поставщик;

 

- руководитель предприятия - фармацевт - руководитель предприятия;

 

- фармацевт - коллектив;

 

- фармацевт - фармацевт;

 

- фармацевт - покупатель: покупатель-больной, покупатель-клиент;

 

- покупатель - покупатель.

 

Параметрами восприятия взаимоотношений являются сферы предложения и спроса. Сфера предложения изучает психологическую реакцию производителей и потребителей на товар, цену, рекламу. Сферу спроса определяют факторы воздействия на спрос: материальное положение, тип характера индивида, уровень его образования, степень культуры, особенности окружающей человека текущей ситуации, и виды покупок: плановые - неплановые, основанные на размышлении или эмоциях, давно предполагавшиеся или импульсивные, частые или редко происходящие.

 

Развитию социально-психологического направления способствует также усиление внимания к культуре обслуживания и забота о благоприятном климате в коллективе.

 

Таким образом, задачи, которые призвана решать психология аптечной торговли, должны сочетать в себе три основных компонента.

 

Во-первых, участвовать в формировании и развитии личности фармацевтического работника, способствовать оптимизации психологического климата на предприятиях отрасли, а также оказывать определенное воздействие на личность потребителя, что ставит психологию аптечной торговли в один ряд с другими средствами идеологической работы. Например, при равных характеристиках качества товара предпочтение отдавать товарам отечественного производства.

 

Во-вторых, задачи психологии аптечной торговли не могут быть увязаны с теми социальными и экономическими задачами, которые стоят перед здравоохранением в целом и аптечной службой в частности. С одной стороны, к обеспечению стабильного снабжения населения и лечебно-профилактических учреждений ЛС и изделиями медицинского назначения (ИМН) в необходимом ассортименте при высокой культуре обслуживания, а с другой

 

- к получению прибыли  и улучшению условий труда  и быта работников отрасли.

 

В-третьих, поскольку психология торговли (психология аптечной торговли) входит в систему психологических наук, ее задачи являются производными от тех, которые стоят перед психологической наукой в целом.

 

5.2 Особенности общения  в фармацевтическом коллективе. Слагаемые психологического климата  в аптеке

 

 

В течение всей жизни фармацевтический работник обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.

 

Фармацевтический работник должен вести себя по отношению к своим коллегам как хотел бы, чтобы они относились к нему.

 

Отношения в коллективе должны строиться на гуманной основе и взаимном уважении.

 

Все члены коллектива должны быть взаимовежливы, доброжелательны, порядочны, честны и справедливы в общении друг с другом.

 

Фармацевтический работник должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передать свой опыт и знания.

 

Моральное право руководства фармацевтическими работниками даёт не административное положение, а более профессиональный уровень компетентности.

 

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Критика коллег в присутствии пациента недопустима.

 

Фармацевтический работник должен передавать свой опыт и знания коллегам и младшим по профессии.

 

Фармацевтический работник должен осуждать некомпетентных коллег и различного рода непрофессионалов, приносящих вред здоровью населения.

 

Фармацевтический работник несёт личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.

 

На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:

 

1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное  сочетание свойств работников, обеспечивающее  эффективность совместной деятельности  и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во  взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов  коллектива друг другу.

 

Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.

 

Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.

 

Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.

 

Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов -- к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.

 

2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.

 

3. Успешный или неуспешный  ход производственного процесса.

 

4. Применяемая шкала поощрений  и наказаний.

 

5. Условия труда.

 

6. Обстановка в семье, вне  работы, условия проведения свободного  времени.

 

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным -- стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

 

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

 

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

 

Меры формирования благоприятного социально-психологический климат:

 

-- комплектование коллектива  с учетом психологической совместимости  работников. В зависимости от  целей работы в коллективе  надо сочетать разные типы  поведения людей. Очень во многих  ситуациях группа с представителями  одного типа поведения окажется  мало работоспособной, например, если  соберутся только лица, ждущие  указаний и не умеющие проявить  инициативу или только любители  командовать

 

-- необходимо оптимально  ограничить количество лиц, подчиненных  одному руководителю (5-7 человек);

 

-- отсутствие лишних работников  и вакансий. Как недостаток, так  и избыток членов группы ведет  к ее неустойчивости: появляется  почва для возникновения напряженности  и конфликтов в связи с желанием  нескольких лиц занять вакантное  место и получить продвижение  по работе или в связи с  возникающей неравномерностью трудовой  загрузки отдельных работников  при наличии лишних лиц:

 

---- служебный этикет, который  начинается с внешнего вида.

 

На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза, так называемая остро модная одежда, яркая косметика, обилие украшений. Но точно также неуважением к коллегам, к посетителям учреждения была бы небрежность в одежде, неаккуратность, неряшливость.

 

Не рекомендуется говорить за спиной человека ничего такого, что вы не могли бы сказать ему прямо.

 

Приветствие. Первым здоровается входящий. Кстати, если накануне создалось между ним и кем-то некое напряжение, то именно это короткое, обязательное приветствие часто помогает снять его безболезненно для самолюбия. Здороваться за руку не обязательно, а если в комнате работает несколько человек, то и не нужно.

 

На работе человек обязан быть корректным, не навязывать никому своих переживаний и тем более не пытаться на ком-то «сорвать зло»;

 

-- применение социально-психологических  методов, способствующих выработке  у членов коллектива навыков  эффективного взаимопонимания и  взаимодействия (увлечение сотрудников  личным примером, тренинг, деловая  игра, метод убеждения и т. п.).

 

Существует множество приемов, побуждающих работников к активности и высокопроизводительному труду.

 

Рассмотрим некоторые из них.

 

1. Прием на работу. Его  психологическое воздействие на  работника состоит в том, чтобы  оставить приятное впечатление  от первой встречи с руководителем  и коллективом. Для этого необходимо  ввести его в коллектив, ознакомить  со всеми аспектами работы, обеспечить  всем необходимым для работы, вселить в него уверенность, что  он хорошо справится с работой. В ряде фирм к новичку прикрепляется  опытный работник, который оказывает  ему помощь и содействие.

 

2. Полная информация о  льготах, вытекающих из принадлежности  к фирме. В настоящее время  в России и за рубежом кроме  денежной оплаты труда применяются  такие формы стимулирования, как  бесплатное или льготное питание  и проезд, оплата путевок, санаторий, дома отдыха, предоставление бесплатных  или льготных акций, кредитов, продажа  продукции фирмы по себестоимости. Немедленное вознаграждение, означающая, что оплата труда не должна  быть оторвана во времени от  самого труда, иначе она теряет  стимулирующий смысл. Поэтому практикуется  еженедельная выдача зарплаты. За  рационализаторские предложения  выписывается чек на месте. Справедливое  отношение к работникам, т.е. поддержания  соответствия между тем, что работник  дает фирме и тем, что он  от нее получает. Справедливость  познается в сравнении должностного  положения и вознаграждения различных  работников с коллективом, качеством  и результатами их труда. Принцип  справедливости за равный труд - равная плата.

 

5.3 Выявление психологической  совместимости работников аптеки

 

 

Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива. Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, бригадир -- начальник цеха). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, формирует трудовой коллектив.

 

Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию совместимости. Психологическая совместимость -- это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.

 

Если эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.

 

Сработанность -- показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работы индивидов. Таким образом, основа сработанности -- успешность и выгодность именно совместной деятельности, когда между ее участниками возникает согласованность действий. М. Г. Рогов и Н. Н. Обозов показали, что для нормального функционирования коллектива очень важна сработанность на уровне «руководитель -- заместитель».

 

Для налаживания дисциплины, повышения производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо знать межличностные отношения в коллективе./В любом коллективе между людьми протягиваются невидимые нити взаимоотношений, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Возникает неформальная структура, строящаяся на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, -- углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.

Информация о работе Способы выкладки товаров аптеки