Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 13:24, курсовая работа
Актуальность дипломной работы в том, что в литературе в настоящее время вопрос адаптации молодого специалиста практически не изучен. Исследований, глубоко изучающих эту проблему на данный момент нет, есть лишь работы, касающиеся проблемы или вскользь упоминающие о ней.
Цель исследования: Определение организационно-психологических условий влияющих на успешность профессиональной адаптации выпускника.
Введение
Актуальность дипломной работы в том, что в литературе в настоящее время вопрос адаптации молодого специалиста практически не изучен. Исследований, глубоко изучающих эту проблему на данный момент нет, есть лишь работы, касающиеся проблемы или вскользь упоминающие о ней.
Цель исследования: Определение организационно-психологических условий влияющих на успешность профессиональной адаптации выпускника.
Проблема исследования заключается в проблеме адаптации молодого специалиста на рабочем месте и в факторах, которые мешают нормальной адаптации.
Предмет исследования:
1.Характеристика организационно-психологических условий медицинских оранизаций.
2.Наличие системы работы администрации со студентами-практикантами.
3.Оценка профессиональной компетентности выпускника на рабочем месте.
4.Анализ успешности адаптации выпускника.
Гипотеза исследования:
Факторами, определяющими успешность адаптации выпускника на рабочем месте в период преддипломной практики являются:
1.Личностные особенности самого выпускника и его профессиональная компетентность.
2.Организационно-
Задачи исследования:
1.На основе теоретического анализа литературы обобщить и систематизировать знания о профессиональной адаптации молодых специалистов.
2.Провести исследования личностных особенностей выпускника и определить адаптационный потенциал.
3.На основе изучения нормативно-правовой, организационно-методической документации дать характеристику организационно-психологическим условиям работы на рабочем месте.
4.Участие в производственной деятельности на рабочем месте.
5.Используя психодиагностический комплекс выявить влияние организационно-психологических условий на успешность адаптации выпускника
6.Разработать рекомендации по эффективному управлению процессом адаптации выпускника на этапе ПП.
Методы исследования: Теоретический анализ литературы, изучение нормативно-правовой и организационно-методической документации, опрос, тестирование, математическое обработка результатов, контент-анализ.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть полезны не только автору дипломной работы, другим выпускникам, колледжу, но и в первую очередь работодателям с целью создания эффективной системы привлечения молодых специалистов в медицинские организации.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (26 источников), 2 приложений, общим объемом 64 страниц.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования.
Первая глава посвящена представлению об адаптации в контексте профессиональной деятельности молодого специалиста, а также организационно-психологическим факторов на нее влияющих, анализу психологических исследований профессионального становления личности.
Во второй главе излагаются процедуры и результаты психологических исследований личности выпускника.
В заключении приведены рекомендации по повышению эффективности управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов.
Глава 1. Теоретический аспект проблемы профессиональной адаптации молодого специалиста
1.1.Определение профессиональной адаптации
Адаптация персонала - это процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации.
Адаптация персонала в ЛПУ является необходимым звеном. Действительно, становясь работником ЛПУ, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему местом работы. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
Внедрение системы управления
адаптацией в ЛПУ представляет собой достаточно
сложную задачу, но от ее не зависит решение
таких важных задач как: уменьшение стартовых
издержек, уменьшение текучести кадров;
возможно более быстрое достижение рабочих
показателей; вхождение работника в рабочий
коллектив, в его неформальную структуру
и ощущение себя членом команды; снижение
тревожности и неуверенности, испытываемых
новым работником. Тревожность и неуверенность
в данном
случае означают боязнь провалов в работе
и неполную ориентацию в рабочей ситуации.
Это нормальный страх перед новым и неизвестным,
экономия времени непосредственного руководителя
и рядовых работников, развитие у нового
работника удовлетворенности работой,
позитивного отношения к работе и реализма
в ожиданиях. Система адаптации призвана
решать вышеперечисленные проблемы.
В связи с этим является актуальным определение сущности адаптации, описание ее как системы, определение направлений, этапов, изучение показателей оценки состояния работы по адаптации, разработка программ адаптации.
1.1.1.Сущность и цели адаптации
Одной из
проблем работы с персоналом
в организации при привлечении
новых кадров является
Термин "адаптация" применяется
в различных областях науки. В социологии
и психологии выделяют социальную и производственную
адаптацию. В определенной мере эти два
вида адаптации пересекаются друг с другом,
но каждая из них имеет и самостоятельные
сферы приложения: социальная деятельность
не замыкается на производстве, а производственная
- включает и технические, и биологические,
и социальные аспекты.
Адаптация социальная –
(от лат. adapto – приспособляю и socialis – среды)
- включение личности в новую для нее предметно-вещевую
и социальную среду. Когда человек поступает
на работу, он включается в систему внутриорганизационных
трудовых отношений, занимая в ней одновременно
несколько позиций. Поступая в организацию,
человек имеет определенные цели, потребности,
ценности, нормы, установки поведения.
В соответствии с ними работник предъявляет
и требования к организации к условиям
труда, к оплате, содержанию, возможностям
роста, к социальной среде.
Таким образом, адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Причины изменения условий трудовой деятельности многообразны: поступление на новое место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организации труда, его оплаты и т.д.
Поэтому в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих, но наиболее остро она стоит для молодых рабочих и молодых специалистов.
Перемена рабочего места предполагает не только изменение условий труда, смены коллектива, но и часто связана с изменением профессии, вида деятельности, что придает адаптации новый, более сложный характер.
Когда человек поступает на работу он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций.
Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, общественной организации и т. п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
1.1.2.Управление процессом адаптации
Управление процессом адаптации – это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.
Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для ЛПУ, так и для работников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных медицинских организаций.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики медицинской организации.
Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отделение, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений — в отдел кадров, отдел труда и бухгалтерия и т.п. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами в организации.
1.1.3. Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову (заведующий кафедрой управления персоналом), являются:
1) организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
2) проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
3) интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
4) специальные курсы подготовки наставников;
5) использование метода
постепенного усложнения
6) выполнение разовых
общественных поручений для
1.1.4. Методы адаптации персонала
В большинстве
нынешних ЛПУ и медицинских
организаций вопросам
Система адаптации обычно включает в себя ряд мероприятий, которые посещает новый сотрудник (welkome-тренинг, общение с наставником), а еще документы, с которыми он должен ознакомиться. Это может быть и краткая "Памятка новичка", или красочный буклет "Книга нового сотрудника". На тренинге рассказывается об истории больницы, его корпоративной культуре, главном враче и его полномочиях. Т.е. сразу же новому сотруднику преподносится информация, которая в дальнейшем поможет ему избежать промахов, неловкости, адаптироваться и построить свою карьеру. (как зовут главного врача, как принято наказывать за опоздания, дресс-код организации, ознакомление со структурой и т.д.) Но главное конечно, если наставника правильно мотивировать. Только тогда они действительно будут помогать "новичку". Главными методами адаптации персонала является наставничество и коучинг.
Информация о работе Теоретический аспект проблемы профессиональной адаптации молодого специалиста