Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 13:24, курсовая работа
Актуальность дипломной работы в том, что в литературе в настоящее время вопрос адаптации молодого специалиста практически не изучен. Исследований, глубоко изучающих эту проблему на данный момент нет, есть лишь работы, касающиеся проблемы или вскользь упоминающие о ней.
Цель исследования: Определение организационно-психологических условий влияющих на успешность профессиональной адаптации выпускника.
Наставничество. Для успешного прохождения периода адаптации и разгрузки руководителя, в чье отделение приходят новенькие, очень эффективно использовать систему наставничества.
Наставничество считается одним из самых старых и эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам больниц, в процессе их адаптации в новом коллективе. При работе с новыми кадрами наставничество носит характер постоянного метода обучения сотрудников непосредственно на рабочем месте.
Сам процесс обучения, проходит
непосредственно в коллективе организации,
в качестве рабочих примеров по обучению
выступают профессиональные задачи и
обязанности, которые возложены на нового
работника, и который решает поставленные
задачи под руководством опытного специалиста,
т.е. его наставника. Наставники работают
с новыми кадрами, уровень знаний и подготовки
которых, может быть очень широк и разнообразен. Наставничество
Все вышеописанные особенности
требуют создание обучающейся компанией
эффективной системы обучения сотрудников,
в которой учитывались бы все возможные
способы обучения сотрудников за пределами
рабочего места, а также возможности передачи
профессиональных знаний и умений на рабочем
месте. Теоретическая часть обучения проходит
в виде организованной внутренней школы,
путем проведения лекций, семинаров и
тренингов специалистами. Внедрение теоретических
знаний на практике, происходит методом
наставничества, при чем в роли учителей
уже будут выступать опытные сотрудники
самой медицинской организации.
В тех больницах, которые имеют внутренние
школы, теоретическая подготовка сотрудников
проходит раз в полгода. Вновь принятым
сотрудникам теоретический курс лекций
и семинаров, проводят впервые 3 месяца
их работы. Наставничество как метод адаптации
и обучения персонала решает важнейшие
задачи, в их числе:
Является эффективным способом передачи знаний и умений от высококвалифицированных работников вновь принятым на работу сотрудникам;
Способствует более быстрому освоению новичком сложившихся в коллективе корпоративных ценностей и командного духа;
Повышает мотивацию самого наставника к выполнению возложенных на него обязанностей по обучению новых работников, т.к. в лице вышестоящего начальства удостоился за личные и профессиональные заслуги звания наставника, что также укрепляет и его авторитет в коллективе.
К задаче наставника относится не только быть всегда рядом с его учеником и оказывать поддержку, но также показывать своим примером нужный подход к выполняемой работе. На первом этапе наставник проводит теоретическую подготовку нового сотрудника, предоставляет ему необходимую информацию о работе. Далее наставник старается глубже внедрить стажера в практическую составляющую обучения, при этом на практике могут использоваться реальные рабочие ситуации, с разбором и обсуждением всех особенностей работы. Наставник, за выполнение возложенных на него функций, получает ряд привилегий со стороны вышестоящего руководства. К их числу можно отнести, прежде всего, доверие со стороны руководителей медицинской организации, статус лидера в коллективе и повышение собственной репутации. Кроме этого, наставник получает материальное вознаграждение в виде надбавки к зарплате за добросовестное выполнение возложенных не него функций.
Коучинг. Второй инструмент адаптации персонала – коучинг, который подразумевает не столько самообучение работника, сколько раскрытие сотрудником своего внутреннего потенциала и большой отдачи в работе. Коучинг направлен в первую очередь на то, чтобы раскрыть в человеке как можно больше способностей в работе, повысить качество его работы и умений учитывая, что в каждом работнике этот потенциал есть, его лишь нужно раскрыть, основываясь на том, что каждый человек обладает гораздо большим способностями, чем он думает.
У коучинга при управлении адаптацией персонала есть ряд неоспоримых преимуществ, в частности он экономит много рабочего времени, которое затрачивается на адаптацию работником в новом коллективе и управленческие решения. Кроме того, сам коучинг требует совсем немного времени, а работнику достаточно постоянно и без «перегрузок», применять основные принципы метода при работе с новым коллегой, и это совершен точно занимает меньше времени, по сравнению с прочитыванием различных инструкций, правил, регламентов, памяток и указаний.
Коучинг – термин, введенный
в обращение бизнес-сферы в начале 90-х
годов прошлого столетия английским консультантом
Джоном Уитмором. Дословно «коучинг» переводится
как «тренировать, наставлять». Коучинг
в общем смысле слова понятие более емкое,
сочетающее в себе психологию, логику,
менеджмент и самоорганизованность, коучинг
процесс, ориентированный на достижение
различных жизненных целей.
Успех данного метода осуществления адаптации
работников, заключается в высокой эффективности
и универсальности коучинга.
Наставничество более традиционно, оно уже не раз доказывало свою эффективность, за ним опыт многих поколений. Коучинг – сравнительно молодое явление в российском бизнесе, но, надо признать, явление чрезвычайно перспективное. Коучинг – это на сегодняшний день один из эффективнейших инструментов управления персоналом и, уж конечно, наиболее эффективный на сегодняшний день стиль управления. Следует признать, что наставничество и коучинг различны по своей сути. Но при этом они никоим образом не исключают друг друга. Скорее, наоборот, они прекрасно могут друг друга дополнять. Вопрос лишь в том, что в большей мере соответствует принятой в компании корпоративной культуре. Конечно, коучинг, как и наставничество, можно применять в качестве самостоятельного инструмента. Но при их грамотном сочетании эффект будет неизмеримо выше.
1.1.5. Виды адаптации:
Выделяют два вида адаптации:
Первичная адаптация — приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений).
Вторичная адаптация — приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).
Различают следующие формы адаптации:
1.Социальная адаптация — это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:
- внедрение в среду;
- принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
- активное отношение субъекта
к этой среде с целью наиболее
полного удовлетворения
2.Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.
3.Профессиональная адаптация
4.Психофизиологическая
5.Социально-психологическая адаптация — одновременно с освоением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.
6.Организационная адаптация — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.
7.Экономическая адаптация.
Каждая профессия отличается
особыми способами
1.2 Организационные
и социально-психологические
1.2.1.Психологический климат, организационные условия профессиональной деятельности
В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата.
В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков. Первый блок включает в себя объективные показатели:
1. Результативность.
По этому показателю
2. Производительность.
Этот показатель выявляет, достигнута
ли цель посредством
3. Продуктивность.
По этому показателю
Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:
1. Трудовая, духовная
и общественная активность
Уровень психофизической активности оценивается в основном по величине энергозатрат работника, а социально-психологический уровень по таким параметрам, как:
-факт трудовой,
духовной или общественной
- время, затраченное на эту деятельность;
- проявление инициативы в труде, познании или общественном поведении.
2. Удовлетворенность
трудовой деятельностью. Это показатель
личностного отношения
3. Относительная
стабильность организации. В каждой
группе образуется ядро
4. Сработанность
организации. Этот показатель характеризует
устойчивость и прочность
1.2.2.Адаптивность и профессиональное здоровье
Под адаптивностью (адаптированностью) понимают способность системы (организма, индивида, личности) к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Адаптивность является синонимом «нормы», «здоровья», т.е. адаптивность – оптимальное качество живой системы, при котором обеспечивается устойчивое функционирование на всех уровнях в конкретной экологической среде.
Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Критериями оптимального состояния считают:
1) максимальное проявление функции, включенной в выполняемую деятельность: как наибольшей ее величины (сила), так и наименьшей – быстрота реагирования;
2) адекватность реагирования на стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности;
3) инерционность оптимального состояния, затрудняющая, с одной стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами, которые сбивают систему с оптимального режима работы.
Признаками оптимального состояния являются:
1) длительность сохранения
максимального проявления
2) мобильность функциональной
системы – быстроты достижения
максимального рабочего уровня
и успокоения системы после
окончания работы. При оптимальном
состоянии эти скорости –
3) стабильность функции
на максимальном для нее
Профессиональное здоровье – качество жизнедеятельности специалиста, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию факторов профессиональной среды, обеспечиваемое достаточным, для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, физического и духовного благополучия. Концепция профессионального здоровья В. А. Пономаренко ориентирует не на диагностику изменений в состоянии здоровья и установления диагноза, а на оценку функциональных резервов организма здорового человека, на донозологическую диагностику. Подход базируется на свойстве организма сохранить заданные компенсаторные и защитные механизмы (обеспечивающие работоспособность) и на способности к восстановлению рабочего состояния в соответствии с объемом и видом профессионального труда.[16]
Информация о работе Теоретический аспект проблемы профессиональной адаптации молодого специалиста