Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа
Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...4
1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...4
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни……6
1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...8
2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни………………………………………………………………..14
2.1. Роль физических упражнений в формировании здорового образа
жизни и укреплении здоровья ……………………………16
2.2. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..19
Заключение…………………………………………………………24
Список используемой литературы
Бердский Медицинский Колледж
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...4
1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...4
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни……6
1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...8
2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни……………………………………………………………….
2.1. Роль физических упражнений в формировании здорового образа
жизни и укреплении здоровья ……………………………16
2.2. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..19
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы
Введение
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.
Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.
В современном понимании здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Основная цель – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности .
Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни.
Глава 1. Здоровый образ жизни
1.1. Понятие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям окружающей среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Понятие образа жизни позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложено поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать наследственность, функциональные способности организма и стиль жизни.
Стиль здорового образа жизни обусловлен личностными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья. Под индивидуальным стилем здорового образа жизни понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.
К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам.
Так же можно выделить следующие знания
1) о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
2) о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
3) о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;
4) о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
5) об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
6) об активной пропаганде по внедрению здорового образа жизни в жизнедеятельность каждого человека и общества.
Именно этот образовательный компонент (пункт 6) лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
Однако для очень многих людей эти знания ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому предполагается активная деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам здорового образа жизни - долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.
Таким образом, здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. В основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни
На протяжении последних десятилетий в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 2006 по 2009 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% - имели нарушения осанки; 18% старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания, как диабет, гипертония, атеросклероз1 [1].
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52% здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15% зависит от здравоохранения.
Ведущими задачами в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье.
Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивационные установки, знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
В настоящее время внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию грамотности, организации здорового образа жизни, укреплению здоровья, физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на здоровый образ жизни.
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни и отсутствием целостной теории и технологии здорового образа жизни. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.
Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме2[2].
Данное выделение компонентов здоровья условно и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни.
1.3. Факторы риска для здоровья
Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию. В первую очередь на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т.е. факторами, воздействие которых может привести к развитию болезни.
Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство его внутренней среды. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар (1813 - 1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции. Она определяется составом и свойствами крови и лимфы.
Постоянство внутренней среды повысило приспособительные резервы организма и в какой-то мере освободило его от влияния физических и химических факторов внешней среды. Однако это постоянство — оно называется гомеостаз — имеет определенные границы, определяемые наследственностью. А потому наследственность является важнейшим фактором здоровья.
Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т.п.), химических (состав воды, воздуха, пищи), биологических (разнообразие живых существ) факторов окружающей среды.
Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, гомеостаз нарушается, в результате чего могут произойти сдвиги, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью.
В наш век живые организмы испытывают все больше внешних воздействий, приводящих к изменениям их наследственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возрос общий фон мутаций за последнее время. Это серьезная проблема, и решить ее медикам без всеобщих оздоровительных мероприятий, без охраны окружающей среды невозможно.
Таким образом, свойства и качества внешней окружающей среды являются фактором, влияющим на здоровье или нездоровье. Отклонения от определенных привычных свойств и качеств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания (табл. 1).
Таблица 1
Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья
Факторы, влияющие на здоровье |
Значение для здоровья, примерный удельный вес (%) |
Группы факторов риска |
Образ жизни |
49- 53 |
Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации |
Генетика, биология человека |
18-22 |
Предрасположенность к наследственным болезням |
Внешняя среда, природно-климатические условия |
17-20 |
Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения |
Здравоохранение |
8-10 |
Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания |
Информация о работе Формирование здорового образа жизни у населения