Формирование здорового образа жизни у населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...4
1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...4
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни……6
1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...8
2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни………………………………………………………………..14
2.1. Роль физических упражнений в формировании здорового образа
жизни и укреплении здоровья ……………………………16
2.2. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..19
Заключение…………………………………………………………24
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование ЗОЖ у населения.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую употребляем, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснять опасность жизни в зонах, зараженных радиацией. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье.

Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека, определяемые его воспитанием, формируют образ жизни каждого из нас. Образ жизни — культура питания, движения, профессия, использование свободного времени, творчество — влияет на духовное и физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продляя или укорачивая жизнь. Следовательно, правильный образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый образ жизни — фактором риска.

Право человека тесно связано с его ответственностью. Воспитание человека, весь его образ жизни должны постоянно напоминать ему об ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Ответственность — это особенное свойство личности; оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе наказания, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека.

Морально ответственный человек понимает нормы и правила, запреты и предписания, связанные с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих. Так, издавна сложились традиционные правила поведения будущей матери. Спокойная обстановка в семье, отказ от курения и алкоголя, движение и свежий воздух — таков «кодекс» ее поведения. Казалось бы, простые требования. Однако на сегодня в стране 53% детей рождаются больными или с угрозой какого-либо заболевания, причем зачастую это происходит по вине матери.

Ответственное отношение к здоровью должно проявляться в первую очередь тогда, когда человек еще здоров, а не болен.

К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимается спортом, до 30% населения имеет избыточный вес, около 70 млн. человек курят. Широкое распространение имеет пьянство, алкоголизм и наркомания.

В каждом государстве действует особая служба, которая призвана лечить больных и предупреждать заболевание здоровых. Эта служба называется здравоохранением. Служба здравоохранения также является условием и фактором, определяющим здоровье человека. А ее недостатки — фактором риска.

Ответственность по отношению к здоровью должна поощряться государством. В ряде стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятия на здравоохранение, уменьшаются пропуски по болезни, улучшается моральный климат в коллективе работников. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

Радикально изменить положение с охраной здоровья людей можно, лишь коренным образом перестроив отечественное здравоохранение, разработав программы, обеспечивающие Достижение научно обоснованных конкретных социальных целей совершенствования здоровья человека.

Здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов. Факторами, влияющими на здоровье, являются наследственность, окружающая среда, образ жизни человека и здравоохранение. Предрасположенность к наследственным заболеваниям, антропогенные изменения качества природной среды, нездоровый образ жизни, низкая эффективность здравоохранения ставят под угрозу здоровье населения.

Человек, не обремененный наследственными недостатками, тяжелыми последствиями болезни или несчастного случая, ответственен за свое здоровье. Ответственность эта включает заботу о здоровье своего потомства, помощь больному и немощному человеку. Государство должно поощрять заботу человека о своем здоровье.

 

Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

 

 Основные цели этой системы можно сформулировать так:

1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.

2. Предоставить каждому возможность  получить образование без потери здоровья.

Задачи направления:

1. Формирование личности (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства).

2. Формирование навыков межличностного общения.

3. Половое воспитание и формирование  ценностей семьи.

4. Физическое воспитание с основами  гигиены.

5. Формирование экологической культуры.

6. Формирование основ безопасной жизнедеятельности.

Пути реализации:

- формирование здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;

- освоение культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;

- формирование гуманистической направленности личности ;

- возрождение семьи как основы  сохранения достоинства и здоровья , личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни;

- усвоение этики взаимоотношений полов, сексуальной культуры;

- содействие в формировании чувства своей неразрывности с природой;

- формирование представлений о  здоровье как об одной из  главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

- развитие умения эффективно использовать знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья;

- повышение мотивации к занятиям оздоровительными формами физической культуры;

- усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;

- воспитательная работа по профилактике  алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения ;

- организация здоровой досуговой  деятельности по месту жительства.

В реформируемом обществе предстоит создать атмосферу демократии и гуманизма, провести такие изменения структуры, содержания и технологий обучения, которые позволили бы ей создать воспитательное пространство.

Основные направления воспитательной работы в решении этих проблем следующие:

1. Создание лабораторий исследований, которые позволят выявлять социально-педагогические факторы, вызывающие ухудшение здоровья детей и взрослых.

2. Анкетирование и анализ самооценки  знаний о ЗОЖ.

3. Тестирование с целью выявления оценки знаний о ЗОЖ

4. Выявление мотивации  в выборе форм поведения, образа жизни.

5. Психодиагностика с участием  психолога и других специалистов.

6. Разработка рекомендаций.

7. Обоснование и экспертиза опытно-экспериментальной работы .

8. Разработка и внедрение технологий применительно к отдельным урокам, курсам и всему процессу.

9. Работа по включению участников  педагогического процесса в систему естественного оздоровления с использованием природных факторов

Через воспитательную деятельность должно осуществляться оздоровление всего общества. Поэтому актуальна разработка проблем методологических, управленческих, экономических, психологических и др.

 

2.1. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья

 

Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку особых гормонов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Культура движений способствует развитию умения «властвовать собой», т.е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.

Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, и эффективность выполнения работы достигает своего максимума.

Человек, как и животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнев, страх и др.) может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимал тяжести, значительно превышающие его собственный вес.

Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять и выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным, хоккейным или шахматным матчем.

Современная жизнь — работа, чтение, телевизор, компьютер— предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) человек находится в  полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на прогулки, спорт. Недостаток движения сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток движения — гиподинамия, как и переедание, курение, вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний3[3].

Движения должны доставлять удовольствие. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе предаваться лени.

В последнее время всю большую популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажеры и мини-тренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.

Тело человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.

Необходимо учитывать, что занятия физическими упражнения нужно дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.

Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.

Необходимо помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.

Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.

Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Человеку должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у населения