Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа
Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...4
1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...4
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни……6
1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...8
2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни………………………………………………………………..14
2.1. Роль физических упражнений в формировании здорового образа
жизни и укреплении здоровья ……………………………16
2.2. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..19
Заключение…………………………………………………………24
Список используемой литературы
2.2. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья. Неуклонно возрастает количество людей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между длиной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди детей возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией 4[7].
Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления. Как показывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части населения в связи с высокой интенсивностью нагрузок практически не остается свободного времени. Рабочий день, составляет 12-14 часов, что намного превышает продолжительность рабочего дня .
Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо формировать ценностное отношение к здоровью, формировать четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.
Формирование ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.
В формировании ценностного отношения к здоровью используются недостаточно эффективные формы работы. Либо человек служит лишь пассивным объектом воздействия на него (беседы, рассказы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спорт, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог становятся активным участником совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.
Творческий подход к решению проблемы формирования ценностного отношения к здоровью имеет особую значимость в передаче системы жизненных ценностей, одобряемых обществом.
Поэтапная деятельность, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью:
1-й этап - принятие системы убеждений, касающихся сохранения здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности, приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок (как внешний вид, личностные качества, включая авторитет» манеры, ценностные ориентации и др).
2-й этап - рассмотрение и обсуждение понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Человек, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесбе-регающей деятельности, сообщает свои убеждения(ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т.д., высказывание личного мнения). Можно использовать следующие методы:
-метод противоречия - непротиворечивое аргументирование в ответ на противоречия, выявленные в доводах ;
-метод кажущейся поддержки в дискуссии — принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для создания впечатления о хорошей осведомленности с последующим представлением контраргументов; метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя к согласию.
Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:
• человек, уверенный в правильности своих ценностных отношений, обращается к разуму и, что очень важно, имеет план аргументации, представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;
• учитывать индивидуальные особенности, подбирать доступные образовательному и культурному уровню аргументы;
• владеть культурой ведения дискуссии, противопоставляя свою точку зрения спокойно, тактично, без менторства.
3-й этап - внушение убеждений, один
из важнейших аспектов формиров
4-й этап - принятие ценности здорового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказывают влияние волевые качества, решительность, стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность к ведению здорового образа жизни. Практико-ориентированная деятельность (самоанализ элементов образа жизни, самодиагностика индивидуальной концепции здоровья и т.д.) на данном этапе активизирует творческую активность, формирует стремление к самосовершенствованию и самореализации в здоровом образе жизни.
5-й этап - включение принятого
ценностного отношения в
Заключение
Целью настоящей курсовой работы является решение проблемы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.
Для достижения данной цели необходимо ввести комплекс воспитательных мероприятий в современном обществе:
Основными целями этой системы является: создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставление каждому возможности получить образование без потери здоровья и формирование культуры.
Пути реализации:
- ведение каждым дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий
- формирование здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;
- освоение ЗОЖ культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;
- формирование гуманистической н
- возрождение семьи как основы
сохранения достоинства и
- усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры;
- содействие воспитанию человека своей неразрывности с природой;
- формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
- повышение мотивации к занятиям оздоровительными формами физической культуры;
- усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их общественных местах, дома, на улице;
- воспитательная работа по
- организация здоровой
В последние годы в нашей стране наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма в связи с высокой интенсивностью умственных и недостатком физических школьных нагрузок. Нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом, наркоманией и игроманией.
Чтобы остановить процесс разрушения нации необходимо воспитывать в человеке ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.
Формирование ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс внеклассных и мероприятий, направленных на формирование устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения способствующими сохранению и укреплению здоровья.
Список используемой литературы
1)Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ . // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12
2) Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т.
Здоровье и окружающая среда. «Экология и образование», 1992. — 160 c.
3) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование. 1995. №5. с. 107-108.(Технология педагогического труда).
4) КоротенкоМ.Основы здорового образа жизни: [Опыт внеуроч. работы по курсу " Основы безопасности жизнедеятельности " Лапыгино Белгород, обл.]/ М. Коротенко // Основы безопасности жизни. -1998. - № 10. - с. 46-47
5) Слипченко Ф. Ф. Основы здорового образа жизни / Ф.Ф. Слипченко, А.С. Вульфович, Е.А. Шульгин; Волгогр.муж. пед. лицей. - Волгоград: Лицей, 2005. -235 с. -Библиогр.: с. 233 – 234
6) Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование. - СПб, 1999, с. 176-177.
1Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.
2 Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12
3 Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т.Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса — М., НПЦ «Экология и образование», 1992. — c. 130-131, ил.
4 Косарева Н.В. Опыт работы молодежного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи / Н.В.Косарева, П. Л .Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. - JSfe 5. - С. 55-58.
5 Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников- 2008.- №8.-с.30-33
Информация о работе Формирование здорового образа жизни у населения