Характеристика национальных систем здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение особенностей национальной системы здравоохранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить общие принципы здравоохранения как системы.
2. Изучить экономические модели национальных систем здравоохранения.
3. Рассмотреть существующие системы здравоохранения в мире.
4. Рассмотреть систему здравоохранения России (экономические проблемы развития).
5. Предложить пути реформирования национальных систем здравоохранения.

Содержание

Введение
1 Здравоохранение как система: общие принципы
1.1 Экономические модели национальных систем здравоохранения
1.2 Системы здравоохранения в мире
1.3 Характеристика национальных систем здравоохранения
2 Система здравоохранения России: экономические проблемы развития
2.1 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики
2.2 Угрозы для системы здравоохранения в России
2.3
3 Реформирование национальных систем здравоохранения как адаптация к глобальным процессам
3.1
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

      Обратимся теперь к социально-страховой  модели организации системы здравоохранения  и рассмотрим, что же в данном  случае понимается под товаром. 

      Исторически первая система государственного  медицинского страхования была  введена в Германии в годы правления канцлера Отто Бисмарка (1883-1889 гг.), поэтому получила название бисмарковской. Она представляла собой серию специальных законов о страховании рабочих по случаю болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и старости. В основу указанных законодательных актов был положен следующий принцип: здоровье – капитал, увеличивающий эффективность общественного труда. Поэтому главной характерной чертой медицинских услуг в этой модели рассматривается случайный потенциальный спрос, связанный с риском потери здоровья и трудоспособности. При этом труд понимается как один из важнейших производственных факторов (“винтик” общественного производства) вероятность “поломки” которого следует минимизировать. И главная роль медицинского страхования именно в этом.

      Таким образом, в бисмарковской  модели здоровье играет по  отношению к труду ту же  роль, что и капитал. Здоровье  увеличивает эффективность труда,  стоимость так называемого “человеческого  капитала”. Аналогичный принцип  был использован в России в  начале 20-ых годов, когда создавалась заводская медицина. Основной ее задачей было повышение качества трудовых ресурсов в ключевых отраслях промышленности: тяжелой и оборонной. Таким образом, бисмарковская модель ориентирована прежде всего на решение чисто экономических задач: обеспечение роста производительности и сокращение экономических потерь за счет снижения трудопотерь.

      Однако, помимо страхования риска  потери здоровья как такового, система государственного медицинского  страхования обеспечивала перераспределение доходов, путем  оплаты медицинских услуг через страховые фонды. Это позволило добиться смягчения остроты социальных проблем, связанных с риском потери трудоспособности малоимущих слоев населения.

      Современное медицинское страхование  Германии в целом сохранило основные принципы бисмарковской организации системы здравоохранения. Финансирование осуществляется путем консолидации средств из различных источников: 60% средств, поступающих в ЛПУ, – это средства обязательного медицинского страхования (ОМС), из них 25% – это страхование членов семей трудящихся; 10% – средства добровольного медицинского страхования (ДМС), 15% – государственные средства за счет налогообложения, 15% – личные средства граждан.

      В свою очередь, фонды ОМС  формируются  за счет трех источников: государственного бюджета, взносов работников и работодателей. Средний размер взносов на медицинское страхование в 90-ых годах составлял 13% по отношению к фонду оплаты труда (ФОТ). Выплачиваются взносы работодателями и работниками равными долями, т. е. по 6,5%.

      В Германии существует достаточно  продуманная система цен на  медицинские услуги. Единицей для  финансовых расчетов служит “очко”. Количество очков отражает сложность  услуги. Сумма очков для каждой  услуги стабильна и известна всем участникам медицинского обслуживания и страхования. Список стоимости медицинских услуг в очках публикуется в специальных справочниках. Цена “очка” в немецких марках пересматривается в соответствии с изменением уровня цен или изменением методов медицинского обслуживания в стране ежегодно, иногда даже чаще. Эта система позволяет оперативно, без большого объема работы менять цены, реагируя на конкретные экономические условия, например, инфляцию.

      К числу стран, использующих  социально-страховую  модель, относится  и Канада. Как  отмечалось ранее,  несмотря на то, что  организация  системы здравоохранения Канады  относится к социально-страховой,  она напоминает государственную  модель. В первую очередь, это обусловлено ориентацией канадской системы здравоохранения на социальные характеристики медицинской услуги. Внимание специалистов в области организации здравоохранения к данной системе усилилось после того, как Канада достигла значительных успехов в сдерживании медицинских расходов. В 1965 г. в этой стране доля расходов на здравоохранение в ВВП составляла 6,5%, т. е. была равной США, а в 90-ых годах этот показатель составляет около 8,7%, в то время как в США приближается к 12%.

      В Канаде действует национальная система страхования здоровья. Эта система государственного социального страхования гарантирует медицинскую страховку практически всем гражданам страны. Причем размер получаемой медицинской помощи не зависит от величины страхового взноса, человеку не может быть отказано в страховке из-за пожилого возраста или плохого состояния здоровья.

      Денежные  средства производителям  медицинских услуг в Канаде  поступают из одного источника  – системы национального страхования,  которая аккумулирует средства трех фондов:

      федеральных фондов и фондов  провинциальных бюджетов;

      фондов  частных страховых компаний;

      добровольных  пожертвований.

      Сфера деятельности частных страховых  компаний ограничена, им позволяется  страхование лишь тех услуг, которые не включены в планы обязательного медицинского страхования (ОМС), например, частные больничные палаты, услуги косметической хирургии.

      В основном провинции аккумулируют  свои фонды для здравоохранения  из общих провинциальных налогов, но в ряде провинций (Альберта, Британская Колумбия) жители выплачивают специальный страховой взнос 6, в провинции Квебек работодатели и работники выплачивают специальный налог на заработную плату для целей медицинского страхования.

      Предпочтение  отдается финансированию из местных  налогов, так как считается, что  сбор специальных страховых взносов влечет за собой рост административных расходов. Обычно расходы на здравоохранение составляют 1/3 от общих годовых расходов провинций.

      Аккумулируемые  средства идут на финансирование планов обязательного страхования и  на развитие системы здравоохранения провинции. Чтобы провинция могла получить доступ к федеральным фондам, планы должны удовлетворять следующим условиям:

      всеобщий  охват населения (98-99%);

      универсальность  (страхование должно охватывать  все  необходимые медицинские  услуги);

      общественное  управление программой на коммерческой  основе;

      доступность  льгот в случае, если человек  путешествует.

      В Канаде  существует два плана медицинского страхования. Первый охватывает стационарные услуги, второй – услуги врачей.

      Большинство  стационаров и врачей в Канаде  являются частными, врачи оплачиваются  на основе гонорара – за  услугу. Однако, тарифы на медицинские  услуги регулируются правительством и ежегодно пересматриваются. Государство не заинтересовано в увеличении тарифов на медицинские услуги, так как рост стоимости лечения потребовал бы увеличения размеров государственного финансирования, а, следовательно, повышения налогов, что является непопулярной мерой. В Канаде предусмотрено финансовое наказание для провинций, лояльно относящихся к врачам, взимающим со своих пациентов дополнительные сборы сверх установленных тарифов.

      Строгий  контроль над медицинскими расходами  сдерживает темпы внедрения новейшей медицинской технологии. В Канаде очень тщательно и всесторонне  взвешивают достоинства и недостатки новой медицинской техники, с тем, чтобы принять окончательное решение о целесообразности и последствиях ее применения с точки зрения эффективности использования и нагрузки на бюджет страны.

      Однако, значительная  доля бюджетных средств  в  общих расходах на здравоохранение,  установление единого финансиста  в лице Национальной системы  страхования позволили канадскому правительству обеспечить четкую координацию программ здравоохранения и сократить административные расходы (в настоящее время они составляют 1-2% от общих расходов здравоохранения).

      Если  же  Канадская социально-страховая   модель близка к государственной, то французское социальное страхование  обладает рядом параметров, характерных  для рыночной модели. Несмотря на то, что для Франции характерен высокий  охват населения программами ОМС (уже в 1988 г. программы ОМС распространялись на 80% французов), обязательное страхование возмещает застрахованному только 75% затрат на медицинское обслуживание. Для получения 100% возмещения необходимо дополнительное добровольное медицинское страхование (ДМС). В случае болезни, временной или длительной нетрудоспособности за счет ОМС возмещается также 70-90% стоимости медикаментов.

      Финансирование  лечебно-профилактических учреждений  осуществляется из трех источников: государственного бюджета, обязательного  медицинского страхования, личных  средств граждан. Государственная организация социального страхования Франции “Securite social” подписывает соглашение (конвенцию) с врачами, в которой четко указаны цены на медицинские услуги. Так осуществляется регулирование цен на медицинские услуги. Цены пересматриваются 2 раза в год, что обычно влечет пересмотр и увеличение страховых взносов. Как уже отмечалось, “Securite social” возмещает пациенту лишь 75% расходов. Оставшиеся 25% составляют личные расходы, но они могут быть также возмещены, если пациент пользуется услугами дополнительного добровольного страхования (ДМС), осуществляемого частными страховыми компаниями. Последних во Франции достаточно много и по количеству страховых компаний Франция занимает третье место после Германии и Голландии. 90 страховых компаний входят в федерацию страховых обществ во Франции. Они предлагают населению широкий спектр услуг по страхованию здоровья в дополнение к ОМС. В отличие от Германии, пациент непосредственно оплачивает медицинские услуги, а система ОМС частично возмещает его затраты, делая медицинскую помощь в условиях рыночной экономики более доступной для населения.

 

 

1.2 Системы здравоохранения  в мире

В целях активизации  развития национальных систем здравоохранения  ВОЗ в сотрудничестве с государствами-членами  разработала основные принципы оценки результативности систем здравоохранения (ОРСЗ), отражающие связь между организационной структурой и результатами деятельности систем здравоохранения. Были разработаны основные показатели в целях измерения уровня достижения целей, стоящих перед системами здравоохранения.

Уровень здоровья

В итоге более  чем 15-летней работы ВОЗ ввела такое  понятие, как "ожидаемая продолжительность  здоровой жизни" наряду с характеризующим  ее показателем -ожидаемой продолжительностью жизни, скорректированной на инвалидность (DALE),-мерилом уровня здоровья, достигнутого среди конкретного контингента населения. Недавно этот показатель был переименован в ожидаемую продолжительность здоровой жизни (ОПЗЖ). Он основывается на ожидаемой продолжительности жизни при рождении, но скорректирован по времени, которое приводится на неудовлетворительное состояние здоровья. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении представляет собой сводный индекс смертности. Данные о смертности с распределением по возрасту можно собрать на основании журналов учета статистики естественного движения населения, обследований состояния здоровья и выборочных систем записи актов гражданского состояния

Конкретный  отрезок примени, который приходится на неудовлетворительное состояние  здоровья, определяется но результатам  проведения одномоментных исследований с использованием Международной классификации функциональных состояний, снижения трудоспособности и здоровья.

Распределение уровней здоровья

В целях получения  оценки справедливости распределения  результатов охраны здоровья населения  ВОЗ предлагает странам определять количественные показатели распределения среди групп населения ожидаемой продолжительности здоровой жизни. Однако, поскольку такие данные по различным контингентам населения имеются пока лишь в ограниченном объеме, сведения о выживании детей, которые были получены на индивидуальном уровне по многим странам, были использованы в WHR2000 для измерения неравенства в отношении выживания детей.

Степень отзывчивости системы и распределение элементов  отзывчивости

Всякая система  здравоохранения должна ставить перед собой задачу по наиболее полному удовлетворению, в духе принципов справедливости, законных потребностей обслуживаемой части населения, напрямую не связанных с охраной здоровья. Показатель отзывчивости системы здравоохранения служит отражением уважительного отношения к человеку и ориентации на клиента. В материалах WHR2000 под уважительным отношением к человеку подразумеваются такие категории, как автономность, достоинство и конфиденциальность, тогда как ориентация на клиента означает быстрое обслуживание, качество элементарных удобств, доступность систем социальной поддержки в процессе лечения и свобода выбора тех, к кому можно обратиться за помощью.

Отзывчивость  системы должна быть ориентирована  не на ожидания людей от системы  здравоохранения, а на то, чтобы уловить их истинные эмоциональные переживания в процессе взаимодействия с системой. При работе над WHR2000 использовались результаты обследований, представленные основными "поставщиками" информации для оценки как уровня, так и распределения отзывчивости.

Принцип справедливости в отношении финансовых взносов

Доля дохода после уплаты налогов, которую каждое домашнее хозяйство тратит на оплату услуг системы здравоохранения, говорит о степени, с которой  генерирование ресурсов отражает уровень платежеспособности населения. Эта доля измерялась в виде суммы финансовых взносов отдельного домашнего хозяйства в целях охраны здоровья (оплата услуг наличными, взимание налогов, отчисления на социальное обеспечение и т.п.), поделенной на общую сумму расходов (как эквивалент дохода) за минусом прожиточного минимума (в WHR2000 выраженного в виде суммы затрат на питание).

Информация о работе Характеристика национальных систем здравоохранения