Шпаргалка по "Нарушения голоса. Ринолалия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:26, шпаргалка

Краткое описание

1. Анатомическое строение голосового отдела периферического речедвигательного анализатора.
2. Акустические характеристики голоса.
3. Основные функции голоса. Характеристика разговорного голоса.
4. Механизмы голосообразования.
5. Развитие голоса у детей. (16)
6. Характеристика мутационных изменений голоса.
7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.)(17)
8. Основные причины нарушения голоса.

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_predmetu_rinolaliya_i_narusheniya_golosa.doc

— 789.50 Кб (Скачать файл)

Нарушения голоса. Ринолалия.

  1. Анатомическое строение голосового отдела периферического речедвигательного анализатора.
  2. Акустические характеристики голоса.
  3. Основные функции голоса. Характеристика разговорного голоса.
  4. Механизмы голосообразования.
  5. Развитие голоса у детей. (16)
  6. Характеристика мутационных изменений голоса.
  7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.)(17)
  8. Основные причины нарушения голоса.
  9. Функциональные нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
  10. Органические нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
  11. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса центрального происхождения.
  12. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса периферического происхождения.
  13. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при органических нарушениях голоса центрального генеза.
  14. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при органических нарушениях голоса периферического генеза.
  15. Причины, клиническая картина и основные направления коррекционной работы при фонастении.
  16. Профилактика нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий.
  17. Профилактика нарушений голоса у детей.(28)
  18. Цели, задачи и принципы коррекционной работы при различных нарушениях голоса.(22)
  19. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах и порезах гортани.
  20. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
  21. Методика коррекционной работы у детей с органически изменениями гортани.
  22. Методика коррекционной работы по восстановлению функциональных нарушений голоса.
  23. Особенности работы над дыханием при восстановлении голоса.
  24. Общая характеристика ринолалии. (2,3)
  25. Классификация ринолалии.
  26. Характеристика закрытой ринолалии.
  27. Общая характеристика  открытой ринолалии.
  28. Этиология и патогенез функциональной открытой ринолалии.
  29. Этиология и патогенез открытой ринолалии.
  30. Характеристика различных видов расщелин при органической открытой ринолалии.(1)
  31. Структура дефекта при открытой ринолалии. Первичные и вторичные дефекты.
  32. Характеристика речи у ребенка с открытой ринолалией.
  33. Цели, задачи и содержание коррекционной работы при закрытой ринолалии. Профилактические мероприятия.
  34. Задачи и содержание логопедической работы при открытой ринолалии.
  35. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в дооперационный период. (8)
  36. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в послеоперационный период.(9)
  37. Методика работы по формированию речевого дыхания у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.
  38. Методика работы по формированию звукопроизношения у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анатомическое строение  голосового отдела периферического  речедвигательного анализатора.

Периферический конец речедвигательного  анализатора, как известно, состоит  из трех отделов.

1.      нижний отдел — дыхательный (энергетический): бронхи, легкие, трахея и мышечные комплексы, которые приводят в движение органы дыхания (диафрагма, межреберные и брюшные мышцы).

Эта система обеспечивает подачу потока воздуха к органам фонации, регулирует скорость воздушной струи и количество выдыхаемого воздуха, что определяет подсвязочное и надсвязочное давление или энергетический расчет при произнесении слогов и звуков речи

Согласно данным А. Митринович-Моджеевской  диафрагма находится в тесной функциональной связи с мышцами глоточного кольца. Одновременно нижний отдел является резонатором разговорной речи, которая возникает благодаря координации функции дыхания, фонации и артикуляции.

2.      средний отдел — гортань, состоящая из 9 хрящей: трех непарных (щитовидной, перстневидной, надгортанник) и трех парных (черпаловидные, санториниевы и врисбергиевы).

Все хрящи связаны между собой  суставами, кроме надгортанника, который  имеет только связочное прикрепление. Суставы обеспечивают подвижность  гортани.

В полости гортани располагаются истинные и ложные голосовые складки. Истинные голосовые складки передними концами прикреплены к задней поверхности щитовидного хряща в углу, образуемом его пластинками, а задние концы — к голосовому отростку правого и левого черпаловидных хрящей.

Параллельно истинным голосовым складкам лежат складки из слизистой оболочки, которые называются ложными голосовыми связками. Они не принимают участия  в фонации. (В случаях патологии, при недостаточном колебании  истинных голосовых складок или  после экстирпации гортани ложные голосовые связки включаются в работу).

Под влиянием разности давления в  подсвязочном и надсвязочном пространстве голосовые складки то расслабляются  и расходятся, то натягиваются и  сближаются, вследствие чего и образуется голос 

При голосообразовании голосовые  связки сомкнуты, напряжены и при  этом происходит выдвижение щитовидного  хряща, которое хорошо прощупывается  путем наложения указательного  пальца с наружной стороны гортани  в подчелюстной области.

При физиологическом дыхании и при произнесении глухих звуков речи голосовые складки расслаблены, разомкнуты, и щитовидный хрящ находится в состоянии покоя, т. е. не выдвигается вперед.

Мышцы гортани функционируют комплексно:

1) разъединяют истинные голосовые  складки во время вдоха и выдоха; 2) сближают истинные голосовые складки и обеспечивают их смыкание во время фонации; 3) стабилизируют гортань; 4) укрепляют голосовые складки; 5) натягивают истинные голосовые складки; 6) укрепляют их свободный край. Иннервация гортани осуществляется с помощью ветвей блуждающего нерва и веточек, отходящих от верхнего шейного - симпатического узла.

Во время речи положение гортани  постоянно меняется: она то поднимается  вверх, то опускается вниз.

Гортань двигается также вперед и назад, но эти движения очень незначительны. Движения гортани связаны с движением языка, неба и нижней челюсти.

Когда язык перемещается вперед, гортань  отодвигается назад. При опускании  нижней челюсти гортань также  опускается; при перемещении мягкого  неба вверх гортань продвигается вперед. В области гортани происходит первоначальная генерация звука, продолжающаяся далее в щелях и затворах полости рта. Это обеспечивает дифференцировку звуков на гласные и согласные.

3.      верхний отдел — собственно артикуляторный — органы полостей глотки, рта, носа, лицевой и мимической мускулатур. Верхний отдел артикуляционного аппарата принимает участие в генерации звука щелями и затворами в полости рта, что обеспечивает тонкую дифференцировку гласных и согласных звуков.

Этот же отдел образует резонаторную систему рта и глотки, составляющих вместе единый механизм ротоглоточного резонатора. Наличие двух звеньев резонирования обеспечивает в речи набор постоянных элементов (звуков) и слогообразование (в результате модуляций глоточной трубки). В связи с этим глоточная трубка является одновременно резонатором и слоговым модулятором

Полость рта образуется верхней  и нижней челюстями. Она изменяется по форме и объему в зависимости  от расположения языка и неба в  ротовой полости. На изменение формы  и объема полости рта влияет степень участия лицевых, мимических мышц, а также круговой мышцы губ. Верхняя челюсть неподвижна. Движение нижней челюсти (вверх до смыкания с верхней челюстью, опускание нижней челюсти и отведение ее в стороны) имеет значение для произношения. Все эти движения осуществляются большим количеством мышц лицевой и мимической мускулатуры, работающих в тесном содружестве с мышцами среднего и нижнего отделов речевого аппарата. Важная роль в процессе произношения принадлежит мышцам рта.

Все три отдела периферического конца речедвигательного анализатора тесно связаны между собой. В патологии (при ринолалии) эта взаимосвязь нарушается.

 

2. Акустические характеристики  голоса.

Голос в нормальных условиях его развития — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения.

Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. I

Высота  звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин — от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос.

Тембр, или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. Выделяют два резонатора — основной и грудной.

Большое значение для голоса имеет  способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

    1. сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;
    2. момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков;
    3. сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

 

3. Основные функции  голоса. Характеристика разговорного  голоса.

Многие люди в немалой степени  обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем  виде, люди судят о голосе политического  деятеля в течение первых нескольких секунд. Не важно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.

Голос — это удивительный инструмент самовыражения. Известно, что любая  болезнь моментально накладывает отпечаток на силу, тембр и высоту звучания голоса. Грусть и радость, как и другие эмоции, прежде всего передаются голосом.

Под влиянием болезней или постоянного  перенапряжения голосовой аппарат  слабеет. В то же время для представителей множества профессий, таких, как преподаватели, артисты, дикторы, адвокаты, политики, врачи, продавцы и др., которые «работают» голосом, этот аппарат должен быть всегда «в исправном состоянии», то есть здоровым, сильным и богатым всеми оттенками.

Очень часто именно нарушение голоса заставляет человека обратиться к врачу.

Речь играет важную роль в жизни  общества, выполняя коммуникативную  и информативную функции. Голос  передает различные переживания: радость, боль, страх, гнев или восторг. Его  функция регулируется при помощи множества нервных связей, координирующих тончайшую работу большого количества мышц. Благодаря оттенкам голосовой окраски можно воздействовать на психику другого человека. Голос, лишенный высоких частот, кажется глухим, стелющимся, «как из бочки». А не имеющий низких – может раздражать, быть визгливым и неприятным. Красивый, здоровый голос должен радовать слух окружающих. Однако с ним могут возникнуть проблемы. Считается, что в силу своей эмоциональности проблемами голоса чаще всего страдают женщины, потерять его может и домохозяйка.  

Какие бывают расстройства голоса? По силе, тембру и высоте. При нарушении  силы голос может быть быстро иссякающим, слишком слабым или, наоборот, чрезмерно  громким; тембра – хриплым, грубым, гортанно-резким, глухим, металлическим или писклявым; высоты – монотонным, низким и т.д.

Расстройства голоса влияют на коммуникативную  функцию речи детей и особенности  их личности. При отсутствии или  нарушении голоса могут возникать  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками из-за трудностей общения. Ребята стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой и жестами. Могут появиться неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, агрессия и т.д. В дальнейшем это накладывает отпечаток на трудовую и личную жизнь взрослеющего человека.

КАК МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ?

Любое упругое тело в состоянии  колебания приводит в движение частицы  окружающего воздуха, из которых  образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе.

В человеческом организме таким  упругим телом являются голосовые  складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок  и дыхания.

Информация о работе Шпаргалка по "Нарушения голоса. Ринолалия"