Шпаргалка по "Нарушения голоса. Ринолалия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:26, шпаргалка

Краткое описание

1. Анатомическое строение голосового отдела периферического речедвигательного анализатора.
2. Акустические характеристики голоса.
3. Основные функции голоса. Характеристика разговорного голоса.
4. Механизмы голосообразования.
5. Развитие голоса у детей. (16)
6. Характеристика мутационных изменений голоса.
7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.)(17)
8. Основные причины нарушения голоса.

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_predmetu_rinolaliya_i_narusheniya_golosa.doc

— 789.50 Кб (Скачать файл)

Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного, нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения (рис. 3). Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания.

Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений  голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой.

Все вышеописанные нарушения голоса относятся к хроническим и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

 

15. Причины, клиническая  картина и основные направления  коррекционной работы при фонастении.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у взрослых. В  последнее время возросло число  детей с функциональными нарушениями  голоса, что связано с гриппозными  эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Наиболее распространенными и  многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомичесми изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждение о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дйсфонии.

1) Фонастения - нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.

Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит  фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением.

Аналогичные нарушения, возникающие  вследствие перенапряжения и утомления  голосового аппарата, она квалифицирует  как ложную фонастению четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные следователи такого разделения не придерживаются.

Фонастения – функциональное расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности. Эта форма голосового расстройства наблюдается преимущественно у людей голосовых профессий.

Многие авторы относят фонастению к профессиональным заболеваниям, которые  встречаются у педагогов и  певцов. Значительно чаще фонастенией страдают женщины вследствие большей лабильности их нервной системы и меньшей выносливости голосового аппарата.

Мнения о причинах фонастении весьма разнообразны. Часть исследователей квалифицируют это заболевание  как нарушение согласованного функционирования мышц различных отделов голосового аппарата вследствие возникновения очагов застойного торможения в коре головного мозга. А. Митронович-Моджеевска отмечает прямую зависимость между нарушениями анатомического строения гортани и частотой возникновения фонастении. Другие в качестве причин фонастении рассматривают недостаточную постановку голоса у людей, имеющих голосоречевые профессии. Большинство исследователей едины во мнении, что фонастения развивается преимущественно у людей с лабильной нервной системой или людей, подверженных частому воздействию стрессовых факторов высокой интенсивности.

В соответствии с течением заболевания  выделяют острые и хронические формы. Акустическими признаками фонастении являются снижение высоты основного тона голоса, сужение рабочего диапазона голоса, ослабление его силы и «полётности», сокращение максимального времени фонации. Жалобы пациентов: чувство давления в гортани, болевые ощущения, возникающие даже при тихом пении, отсутствие плавности звука, быстрая утомляемость. Профессионалы отмечают трудности поддержания необходимого тембра, огрубление голоса, появление фальшивых звуков. Основные субъективные  ощущения больных, сухость, жжение, зуд, щекотание, першение в гортани, скопление слизи, постоянное желание откашляться. Совокупность субъективных ощущений и трудности голосоведенгия обусловливают формирование у пациентов чувства страха перед выступление, невротических реакций, нарушения сна.

Видимые изменения в гортани  находятся в прямой зависимости от сроков заболевания. При острой фонастении, как правило, такие изменения отсутствуют. При хронической форме возникающие изменения в гортани имеют ряд черт, сходных с таковыми при ларингите: гиперемия голосовых складок, утолщение их свободного края, неполное смыкание вследствие вторичных дегенеративных образований в голосовых мышцах. Ларингостробоскопия обнаруживает асинхронность колебаний голосовых складок, из слабое натяжение, мелкоразмашистую вибрацию либо одной, либо обеих складок. Ларингоскопическая картина непостоянна, характеризуется «вклиниванием» в обычных ход колебаний быстрых поперечных сокращений всей поверхности голосовых складок, напоминающих дрожание. У одного и того же больного ларингостробоскопическая картина может изменяться от колебаний ослабленных и равномерных по частоте к энергичным и неравномерным.

 

16. Профилактика нарушений  голоса у лиц голосо-речевых  профессий.

Для охраны голоса лицам голосоречевых  профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочки глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что: отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения. Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия  проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все, окончившие курс восстановления, получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

 

17. Профилактика нарушений  голоса у детей.

У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью  не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном ребенку диапазоне.

Первоначальными признаками нарушения  голоса могут быть легкая хрипота  и быстрая его истощаемость, вызванные  небольшим расстройством функции гортани. Однако, если данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект.

Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции. Исключение составляют нарушения, связанные с врожденным дефектом твердого и мягкого нёба и с нарушением слуха. Нарушения голоса могут быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта при дизартрии, ринолалии, нарушениях речи слабослышащих и глухих.

Для предупреждения различных голосовых  расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего  детства.

Каждый педагог должен знать, что  развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.

Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

 

18. Цели, задачи и принципы  коррекционной работы при различных  нарушениях голоса.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и  механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования, т.е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности».

Для реализации этих задач требуется:

  1. активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;
  2. предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т.е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;
  3. положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;
  4. восстановление утраченных кинестезий голосоведения, т.е. непосредственно самой фонации;
  5. восстановление координации дыхания и фонации.

Информация о работе Шпаргалка по "Нарушения голоса. Ринолалия"